Джону Карпентеру с большим трудом удалось завершить и представить на суд зрителей на кинофестивале Filmex в марте 1974 года свой дебютный фантастический фильм "Тёмная Звезда" (Dark Star, 1974). Он начал его снимать в соавторстве с легендарным Дэном О'Бэнноном как 45-минутный дипломный проект, завершающий их обучение в Университете Южной Калифорнии, но им удалось найти дополнительные источники финансирования и превратить его в полнометражный фильм. Эта первая режиссёрская работа Карпентера осталась практически незамеченной, а немногочисленные рецензии того времени носили в основном отрицательный характер.
Никто не торопился приглашать Карпентера на работу в качестве режиссёра, так что он решил на какое-то время сосредоточиться на написании сценариев. Одной из первых его работ и стал "Побег из Нью-Йорка", первый вариант которого Карпентер написал в 1974 году, вдохновляясь своим первым посещением этого города и событиями до глубины души поразившими всё демократическое американское общество и основательно пошатнувшее его безоговорочное доверие к государственной власти - Уотергейтский скандал. Другим же источником вдохновения режиссёру послужил популярный в то время боевик с Чарльзом Броснаном в главной роли "Жажда смерти" (Death Wish, 1974). А сюжет для фильма, как он позже сам признавался, был позаимствован из книги Гарри Гаррисона "Планета проклятых" (Planet of the Damned, 1962).
Карпентер попытался продать этот сценарий некоторым голливудским студиям, но все они отказались, отзываясь о нём как о "странном, слишком жестоком и пугающим". Потом режиссёру удалось всё-таки запустить в производство свой ставший впоследствии культовым, как и практически все его ранние работы, "Нападение на 13-й участок" (Assault on Precinct 13, 1976), а затем был феноменальный "Хэллоуин"(Halloween, 1978).
После грандиозного кассового успеха дебютного фильма о Майкле Майерсе, знаменитая независимая кинокомпания Avco Embassy Pictures в лице её президента Роберта Рема, заключила с Карпентером контракт на производство двух полнометражных фильмов. Первым из них стал "Туман" (The Fog, 1980), а вторым должен был стать фильм "Филадельфийский эксперимент" (The Philadelphia Experiment, 1984). Карпентер начал писать для "...эксперимента" сценарий, но так и не смог придумать удовлетворивший бы его конфликт. Так что он в конечном итоге решил от него отказался и заняться "Побегом из Нью-Йорка".
Сценарий фильма уже был готов, но Карпентеру показалось что там чего-то не хватает. "По сути, это был обычный боевик, - вспоминал он, - и в какой-то момент я понял, что в нём совсем нет того немного сумасшедшего юмора, который ожидали бы увидеть жители Нью-Йорка." Чтобы добавить эти самые комедийные нотки Джон пригласил своего приятеля Ника Касла, с которым подружился ещё во время учёбы в Университете, и который сыграл у него в Хеллоуине самого Майкла Майерса, правда только в сценах, где его лицо было скрыто маской. Касл придумал все сцены с таксистом Кэбби и новую концовку. К весне 1980 года обновлённый сценарий был полностью завершён.
Когда дело дошло до выбора актёра на главную роль, то тут Карпентер и руководство Avco Embassy Pictures долго не могли прийти к единому мнению. Карпентер на съёмках своего телевизионного байопика о короле рок-н-ролла "Элвис" (Elvis, 1979) очень хорошо сдружился с Куртом Расселом, игравшим роль Элвиса Пресли, и в роли Плисскена никого другого не представлял. Рассел в 1966 году будучи пятнадцатилетним подростком заключил десятилетний контракт со студией Disney, став одним из самых успешных её актёров того времени. Так что и Рассел, готовившийся разменять свой четвёртый десяток, тоже отчаянно хотел сыграть в этом фильме, чтобы поскорее избавиться от преследовавшего его диснеевского прошлого.
Студия же хотела взять на эту роль актёра с уже сложившимся амплуа "крутого парня", и Рассел, по её мнению, с его фильмографией для этого подходил меньше всего. Поэтому она составила свой список претендентов, среди которых были Чак Норрис, Ник Нолти, Томми Ли Джонс, Джефф Бриджес, Крис Кристоферсон и Чарльз Бронсон, и передала его на рассмотрение Карпентеру. Но режиссёра никто из них не устраивал - Бронсона он посчитал слишком старым, Норриса слишком стереотипным, а другие просто не подходили на эту роль. Карпентер продолжал настаивать на кандидатуре Рассела, поддержала этот выбор и постоянный его партнёр продюсер Дебра Хилл, заявляя, что его молодость, атлетизм, а также то, что он ещё не успел примелькаться в этом жанре, будут идеальными качествами для этой роли. В конце концов студия сдалась и доверилась режиссёрскому чутью Карпентера.
Имя главного героя - Снейк (Змей) Плисскен, Карпентер позаимствовал у реального человека. Вроде как один из знакомых режиссёра знал знакомого, с которым в одной школе учился крутой парень, у которого на животе было набито тату в виде большой змеи, фамилия у него была Плисскен, но все звали его Снейк. Карпентеру пришлось немало времени провести, доказывая продюсерам, что главный герой его фильма должен такое запоминающееся имя.
Кстати, идея "украсить" своего героя повязкой на глазу полностью принадлежала Расселу, и он не посвящал в неё Карпентера до самого начала съёмок. Так что, когда в первый съёмочный день Рассел явился на площадку с повязкой на глазу для режиссёра это было сюрпризом, но идея ему понравилась и он решил её оставить.
Кроме Рассела в фильме снялось большое количество культовых и известных актёров. Так роль президента США исполнил уже снимавшийся у Карпентера в "Хеллоуине" Дональд Плезенс. В роли комиссара полиции появился легендарный Ли Ван Клиф, правда у создателей хватило денег только на один съёмочный день с ним, в течение которого были отсняты все сцены с его участием. Кстати просматривая позже весь отснятый с Ван Клифом материал Карпентер обнаружил что некоторые кадры оказались сняты немного не в фокусе, но денег на пересъёмку уже не было и пришлось использовать их как есть.
За комедийную составляющую фильма отвечал ещё один известный голливудский актёр 50-60-х Эрнест Боргнайн, который сыграл роль таксиста по прозвищу Кэбби. Главную женскую роль исполнила супруга самого Карпентера Эдриенн Барбо. Не обошлось и без гостевого участия звезды "Хеллоуина" Джейми Ли Кёртис, имя которой правда не попало в титры - это её закадровый голос в самом начале фильма зачитывает зрителям краткую историческую справку и чуть позже один из компьютеров также говорит её голосом. А главную отрицательную роль в фильме исполнил популярный в Америке композитор, исполнитель и автор песен в жанре соул Айзек Хейз.
Окончательный бюджет, установленный для фильма, составил $6 млн. (по некоторым источникам $7 млн.), и, хотя для Карпентера это стало самой большой суммой, с которой ему на тот момент довелось работать, для масштабного фантастического боевика это было не так уж и много. Большой проблемой было найти на этот бюджет подходящие для съёмок локации, поскольку нужно было создать реалистичную картину разлагающуюся и полуразрушенную версию одного из крупнейших городов в мире.
Карпентер и художник-постановщик Джо Элвс отказались от съёмок на натуре в Нью-Йорке, поскольку было бы невероятно сложно превратить город в развалины. Карпентер предложил снимать фильм целиком в студийных декорациях, но Элвс был категорически против, "потому что текстура реальной улицы не похожа на декорации". В конечном итоге они отправили помощника продюсера Барри Бернарди в путешествие по стране "в поисках худшего города в Америке". И результатом его поисков стал Восточный Сент-Луис, штат Иллинойс, - крупный промышленный центр в 50-х годах, пришедший в 70-х в упадок и покинутый большей частью жителей. Заброшенные кварталы этого города, большинство зданий которых пострадало от масштабных пожаров 1976 года, приобрели тот самый необходимый Карпентеру и Элвсу вид.
Также Бернарди отыскал выведенный в 1970-м году из эксплуатации мост на окраинах Сент-Луиса, который сыграл в фильме роль нью-йоркского Моста 69-й улицы. Создатели фильма выкупили его на время съёмок у правительства города за символическую сумму $1, а по завершении съёмочного периода продали его обратно за ту же сумму. Помимо этого, моста на съёмках были использованы и ещё кое-какие из близлежащих заброшенных зданий, сыгравших роли железнодорожного вокзала и кинотеатр "Fox Theatre".
Этот фильм стал четвёртой совместной работой Джона Карпентера и оператора Дина Канди. Канди на съёмках этого фильма впервые использовал "компьютеризированный модулятор света", который автоматически изменял уровень освещённости съёмочной площадки, что позволяло более качественно переносить на плёнку сцены, снятые при мерцающем свете факелов. Ещё одним новшеством, использованным Канди на съёмках этого фильма, стали специальные линзы, улучшающие светопередачу в условиях недостаточной освещённости. Также он снова применил технологию Panaglide, впервые опробованную им на съёмках "Хеллоуина", которая позволяла получать плавные кадры, снятые при перемещении камеры.
Сами съёмки официально стартовали 4 августа 1980 года. По воспоминаниям Карпентера они стали для него настоящим испытанием: "Мы заканчивали снимать около 6 часов утра, а в 7 часов, когда всходило солнце, я уже спал. Потом просыпался около 5 или 6 часов вечера, в зависимости от того, нужно ли было просматривать отснятый материал или нет, и к тому времени, когда я выходил из дома, солнце уже садилось. Так что около двух с половиной месяцев я не видел дневного света, это было очень необычно." Создателям удалось уговорит власти города, чтобы они полностью отключали на ночь электричество в нескольких кварталах города, где велись съёмки, так что на съёмочной площадке других источников освещения кроме осветительного оборудования не было.
Но кое-какие кадры Карпентер всё-таки снял в Нью-Йорке, те на которых действие происходило на острове Свободы. "Мы были первой кинокомпанией в истории, - рассказывал режиссёр, - которой разрешили снимать на острове Свободы у Статуи Свободы ночью. Они отдали нам весь остров в наше полное распоряжение. Нам повезло. Получить это разрешение было нелегко. Тремя месяцами ранее их пытались взорвать, и они не хотели проблем [3 июня 1980 года группа хорватских борцов за свободу из Югославии заложила бомбу в основании Статуи Свободы, при взрыве которой никто не пострадал]." Съёмками на острове 9 октября 1980 года и завершился основной съёмочный период фильма.
Далее следовал не менее важный период различных комбинированных съёмок для создания панорамных видов разрушенного города, сцены посадки глайдера Плисскена на крыше одного из зданий, взрывы и различные другие спецэффекты. Эту работу доверили голливудской студии "Венеция", принадлежащей легендарному продюсеру второсортных фильмов Роджеру Корману и его компании New World Pictures. Карпентер очень впечатлился проделанной специалистами этой студии работой над фильмом "Битва за пределами звёзд" (Battle Beyond the Stars, 1980), который был снят на очень скромный бюджет в $2 млн. На создание всех этих спецэффектов создатели планировали потратить около двух месяцев, чтобы успеть закончить работу над фильмом в апреле-мае 1981 года с его последующей запланированной на июль премьерой в кинотеатрах.
Всем процессом работы над спецэффектами на студии "Венеция" руководил Р.Дж. Кизер, занимавший тогда на студии New World Pictures должность монтажёра, а впоследствии ставший одним из ведущих голливудских монтажёров звуковых эффектов. В подчинении у него была команда штатных художников и специалистов по спецэффектам, среди которых оказался только начинавший свою кинокарьеру Джеймс Кэмерон. Кэмерон для этого фильма рисовал на стекле фоны разрушенного Нью-Йорка, такие использовались в то время вместо современных компьютерных фонов, наложенных на зелёный экран.
Также специалистами "Венеции" был построен миниатюрный макет Нью-Йорка для съёмок общих кадров города, который, к слову, около года спустя был использован на съёмках фильма Ридли Скотта "Бегущий по лезвию" (Blade Runner, 1982). Также был построен и макет неоновой "компьютерной" версии города, который заменял в то время дорогостоящее сгенерированное на компьютере изображение.
Первая смонтированная Карпентером версия фильма немного отличалась от той, которую зрители увидели в кинотеатрах. Она начиналась с довольно продолжительной сцены, в которой Плисскен вместе со своим напарником, которого сыграл довольно известный жанровый актёр Джо Ангер, грабили банк, и в итоге оказывались пойманными полицией. Однако зрители, увидевшие фильм на тестовых просмотрах, заявляли, что открывающая его сцена слишком длинная и им было не понятно, о чём в ней идёт речь.
Так что было принято решение эту сцену вырезать (но в финальных титрах всё равно упоминается снявшийся в ней Джо Ангер), а в прологе, в котором голос Джейми Ли Кёртис рассказывает об уровне преступности в Соединенных Штатах, добавить пояснение об устройстве тюрьмы. "Я думаю, что в научно-фантастических фильмах, особенно в тех, где вам нужно установить правила для будущего, вы должны делать это очень чётко с самого начала, чтобы зрители сказали: «Ага. Я понимаю, куда вы меня ведёте.»", - рассказывал потом Карпентер.
В изначальной версии фильма не было кадра с окровавленным телом Мэгги лежащим на мосту, он был добавлен после замечания пятнадцатилетнего сына присутствовавшего на тестовом просмотре Джералда В. Абрамса по имени Джей Джей. По воспоминаниям Эдриенн Барбо, будущий создатель культового сериала "Остаться в живых" (Lost, 2004 – 2010) после окончания фильма "поднял руку и спросил Джона: «А что случилось с Мэгги?». Карпентер решил прояснить этот момент, и через пару дней они с Барбо и несколькими членами съёмочной группы собрались у себя в гараже и сняли этот самый кровавый кадр во всём фильме.
Раньше всех фильм увидели жители Сент-Луиса 26 июня 1981 года, видимо в благодарность за оказанное кинематографистам содействие во время съёмок. Официальная кинопремьера состоялась только спустя две недели - 10 июля, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Прокат был более чем успешным - итоговые сборы в кинотеатрах США составили $25,2 млн. Отзывы о критиков тоже были сплошь положительными - на Rotten Tomatoes у фильма 88% свежести на основании 72 рецензий.
Потом у фильма началась не менее успешная вторая жизнь на домашнем видео. Он неоднократно выпускался на видеокассетах в обоих доступных в то время форматах - VHS и Betamax, позже несколько раз выпускался в формате LaserDisc, в виде стандартного и коллекционного изданий. В 2000 году он впервые был выпущен на DVD, правда это издание содержало только фильм и его кинотеатральный трейлер.
А вот вышедшее 16 декабря 2003 года DVD издание фильма на двух дисках не зря носило название коллекционное. Там была представлена театральная версия фильма с новой отреставрированной в высоком разрешении картинкой, новой звуковой дорожкой формата Dolby Digital 5.1, один диск был полностью отведён под специально записанные для этого издания дополнительные материалы, среди которых можно было найти и знаменитую удалённую открывающую фильм сцену ограбления банка. Долгое время считалось, что плёнка с оригинальной версией фильма была утеряна, но в начале нулевых её удалось отыскать в хранилище пленок соляной шахты Хатчинсона, штат Канзас. Карпентер решил добавить эту удалённую сцену в раздел дополнительных материалов, не выпуская отдельно свою оригинальную версию, поскольку считал, что она действительно оказалась лишней, и фильм работает лучше без неё.
В высоком разрешении фильм впервые был выпущен 3 августа 2010 года компанией Metro-Goldwyn-Mayer, и это было довольно посредственное издание с одним только трейлером в разделе дополнительных материалов. Ситуацию исправило вышедшее 21 апреля 2015 года двухдисковое коллекционное издание от независимой компании Shout Factory, которое включало в себя все вышедшие ранее дополнительные материалы и новые, записанные специально для этого издания.
26 ноября 2018 года европейская компания Studio Canal выпустила новое коллекционное трёхдисковое издание фильма, отреставрированного в разрешении 4К. Это же издание немного изменив перевыпустила 17 мая 2022 года и компания Shout Factory в США.
Отличия "театральной" версии фильма от "оригинальной"
(продолжительность "оригинальной" версии" (ОВ) - 01:45:12,
продолжительность "театральной" версии (ТВ) - 01:38:46).
Примечание. Это сравнение основано на 10-минутном начальном эпизоде. Скорее всего в изначальной версии Карпентера были и другие отличия, но на данный момент, это проверить не представляется возможным. Продолжительность "оригинальной" версии цифра предположительная.
1. Альтернативный самый первый титр в начале фильма с производственными компаниями. (без разницы во времени)
- "театральная" версия. Указаны все три профинансировавшие создание фильма компании. (время ТВ - 00:00:00, продолжительность - 6 секунд)
- "оригинальная" версия. Указана только Avco Embassy. (время ОВ - 00:00:00, продолжительность - 6 секунд)
2. Добавлен кадр с компьютерной анимацией устройства тюрьмы и закадровое подробное пояснение голосом Джейми Ли Кёртис: "Некогда великий город Нью-Йорк становится единственной тюрьмой строгого режима на всю страну. 50-футовая защитная стена возведена вдоль береговой линии Нью-Джерси, через реку Гарлем и вниз вдоль береговой линии Бруклина. Она полностью окружает остров Манхэттен. Все мосты и водные пути заминированы." (The once great City of New York becomes the one maximum-security prison for the entire country. A 50-feet containment wall is erected along the New Jersey shoreline, across the Harlem River and down along the Brooklyn shoreline. It completely surrounds Manhattan Island. All bridges and waterways are mined.) (время ТВ - 00:03:00, продолжительность - 45 секунд)
3. Использованы альтернативные кадры, когда закадровый голос Кёртис произносит: "Полиция Соединенных Штатов, подобно армии, расположилась лагерем по всему острову. Внутри тюрьмы нет охранников, только заключенные и миры, которые они создали. Правила просты. Если вы туда попадёте, обратно вы уже не выйдете." (The United State Police Force, Like an army, is encamped around the island. There are no guards inside the prison, only prisoners and the worlds they have made. The rules are simple. Once you go in, you don't come out.) ("театральная" версия длиннее на 5 секунд)
- "театральная" версия. Продолжается предыдущий кадр со схемой тюрьмы, затем идёт её вид сбоку, перед титром с 1997 годом голос Кёртис уже замолкает. (время ТВ - 00:03:45, продолжительность - 37 секунд)
- "оригинальная" версия. (время ОВ - 00:02:51, продолжительность - 32 секунды)
4. Вырезана сцена ограбления банка Снейком и его помощником.
Сначала идёт кадр на котором едущий по банку робот сообщает: "Внимание! Рабочее время закончилось. Работа прекращается через 30 секунд. Весь персонал должен немедленно покинуть свои рабочие зоны. Благодарю вас." (Attention! Working hours are over. Lockup begins in 30 seconds. All personnel must leave their working areas immediately. Thank you.). Камера между стеллажей следует за роботом, он повторяет своё сообщение ещё раз, но время до окончания рабочего дня уже 20 секунд.
Далее камера следует по коридору за мужчиной в рабочем комбинезоне. Женский голос по громкой связи сообщает: "Банк Соединенных Штатов и его сотрудники хотели бы поблагодарить вас за то, что вы позволили нам обслуживать вас. Банковские часы закончились. Благодаря Concord Speed можно добраться на метро до всех крупных городов." (The Bank of the United States and it's employees wish to thank you for allowing us to serve you. Banking hours are over. Underground transportation to all major cities is available through Concord Speed.)
Далее мужчина заходит в лифт где снимает униформу и уже можно увидеть, что это Плисскен. Голос из динамика в лифте произносит: "Доступ к этому лифту разрешен только его персоналу. Все несанкционированные пассажиры будут подвергнуты задержанию и тюремному заключению." (This elevator is permit to its personnel only. All unauthorized passengers will be subject to confine and imprisonment.). Плисскен выходит из лифта на крышу здания.
После идёт кадр, на котором Плисскен в каком-то месте похожем на парковку. Он замечает двух охранников, разворачивается и быстрым шагом идёт в противоположную сторону, постепенно переходя на бег. Голос из динамиков произносит: "Внимание! Код «красный»! Совершается ограбление банка. Всему персоналу, обеспечивающему безопасность, прибыть на свои посты." (Attention! Code Red! A bank robbery is in progress. All security personnel to Code Red stations.)
Плисскен забегает на станцию метро, где встречает своего напарника Билла Тейлора, ковыряющегося в элетрощитке.
Тейлор: "Ты рано." (You early.)
Плисскен: "Они у меня на заднице." (They on my ass.)
Тейлор заканчивает ковыряться в щитке, на станцию прибывает поезд. Плисскен хватает пытающегося сложить свои вещи в сумку Билла за локоть, произнося: "Пошли! Быстрей" (Go! Quick!), и оба забегают в вагон остановившегося поезда.
В поезде они, осмотревшись, садятся на сиденья.
Плисскен: "Мы едем в Сиэтл?" (Are we going to Seattle?)
Тейлор: "Может быть. Может быть, Сиэтл, может быть, Сан-Франциско, может быть, Барстоу, чувак. Я не могу сказать наверняка, чертовы схемы такие маленькие." (Maybe. Maybe, Seattle, maybe, San Francisco, maybe, Barstow, man. I can't tell, the goddamn circuits are so small.)
Плисскен, бросая напротив Тейлора сумку с деньгами: "Поздравляю, ты миллиардер." (Congratulations, you are billionaire.)
Тейлор, открывая сумку: "О, Господи. О, Господи, Снейк, посмотри на это, чувак." (Oh, Jesus. Oh, Jesus, Snake, look at this, man.)
Плисскен складывает куртку и ложится на неё: "Слушай, чувак, я слишком устал." (Look, man, I'm too tired.)
Тейлор: "Ну же, чувак, давай их разделим." (Come on, man, let's split'em up.)
Плиискен: "Я тебе доверяю." (I trust you.)
Тейлор, довольно улыбаясь достаёт свою сумку и начинает перекладывать деньги.
Через какое-то время поезд останавливается, голос из динамиков сообщает: "Добро пожаловать в Сан-Франциско. Пожалуйста, выходите направо." (Welcome to San Francisco. Please step to your right.). Тейлор и Плисскен собираются и с опаской выходят из вагона на пустой перрон.
Тейлор: "Сан-Франциско неплох, чувак. Я тут немного как-то покрутился." (San Francisco ain't bad, man. I've spin a bit here.)
Плисскен: "Ага." (Yeah.)
Тейлор: "Нас могло занести в Барстоу, чувак." (Can spin at Barstow, man.)
Не спеша они идут к эскалатору, Плисскен подозрительно оглядывается по сторонам. Поднявшись по эскалатору, они попадают в большой зал, где по-прежнему нет ни одного человека. Плисскен всё так же неуверенно идёт вперёд.
Тейлор: "Что не так, Снейк?" (What's wrong, Snake?)
Плисскен: "Здесь никого нет." (Nobody's here.)
Тейлор: "Ой, да ладно тебе, чувак, чего ты переживаешь. Мы сделали это, детка!" (Oh, come on, man, what you worried about. We made it, baby!), на последнем слове Тейлору в плечо прилетает пуля, он падает. Снейк пытается его поднять, к ним по элеваторам, периодически стреляя, спускаются полицейские. Снейк бросает Тейлора и бежит вниз по лестнице на посадочную платформу, но пути останавливается, кричит: "Тейлор!" (Taylor!), и возвращается к товарищу. Поднявшись по лестнице, он видит с трудом стоящего на ногах Тейлора, а за его спиной полицейских с оружием, нацеленным на него. Плисскен бросает свою сумку с деньгами на пол.
Плисскен: "Брось сумку, Тейлор." (Drop the bag, Taylor.)
Тейлор: "Нет, Снейк. Нет, чувак." (No, Snake. No, man.)
Плисскен: "Тейлор. Брось сумку!" (Taylor. Drop the bag!)
Тут раздаются выстрелы и Тейлор замертво падает на пол. Снизу по лестнице к Плисскену подбегают полицейские и он поднимает вверх руки.
(время ОВ - 00:03:22, продолжительность - 444 секунды)
Конечно оригинальная версия отдельно нигде не выходила, поскольку и сам Карпентер решил, что удалённое вступление не идёт на пользу фильму в целом, но для фанатов она однозначно была бы интересна, и, надеюсь, в будущем её всё-таки выпустят в полноценном виде. А пока что можно посмотреть эту сцену только отдельно, да и качеством она заметно хуже, чем отреставрированная в 4К разрешении "театральная" версия фильма.