Недавно мне позвонила знакомая, с которой общаемся уже несколько лет, и говорит:
— Я много раз предлагала начальнику идею, кое-как добилась ее реализации. И вот уже веду финальную часть проекта, и вдруг ту же самую идею предлагает другая коллега. Теперь мне советуют подключить ее к работе, поделив премию пополам. Как так?
Обидная ситуация, верно? Но почему она произошла конкретно в этом случае? Дело, как ни странно, в голосе и его подаче. У знакомой только две его разновидности: торопливый «детский» и тот, который появляется, когда она на грани истерики. У её коллеги, наоборот, голос с выраженным архетипом Любовник. Когда она говорит, то напоминает светскую львицу.
Я уже говорила, что архетипы речи имеют большое значение. Эта ситуация - прямое доказательство тому, что в профессиональной сфере тоже. Если вам интересен ваш архетип, можете пройти мой авторский тест.
Но почему это так важно?
Через голос мы передаем эмоции, поэтому его звучание воспринимается человеком раньше, чем содержание. Собеседника с низким и спокойным голосом мы подсознательно воспринимаем как уверенного и сдержанного человека. В то время как от высокого и взвинченного голоса интуитивно хочется отгородиться. Воспринимать информацию, переданную им, значительно сложнее.
Поэтому не удивительно, что у моей знакомой возникла такая ситуация. К тому же, она из тех, кто считает, что «главное быть хорошим специалистом в своем деле». Это, разумеется, важно. Но если ты не можешь донести ни свои идеи, ни потребности, работать становится сложнее, не так ли?
В качестве эксперимента я предложила ей пройти мой полный курс «Дизайн речи». Что она и сделала. Неделю назад решалась судьба проекта.
Диалог получился из разряда:
— Давайте решать, как у нас девочки будут вести переговоры.
Тут встает моя знакомая и говорит:
— Считаю, что раз я начала вести этот проект, то я его и буду заканчивать. И в принципе, помощь в переговорах мне не требуется.
Именно так, спокойно и основательно, без истерик и повышения голоса. В результате проект остался у нее.
И подобные ситуации в жизни бывают очень часто. Многие клиенты приходят ко мне именно с таким запросом.
С чего начать работу над речью?
Теперь давайте рассмотрим поэтапно, что я сделала со знакомой, и почему ее голос стал звучать иначе. К слову, ей 43 года. Поэтому, если вы думали, что начать заниматься речью может быть поздно — это не так.
1. Речевая диагностика
Это очень важный пункт. Если педагог не добился однозначного ответа на вопрос: «Что вы хотите получить от работы с речью?», то, скорее всего, ученика не устроит результат.
Для начала я всегда предлагаю пройти диагностику по системе архетипов речи. Чтобы узнать подробнее о том, как использовать их для собственного продвижения, можете послушать подкаст на эту тему.
Часто бывает, что голос и речь человека не соответствуют его архетипу. Поэтому уже при первой нашей встрече он формирует о себе совсем другое представление. Иногда ученик и сам это понимает. Например, он хочет быть мягче или, наоборот, жестче, чем звучит на самом деле. Исходя из этого, строится наша дальнейшая работа.
Есть и ряд физических показателей, которые не дают дотянуть речь до целевого архетипа.
Это может быть слабое дыхание, которое дает ощущение неуверенности в голосе. Не менее часто встречаются срывы и зажимы. Они есть даже у профессиональных спикеров. Разница в том, что они сразу их чувствуют и устраняют. А не ходят с зажатой шеей, думая, что это нормально. Это не нормально!
Мои ученики осознают, насколько легче стало двигаться и говорить уже после первого блока занятий. Понимаете? Не лучше-хуже, а просто легче.
2. Дыхание
Здесь хочется сказать одну вещь. Нет такого понятия, как «плохой от природы голос». У каждого человека есть диапазон, который может быть максимально высоким или, наоборот, низким. Если вы не можете использовать один из них, значит, эта возможность просто не проработана. Чтобы устранить эту проблему, важно научиться правильно дышать.
3. Речевые такты
Далее идет проработка речевых тактов. Это очень объемный блок, потому что чаще всего проблемы здесь копятся долгие годы.
Для спокойной речи человеку нужен выстроенный цикл ритма вдохов и выдохов. Воздух должен поступать циклично.
Для этого мы учимся чередовать: речь→дыхание→речь→дыхание.
Это особенно важно проработать тем, кто часто тараторит и завышает голос.
4. Дикция
Для многих это – очень болезненная тема. Часто я вижу, как дикцию пытаются отточить до идеала. И у меня обычно возникает закономерный вопрос: вы диктор? Профессиональный «скороговоркочтец»? Нет? Тогда зачем направлять столько усилий на это? Более того, миф о совершенной дикции активно поддерживается и продвигается в массы педагогами по речи.
На самом деле, все гораздо проще. Когда вы проработаете зажимы, мешающие артикуляции и дыхание, то получите и проработанную дикцию.
Перестанете спотыкаться на словах, мозг не будет тормозить каждый раз, когда будет необходимо произнести что-то вроде «коллаборационный».
То же самое касается и говора, и акцента, и таких нарушений, как картавость или шепелявость. Большинство учеников, проработав мышцы лица, в конечном счете понимают, что такие особенности лишь добавляют им шарм и никак не мешают четко доносить мысли.
5. Постановка голоса
И только теперь можно начинать «играть» с голосом, делать его выше и ниже. Почему так долго? Потому что нельзя заниматься постановкой голоса, пока не поставлено дыхание. К тому же голос будет блокироваться на уровне закрытого или недостаточно открывающегося рта, если у вас не проработанная артикуляция.
Здесь я не буду давать никаких детальных рекомендаций, потому что это все очень индивидуально. У кого-то могут по-прежнему оставаться зажатыми связки, и от этого голос не будет звучать. Кто-то зажимает челюсть и из-за этого звук оказывается «сплюснутым».
6. Логика речи
А вот этим как раз можно заниматься и параллельно с проработкой физических показателей. Но у меня она, как правило, стоит в конце. Почему? Потому что больше всего нагружает мозг.
Если мы можем отключить осознанное управление дыханием, дикцией и голосом, то осознанное управление логикой все равно не получится.
Однако мы можем сделать комплексное формулирование. Сейчас объясню, что это такое.
В учебниках по логике речи есть множество посылок и предпосылок, правил построения: как говорить можно, как нельзя. Вот только говорить можно как угодно. Нет вообще никаких «нельзя». Другой вопрос, как это сделать эффективно.
Ответ на него я нашла в журналистской логике. И сейчас вы будете смеяться, но по ней нет ни книг, ни учебников. Основа этой системы заключается в умении на ходу переставлять мысли местами.
Сейчас у меня уже есть десятки учеников, которые применяют эту систему и удивляются тому, как легко это можно делать.
В конце курса можно приступать к речевой самообороне и самопрезентации. Первая учит различать манипуляции и манипулировать, вторая – правильно подавать себя в любом кругу людей. Здесь могу предложить бесплатную памятку по конфликтологии и запись мастер-класса по самопрезентации.
А тех, кто точно решил, что хочет прокачать свою солидность, коммуникабельность и уверенность, жду на курсе «Дизайн речи».
(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)