Современники называли Станислава Юлиановича Жуковского «певцом русской усадьбы». И это звание крепко приросло к имени художника. Мало кто из мастеров того времени столько внимания уделял теме усадебного пейзажа и уж тем более интерьеру дворянских домов.
Да, некоторые участники «Мира искусства» пытались в период первой русской революции 1905 года найти какие-то положительные моменты в исчезающем на их глазах прошлом. Но только Жуковский продолжал сохранять верность своей любимой теме на протяжении всего своего дальнейшего творчества.
Известны слова Станислава Жуковского:
«Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени..., но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин - во дрова».
А учитывая то, что после 1917 года многие усадьбы были сожжены или разграблены, картины Жуковского становятся уникальными свидетелями той эпохи.
Любимым учителем Станислава Жуковского был Исаак Левитан.
«Формально я никогда не был его учеником. Я никогда не занимался у него в классе. Но я очень многое понял и многому научился, всегда с огромным интересом изучая его картины. Только в этом смысле меня можно считать учеником Левитана», – говорил Жуковский.
Именно от Левитана молодой художник перенял любовь к лирическому пейзажу, и влияние учителя очень заметно в ранних работах Жуковского. Но уже тогда критики отмечали свежесть и ту новизну, которую художнику удалось привнести в свои картины.
«Жуковский, хотя и находящийся под влиянием Левитана, но поэтический талант», – писал критик В. Дедлов.
И если Левитан – «поэт русских просторов», то Жуковский, обретя свою индивидуальность и найдя свою тему, стал поэтом более камерным. И на мой взгляд, очень точно назвал его один современный искусствовед: Жуковский – «поэт того, что видишь из окна».
Тема усадебного пейзажа всё больше начала привлекать Жуковского в середине 1900-х годов. На его пейзажи всё чаще попадают дома из старинных имений и постепенно начинают играть в них ведущую роль.
Усадьба Бережок
А в 1906 году Станислав Жуковский создает свою первую серию картин, посвященных одному дворянскому имению. Это усадьба «Бережок» Вышневолоцкого уезда Тверской области. Здесь художник жил вместе со своей супругой несколько месяцев по приглашению хозяина имения Л.Г. Беллярминова. Подобно многим меценатам того времени, выдающийся врач-офтальмолог Леонид Георгиевич Беллярминов окружал себя творческими людьми.
И Станислав Жуковский, воспользовался этой прекрасной возможностью, чтобы писать свой излюбленный сюжет. Им было создано не менее 12 картин с изображением «белого дома», называемого так за цвет штукатурки на фасаде. Усадьбу в его работах можно увидеть с разных сторон, в разное время года, в разное время суток и даже в разных тональностях.
🔻 Картины, написанные в усадьбе «Бережок»
Мне особенно нравится картина «Белый дом». Несмотря на несколько меланхоличное осеннее настроение, она залита солнцем. А длинные тени на стенах дома говорят о том, что это – утро, моё самое любимое время суток. Ведь утром кажется, что всё ещё впереди. И вроде бы ещё есть надежда, что и для усадьбы не всё пока в прошлом.
Станислав Жуковский полюбил окрестности озера Удомля в Тверской губернии потому, что здесь работал его любимый художник и учитель Исаак Левитан, который своим примером учил студентов своей мастерской работать на натуре. Здесь же часто бывали и товарищи Жуковского: Николай Богданов-Бельский, Витольд Бялыницкий-Бируля, Алексей Степанов. Их также, как и Левитана, вдохновляли местные красоты. Приятели в этих местах не только писали свои пейзажи, но и охотились.
Один из местных жителей Н. П. Зубов вспоминал:
«Впервые я услышал о С. Ю. Жуковском в 1910 или в 1911 году… Это было на Пасху или в Вербное воскресенье. Ефрем сказал, что он состоит егерем у художника Жуковского и к его приезду во Всесвятское каждый год строит для него шалаши на тетеревиных токах. Стреляет Жуковский без промаха».
Сам же Жуковский считал, что «только охотники по-настоящему чувствуют природу».
Усадьба Всесвятское
Имение Всесвятское, которое упоминает Н. П. Зубов, принадлежало семье Милюковых, и Жуковский снимал у них дом. В имении был пруд с островком, парк и с другой стороны открывался красивый вид на озеро Меглыч.
Этот одноэтажный усадебный дом мы можем увидеть на картине «Старая усадьба. Май».
И в работе «Под вечер» можно разглядеть за плотиной между деревьями белый усадебный дом.
И на картине «Усадьба. Двор» этот же господский дом. Только здесь представлена не парадная его сторона, а задний двор. Сарай, поленницы дров, заросший парк – всё, что спряталось от постороннего взгляда, наполнено художником романтикой спокойной жизни поместных дворян с её размеренным бытом.
Усадьба Островки
К концу 1900-х годов Станислав Жуковский сменил «Всесвятское» на имение «Островки». Именно в Островках поселилась семья старшего брата художника Болеслава Юлиановича, который в это время уже был парализован и не вставал с кресла. Владельцы усадьбы, обедневшие помещики С. С. и Н. Н. Красенские жили в одноэтажном флигеле, а большой двухэтажный дом сдавали. И Жуковский проживал в этом доме до поздней осени, снимая его на протяжении нескольких лет.
В подтверждение того, что с художником здесь проживал его брат с женой и дочерью Марией, в своих воспоминаниях Зубов Николай Павлович указывает на шаль, изображенную на известной картине, написанной в Островках, – «Перед террасой»:
«На кресле лежит яркая цветистая шаль. В таких шалях ходила жена брата Жуковского Олимпиада Петровна, внешне, по характеру и манере одеваться похожая на цыганку».
В Островках Станислав Жуковский очень много работал, писал и пейзажи, и усадебный дом. По словам местного краеведа Д. Л. Подушкова в эти годы художник создал в имении около 40 работ, которые «дают нам настолько полное представление об усадьбе, что по ним при желании вполне можно построить ее объемный макет или даже воссоздать в былом состоянии».
🔻 Картины с изображением усадьбы «Островки»
Также Жуковский работал в Островках и над картинами с изображением внутренней обстановки бывшего господского дома, сохраняя для нас представление о старинных дворянских интерьерах.
🔻 Картины с изображением интерьеров усадебного дома в Островках
Художник пишет комнаты, гостиные, залы, в них нет людей, но мы постоянно чувствуем их присутствие по забытой шали, горящим дровам в печи, открытому окну, сервированному столу, цветам в вазах. Бывшие владельцы дома смотрят на нас с портретов, развешанных на стенах. И дом словно оживает.
Интерьер стал третьим любимым живописным жанром Станислава Жуковского.
Усадьба Брасово
Во второй половине 1916 года художник создает серию картин с интерьерами княжеского дома в Брасово. Имение принадлежало великому князю Михаилу Александровичу.
🔻 Картины с интерьерами из Брасово
Обратите внимание на то, что практически во всех интерьерах Жуковского есть окна или двери, через которые мы можем видеть кусочек пейзажа. Художник и в этих картинах продолжает оставаться пейзажистом.
Зубов вспоминал, что, когда вторая супруга Жуковского «София Павловна писала … портрет, просила мужа подправлять, но он сказал, что не специалист в этом жанре». Зато он был превосходным специалистом в своих излюбленных жанрах.
Искусствовед Александр Александрович Трубников писал:
«В дворянских усадьбах сгустилась вся суть русской культуры; то были интеллектуальные теплицы, в которых распускались самые красивые цветы. Из них вышли Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Лесков, наши великие писатели, наши лучшие музыканты и поэты. Мы, вышедшие оттуда, любили эти дома с особой остротой. В нас жили туманные страхи. Ходили таинственные слухи о желающих погубить их вместе с нами, что вселяло предчувствие неизбежного бегства»
О том, как любовь Станислава Жуковского к дворянским усадьбам повлияла на его дальнейшую судьбу, а также о том, какие восхитительные пейзажи он продолжал писать, в моих следующих публикациях о творчестве художника.
Продолжение рассказа о жизни и творчестве Станислава Жуковского:
Подписывайтесь на мой канал. Здесь вы найдете новые идеи для вдохновения, поводы для радости или просто отдохнете. Всегда рада вашей обратной связи.
Другие мои статьи о Станиславе Жуковском: