Источник
"Самоуправляемые автомобили. Пылесосы в форме блюдца, которые носятся туда-сюда (и лишь изредка застревают в углах). Телефоны, которые сообщат вам, где вы находитесь и как добраться до следующего места. Мы живем со всеми этими вещами, и в некоторых случаях (смартфон является лучшим примером) не можем жить без них, по крайней мере, так мы говорим себе. Но может ли машина, которая читает, научиться писать?
В одном из своих редких набегов в нонфикшн литературу («Как писать книги») я сказал, что вы не сможете научиться писать, если вы не читатель и если вы не читаете много. Программисты ИИ, очевидно, приняли этот совет близко к сердцу. Поскольку объем компьютерной памяти крайне велик — все, что я когда-либо написал, может поместиться на одной флэшке (факт, который никогда не перестает поражать меня), - то эти программисты могут сваливать тысячи книг в современные цифровые блендеры. В том числе, кажется, и мои. Главный вопрос состоит в том, получите ли вы в итоге больше, чем сумму частей, когда всё это прокрутите.
Пока ответ отрицательный. Стихи, написанные ИИ в стиле Уильяма Блейка или Уильяма Карлоса Уильямса (я видел оба), во многом похожи на деньги в кино: хороши на первый взгляд, но не очень хороши при внимательном рассмотрении. В книге, которая скоро выйдет, я написал сцену, которая может проиллюстрировать эту точку зрения. Один персонаж подкрадывается к другому персонажу и стреляет ему в затылок из небольшого револьвера. Когда стрелок перевернул мертвеца, он увидел небольшую выпуклость на его лбу. Видите ли, пуля не совсем вышла. Когда я сел писать в тот день, я знал, что произойдет убийство, и я знал, что это будет убийство с применением огнестрельного оружия. Но я не знал об этой выпуклости, которая станет картинкой, которая будет преследовать стрелка в дальнейшем. Это был настоящий творческий момент, который возник благодаря тому, что вы оказались в самой истории и увидели то, что увидел убийца. Это было полной неожиданностью.
Может ли машина создать такую выпуклость? Я бы не стал спорить, но я должен – неохотно – добавить уточнение: «Еще нет». Творить без разума нельзя, и сейчас есть доказательства, что некоторые ИИ действительно разумны. Если это верно для настоящего или будущего, тогда творчество станет возможным. Я рассматриваю эту возможность с некоторым жутким восхищением. Запретил бы я обучение (если можно так выразиться) компьютеров на моих историях? Нет, даже если бы я мог это сделать. С тем же успехом я мог бы быть королем Кнудом, запрещающим приливу подниматься. Или луддитом, пытающимся остановить промышленный прогресс, разбивая паровой ткацкий станок на куски.
Заставляет ли это меня нервничать? Чувствую ли я, что вторгаются на мою территорию? Пока нет, но, скорее всего, потому, что я достиг довольно преклонного возраста. И я должен сказать, что эта тема всегда заставляет меня думать о самом пророческом романе D. F. Jones "Colossus". В нем захвативший весь мир компьютер действительно становится разумным, уверенно утверждая, что со временем человечество полюбит и начнет уважать его. (Полагаю, многие из нас любят и уважают наши телефоны.) Создатель компьютера Форбин в ответ на это восклицает: «Никогда!» Но последнее слово остается за рассказчиком, и оно такое:
"Никогда?"
P.S. Осенью этого года выйдет очередной роман Стивена Кинга «Holly».
Телеграм-канал "Интриги книги"
Стивен Кинг: Мои книги использовались для обучения ИИ.
25 августа 202325 авг 2023
2 мин