ЖЕРТВЫ БОГУ (ч.1): ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ИЗРАИЛЯ
ЖЕРТВЫ БОГУ (ч.2): НАШИ ПРИНОШЕНИЯ СЕГОДНЯ
Книга «Левит» начинается там, где заканчивается книга «Исход»: с завершения строительства скинии. В последней главе «Исхода» мы читаем, что «слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40:34). А затем, в Лев. 1:1-3, следует:
«И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: “Объяви сынам Израилевым и скажи им: Когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесёт её мужского пола, без порока; пусть приведёт её к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом”».
После возведения скинии первым делом нужно было дать Израилю указания о жертвоприношениях, которые им нужно было там совершать.
Это не было временем, когда Божий народ начал совершать жертвоприношения. Люди с самого начала библейской истории приносили те самые виды жертв, о которых говорится в книге «Левит». Поэтому первые семь глав книги «Левит» не знакомят народ с жертвоприношениями, а объясняют, как эти жертвы, которые они приносили, нужно приносить в связи со службами в скинии.
Первые указания о жертвоприношениях в Лев. 1—7 касаются пяти видов приношений.
ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ (Лев. 1:1-17; 6:8-13)
Первое описываемое приношение — «жертва всесожжения». Приносимое животное могло быть из «крупного скота» или из «мелкого скота».
В обоих случаях оно должно было быть «мужского пола, без порока». Животное приводил к скинии поклоняющийся, который должен был «возложить руку свою на голову жертвы» (Лев. 1:4). Его обязанностью также было заколоть жертву и разрезать ее на части. Затем священники клали части животного на огонь на жертвеннике и окропляли жертвенник со всех сторон его кровью.
Как вариант, можно было также приносить птиц (горлиц или голубей). Их убивал священник (а не поклоняющийся), который затем сжигал их на жертвеннике (Лев. 1:15-17). В каждом случае всесожжение производило «благоухание, приятное Господу» (Лев. 1:9, 13, 17) — иначе говоря, оно было угодно Господу.
Всесожжение отличалось от других приношений тем, что все животное (или птица) полностью сжигалось на жертвенном огне. Поклоняющийся, положив руку на животное, отождествлял себя с ним. Сжигание животного, вероятно, символизировало посвящение животного Господу и, следовательно, полное посвящение Богу поклоняющегося.
ЖЕРТВЫ ПРИНОШЕНИЯ (Лев. 2:1-16; 6:14-23)
Хлебное приношение состояло либо из пшеничной муки, на которую нужно было налить оливковое масло и положить ладан, либо из испеченных из этой муки хлебов или лепешек, которые нужно было жертвовать с маслом и ладаном. При любой форме этого приношения священник сжигал на жертвеннике лишь малую его часть, а остатки отдавались священникам, чтобы они их съели. Каждое такое приношение было пресное, но приправленное солью, что было напоминанием Израилю о завете, который они заключили с Богом. Сжигаемое на жертвеннике производило «благоухание, приятное Господу» (Лев. 2:9; 6:15). Когда собирались первые плоды, люди приносили хлебную жертву Господу. Вероятно, большинство хлебных приношений совершалось одновременно с другими жертвами, то есть вместе со всесожжениями и мирными жертвами.
МИРНЫЕ ЖЕРТВЫ (Лев. 3:1-17; 7:11-36)
Слово, имеющее значение «мирная жертва», тесно связано с еврейским словом «мир» (шалом), означающим благоденствие. Мирная жертва приносилась из животного, взятого из крупного или мелкого скота, мужского или женского пола, но только «не имеющего порока». Животное следовало приносить вместе с хлебной жертвой (Лев. 7:12, 13). Священники сжигали на жертвеннике только определенные части животного — жир, почки и печень. Еще часть отдавалась священнику, совершавшему жертвоприношение, который должен был съесть ее в тот же день. Остальное мясо отдавалось в пищу поклоняющемуся, который привел это животное в качестве мирной жертвы (Лев. 7:15, 16). Поскольку эта жертва делилась между Господом, священниками и людьми, то можно сказать, что назначением мирной жертвы было и празднование какого-то события и поддержание мира между Богом и человеком, а также между людьми.
Описываются три вида мирных жертв: «благодарности» (Лев. 7:12), «по обету» (по окончании обета) и «от усердия» (Лев. 7:16). Как жертвы всесожжения и хлебные, мирные жертвы тоже производили «благоухание, приятное Господу» (Лев. 3:5).
Уникальной чертой мирной жертвы была ее общинная природа. После того как часть животного сжигалась, а часть отдавалась священнику, поклоняющиеся разделяли между собой остаток в, как бы мы сказали, «дружеской трапезе».
ЖЕРТВЫ ЗА ГРЕХ (Лев. 4:1—5:13; 6:24-30)
В главе 4 указания для жертвы за грех предписывают действия в случае греха в четырех конкретных ситуациях: (1) если «священник помазанный согрешит» (Лев. 4:3-12); (2) если «все общество согрешит» (Лев. 4:13-21); (3) если «согрешит начальник» (Лев. 4:22-26) и (4) если «кто из народа согрешит» (Лев. 4:27-35). Жертвы за грех для всех этих ситуаций имели несколько общих моментов:
(1) Грех совершался «по ошибке» (Лев. 4:2, 22, 27). В противоположность непредумышленному греху, человек мог согрешить «дерзкою рукою» (Чис. 15:30). Для этого случая никакой жертвы, направленной на прощение грехов, не предусматривалось; как сказано в Чис. 15:30, «истребится душа та из народа своего».
(2) В качестве жертвы за грех использовалось животное. Оно должно было быть «без порока» (Лев. 4:3, 23, 28, 32).
(3) Перед тем как заколоть животное, согрешивший клал руку ему на голову (Лев. 4:4, 24, 29, 33). Этим он показывал, что животное как бы заменяет его.
(4) Кровью жертвенного животного священник кропил «пред завесою святилища» (Лев. 4:6), а в одном случае возлагал кровь «на рога жертвенника благовонных курений» (Лев. 4:7). В других случаях ею нужно было окропить рога жертвенника всесожжения или вылить у его основания.
(5) Часть жертвенного животного следовало сжечь на жертвеннике, часть сжечь за станом, а часть полагалось съесть священникам «на святом месте» (Лев. 6:26).
(6) Если жертвоприношение совершалось правильно, то грехи человека, за которого приносилась жертва, прощались (Лев. 4:20, 26, 31, 35).
Жертва за грех предусматривала разные приношения в зависимости от материального положения человека (см. Лев. 5:6-13). Обычно приносилось животное. Но если человек не мог позволить себе привести животное, он мог принести двух птиц. Если кто не мог принести даже двух птиц, то ему разрешалось принести немного муки.
ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев. 5:14—6:7; 7:1-7)
«Жертва повинности» в Восстановительном Переводе называется жертвой «за проступок», а в Российском Библейском Обществе — жертвой «в возмещение». В нескольких моментах жертва повинности аналогична жертве за грех. Например, она приносилась только за непредумышленные грехи; способ принесения в жертву животных совпадал с тем, как животные приносились в случае жертвы за грех; результатом жертвоприношения было прощение жертвователя.
Правила относительно жертвы повинности оговаривают, что грешник должен был «воздать и прибавить» за свое прегрешение (Лев. 5:16; см. 6:4). Это может указывать на то, что разница между жертвой за грех и жертвой повинности состояла в том, что жертва за грех была предназначена для искупления грехов против Бога — против нарушения Божьих законов в общем. А жертва повинности, очевидно, имела своей целью, в первую очередь, загладить грехи против других людей — конкретные грехи, которые грешнику нужно было исповедать и за которые он мог возместить ущерб.
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ КРАТКО СФОРМУЛИРУЕМ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ
(1) Все жертвы приносились Господу. Их части могли затем съедаться священниками или поклоняющимся, но предназначались они, в первую очередь, Самому Богу.
(2) Жертвоприношение было очень важно. Можно поражаться тому, сколько места отведено для описания и регламентирования этой системы. Однако то время, которое уделено этой теме, подчеркивает, по крайней мере, одну вещь: Бог считал это важным. Если это было важно для Него, то важно и для тех, кому Он дал эти указания. Также очень важно было повиноваться Божьим указаниям относительно жертвоприношений. Логика такая: если бы законы были неважными и несущественными, то Бог не стал бы брать на Себя труд передавать их! Надав и Авиуд узнали, что нельзя безнаказанно игнорировать Божьи законы (Лев. 10:1-3).
(3) Бог требовал, чтобы израильтяне отдавали Ему самое лучшее, что у них было (Лев. 1:3, 10; 4:23, 28, 32; 5:15). Бог не хотел последних плодов; Он хотел первых плодов. Он хотел лучших животных из крупного и мелкого скота, а не отбросы. Израильтяне должны были приносить животных «без порока».
(4) Жертвоприношения служили нескольким целям. Израильтяне могли выразить благодарность Богу. Они могли также устанавливать и поддерживать дружеские связи друг с другом. Жертвы обеспечивали содержание священников и левитов (Лев. 2:3, 10; 5:13; 6:16-18; 7:31-36). Бог предоставлял израильтянам способ получить прощение за свои грехи.
(5) Возлагая руки на жертвенных животных, израильтяне отождествляли себя с ними. Поэтому то, что случалось с животными, символизировало нечто относящееся к поклоняющемуся. В случае всесожжения сжигание животного на огне могло символизировать полное посвящение поклоняющегося Богу. В случае жертвы за грех возложение руки грешника могло означать переложение греха на животное. Смерть животного в этом случае символизировала смерть грешника, которую тот заслужил, но которой избежал благодаря пролитию крови животного.
(6) Некоторые приношения были добровольными, но жертвы за грех для получения прощения были обязательными. Мирные жертвы, например, человек мог принести в любое время, когда у него возникало такое желание; но если он знал, что согрешил, то, чтобы получить прощение, он должен был принести жертву за грех или жертву повинности.
(7) Кто искал прощения за конкретный грех, тот должен был исповедать его и возместить ущерб, и только после этого он получал прощение. Эта система не предоставляла грешнику автоматического прощения независимо от его отношения к содеянному или независимо от того, как он поступал во всем остальном. Чтобы при этой системе получить прощение, он должен был осознать свой грех; он должен был сожалеть о своем грехе; он должен был исповедать свой грех; он должен был возместить ущерб от своего греха; и только тогда он должен был принести жертву, чтобы очиститься от греха. Такая система не поощряет гордость и лицемерие; она поощряет праведность.
(8) В период действия Моисеевой системы жертвоприношений для прощения грехов проливалась кровь. При старом завете кровь обеспечивала очищение от грехов, потому что символизировала жизнь жертвенного животного (Лев. 17:11); жизнь животного служила замещением жизни грешника. Конечно, мы понимаем, что эти ветхозаветные жертвоприношения были несовершенным прообразом принесенной раз и навсегда жертвы Иисуса Христа, чья кровь очищает грешников, которые жили до креста, а также тех, которые живут после креста.
ЖЕРТВЫ БОГУ (ч.1): ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ИЗРАИЛЯ
ЖЕРТВЫ БОГУ (ч.2): НАШИ ПРИНОШЕНИЯ СЕГОДНЯ