Найти тему
История и культура Евразии

Происхождение славян - Словенская группа

Словенская группа славян происходит из пражско-корчакской культуры. Чешский археолог И. Борковский считал, что эта культура развивалась из культуры погребальных урн римского времени и кельтской культуры.

Распространение памятников пражско-корчакской культуры а — основные памятники пражско-корчакской культуры; б — ареал суковско-дзедзицкой культуры; в — пеньковской культуры; г — ипотешти-кындештской культуры; д — северная граница Византийской империи. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21
Распространение памятников пражско-корчакской культуры а — основные памятники пражско-корчакской культуры; б — ареал суковско-дзедзицкой культуры; в — пеньковской культуры; г — ипотешти-кындештской культуры; д — северная граница Византийской империи. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21

Пражско-корчакская культура долгое время считалась единственной славянской археологической культурой. Но современные исследования показали, что ареал зарождения славянства намного шире.

Пражско-корчакская культура известна домашним ремесленным производством. В частности высоких горшков с усеченно-коническим туловом, слегка суженным горлом и коротким венчиком.

Глиняные сосуды и пряслица из памятников пражско-корчакской культуры 1, 5 — Тетеревка; 2, 6, 7 — Корчак-VII; 3 — Сентендре; 4 — Корчак-I; 8, 9 — Корчак-IХ; 10 — Нова Гута — Могила; 11 — Велеславин; 12 — Бубенеч. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21
Глиняные сосуды и пряслица из памятников пражско-корчакской культуры 1, 5 — Тетеревка; 2, 6, 7 — Корчак-VII; 3 — Сентендре; 4 — Корчак-I; 8, 9 — Корчак-IХ; 10 — Нова Гута — Могила; 11 — Велеславин; 12 — Бубенеч. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21

У пражан-корчаковцев преобладали стандартные полуземляночные постройки. Котлованы опускались в грунт на глубину 0,3–1 м. Конструкции стен - срубы из бревен, реже плах.

Полы - земляные, иногда промазывались глиной и выстилались досками.

Отапливались печами или очагами. Вдоль стен устраивались прилавки из дерева. Служили лежанками и скамейками.

Распространение двух типов жилищ в раннесредневековом славянском мире а — поселения с жилищами-полуземлянками; б — поселения с наземными домами с подпольными ямами; в — ареалы пражско-корчакской (А) и суковско-дзедзицкой культур (Б). 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21
Распространение двух типов жилищ в раннесредневековом славянском мире а — поселения с жилищами-полуземлянками; б — поселения с наземными домами с подпольными ямами; в — ареалы пражско-корчакской (А) и суковско-дзедзицкой культур (Б). Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21

Вначале умерших хоронили по обряду трупосожжения и помещением останков в небольших ямках. В VI–VII вв. получает распространение курганный обряд. Курганы невысокие (до 0,5 м), окруженные ровиком. Кремация на стороне, останки помещались в основаниях насыпей или в неглубоких ямках под насыпями. Изменение обряда погребения связана со смешением с племенными группами гето-фракийцев.

Пражано-корчаковцы проживали вместе в неукрепленных поселениях — селищах. Располагались, по берегам водоемов. Поселения состояли из 8–20 дворохозяйств. При этом, селищ было много и они располагались друг от друга на 300–500 м.

Ремесленичество было довольно архаичным, хотя встречаются крупные ремесленные мастерские. Это связывается нашествием гуннов, которые погубили пшеворскую культуры и увели большую часть ремесленников. Также увели много красивых женщин. Это вызвало гендерный дисбаланс и одинокие мужчины начали расходиться в разные стороны. С этим связана миграция пшеворцев в разных направлениях. Остались только более или менее полные семьи, которых было не так много.

Но уже в V-VI столетиях носители пражско-корчакской культуры устремились вдоль восточных склонов Карпатских гор в междуречье Днестра и нижнего Дуная. В бассейнах Прута и Сирета археологи выявили большую группу поселений пражско-корчакской культуры. В южных нижнедунайских землях переселенцы смешались с антами. Активно взаимодействуют с германцами-лангобардами. Когда, те в 568 году ушли в Северную Италию, то славяне заселили их земли.

Памятники славян и лангобардов в Среднем Подунавье а — памятники пражско-корчакской культуры; 6 — памятники прешовской культуры; в — славянские памятники V в. с пшеворскими чертами (по М. и Д. Янковичам); г — славянские памятники конца V и первой половины VI в. (по М. и Д. Янковичам); д — памятники лангобардов; е — памятники лангобардско-славянские; ж — регион полабских германцев; з — регион гепидов; и — северная граница Византийской империи. 1 — Велатице; 2 — Шаратице; 3 — Журань; 4 — Хохенау; 5 — Лангенлебарн; 6 — Сентендре; 7 — Рекалмас; 8 — Вырс; 9 — Сомбор; 10 — Хоргош; 11 — Осиек; 12 — Винковици; 13 — Каб (Нови Сад); 14 — Опово-Баранда; 15 — Мушиеи; 16 — Петровина; 17 — Двоград; 18 — Бакар. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21
Памятники славян и лангобардов в Среднем Подунавье а — памятники пражско-корчакской культуры; 6 — памятники прешовской культуры; в — славянские памятники V в. с пшеворскими чертами (по М. и Д. Янковичам); г — славянские памятники конца V и первой половины VI в. (по М. и Д. Янковичам); д — памятники лангобардов; е — памятники лангобардско-славянские; ж — регион полабских германцев; з — регион гепидов; и — северная граница Византийской империи. 1 — Велатице; 2 — Шаратице; 3 — Журань; 4 — Хохенау; 5 — Лангенлебарн; 6 — Сентендре; 7 — Рекалмас; 8 — Вырс; 9 — Сомбор; 10 — Хоргош; 11 — Осиек; 12 — Винковици; 13 — Каб (Нови Сад); 14 — Опово-Баранда; 15 — Мушиеи; 16 — Петровина; 17 — Двоград; 18 — Бакар. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21

В результате при взаимодействии антов и славен с автохтонными жителями сформировалась ипотешти-кындештская культура.

При этом Анты были в Нижнем Подунавье основной силой. В 530 г. они вместе с болгарами участвуют в набегах на Византийскую империю.

Также, славяне заселяют бассейны верхнего и среднего течения Эльбы и Заале. Южнее Подунавья пражано-корчаковцы заселиться не смогли, так как они довольно плотно заселены автохтонным романским населением, германскими племенами и частично потомками антов.

Восточнее пражано-корчаковцы заселялись вплоть до Киева. Правда немногочисленными группами.

Пражано-корчаковцы называли себя славенами. Это самоназвание стало этнонимом всех современных славян. При этом названия племен славенов, кроме дулебов историкам не известны. Из дулебов уже вышли волыняне, древляне, поляне и дреговичи. Они получили свои этнонимы от мест проживания.

https://rudalle.ru/check_kandinsky22/363a5b5b-d670-4734-9c68-a8ad2679b6c8
https://rudalle.ru/check_kandinsky22/363a5b5b-d670-4734-9c68-a8ad2679b6c8

Оставшиеся на родине пражано-корчаковцы наиболее хорошо известны историкам в Южной Польше. Это:

  • висляне в верховьях Вислы;
  • слензяне, проживавшие по обоим берегам Одера ниже полян (название их происходит от реки Слензы и горы Сленз);
  • лендзяне (из славянского ledo, русск. ляда, лядина ‘пустошь, новь, необработанная земля’) на правобережье Вислы между устьями Сана и Вепжа.

Но где бы пражано-корчаковцы не жили их женщины носили одинаковые от Одера до Днепра височные кольца, по которым археологи и определили ареал расселения словен.

Эсоконечные височные кольца 1, 2 — Калдус; 3 — Млодзиково; 4 — Мейецовощ; 5, 6 — Гданьск. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21
Эсоконечные височные кольца 1, 2 — Калдус; 3 — Млодзиково; 4 — Мейецовощ; 5, 6 — Гданьск. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/21