Колорадский? На самом деле герой повествования родом из Мексики! И только после нашумевшего пира в полях американского штата ему присвоили соответствующий эпитет. В 1859 году листоед-вредитель обглодал картофельные угодья и начал завоевательный поход на Европу, не встретив преград на своём пути.
Образец безвкусицы
Несмотря на модные матроски, европейским хищникам листоед не приглянулся. Количество паслёновых в меню столь высоко, что в организме звёзднополосатого гостя сконцентрировалось большое количество соланина. Вещество токсичное. Конечно, в пропорциях «капля на блюдце» не спровоцирует отравления.
Но если применить масштаб по отношению к организму птиц, то внутри малюхонького насекомого сосредоточен примерно ковш яда.
Внешне жук кажется обыкновенным сельчанином, но внутри его сокрыто масштабное зло. И оно неприятно попахивает. Когда еда источает столь очевидный запах гнили, желание брать её в клюв напрочь отпадает.
Выживу — учту
У «картофельника» есть враги среди членистоногих. Целых 12 видов пауков могут отобедать живучим провиантом. Экзотику пробовали и грибки, и бактерии, и клещи. Но токсины, проникающие в организм, попадают на некую мембрану, которая «препарирует их на атомы и поочерёдно отправляет в червоточину».
Колорад мудрый. Он изучает завтра через вчера, постепенно выстраивая генетическую крепость против супостатов. Каждая «обновка» воспринимается как плюс к иммунитету, что в результате снизило количество естественных недругов до мизера.
Ни хозяйства, ни родственников
Когда пожиратель опустошил урожаи Европы, учёные задумались. На родине жуком питается несколько видов млекопитающих и птиц. Большая часть из них — эндемики, остальные не сумели пережить наши зимы. Первые не воспринимают новый биоценоз в виду отсутствия привычных условий проживания. Вторые не успевают поздороваться с полосатиками, как появляются первые симптомы простуды.
Содержать помощников в искусственных условиях — сложно и затратно. А на коротком поводке узел не затянешь. Поэтому мексиканские жуки продолжают кочующее турне по России, а большинство их естественных врагов предпочитают оставаться на родине.