Первые октябрины состоялись в Курске 19 января 1924 года. Их тогда назвали рабочими октябринами. В тот день в Клубе пищевиков был аншлаг. Первопроходцем «разрушения в Курске теней религиозных обрядов» стал фабрично-заводской комитет красного «Профинтерна» (Курская государственная табачная фабрика). Кого октябрили в тот день, в документе не сообщается.
Первые комсомольские октябрины прошли в Курской губернии 9 февраля того же года в Дмитриевском Рабочем Дворце. Зал был переполнен. Всем было интересно посмотреть на невиданное событие. Виновники торжества – служащий почтово-телеграфной конторы Владимир Кузнецов с женою внесли родившуюся девочку. На торжественном заседании присутствовали представители упрофбюро (уездное бюро профсоюзов – авт.), женотдела, нарсвязи, комсомола и юных пионеров: «Под гром неумолкаемых аплодисментов девочку назвали Розою – в память Розы Люксембург».
15 марта в селе Новый Кривец Михельпольской волости Тимского уезда прошли свои октябрины. За несколько дней до этого в михельпольский ВИК (волостной исполнительный комитет – авт.) поступило заявление гражданина этого села Марка Васильевича Кулешина. В том заявлении Кулешин писал: «Знаю, что религия отживает последние дни. Знаю, что она не нужна нам, и потому следовать религиозным заветам не желаю больше… У меня родился сын. Светлый путь, свободная жизнь предстоят ему. Решил я отпраздновать этот случай по-новому. Приглашаю членов ВИКа 15 марта к нам в деревню на «октябрины» моего сына». Октябрины были устроены в сельской школе. Приехал ВИК в полном составе. Посмотреть на диковинку собралось до 500 селян. Сохранилось документальное свидетельство о том событии: «Сначала были приветствия, новорожденному подарки подносили. Комсомольцы тут же зачислили новорожденного в члены ячейки РКСМ. Имя дали об умершем вожде и друге крестьян – Владимир. Октябрины кончились, а никому уходить не хочется. Затеяли митинг. Пошли выступления. Загалдели землеробы – ну и денек выдался. Любо смотреть да слушать! Расходились поздно. И все одно, все одно: - Молодчага! Ну и Марк Васильевич».
16 апреля стены Курского Рабочего Дворца были свидетелями уже «красных» октябрин. Член союза транспортников Чубаров «крестил» своего новорожденного мальчика. Под гром аплодисментов переполненного зала назвали его Владимиром, в честь Ленина. После торжества многие присутствовавшие изъявили желание справлять отктябрины для своих младенцев.
26 апреля в театр имени Некрасова, что Ямской слободе Курска, собралось много народа. Были тут и седовласые старички, и резвая молодежь. Повод для этого дал беспартийный рабочий Жердев, который как раз перед всенощной (дело было накануне Пасхи), справлял красные октябрины. «Старое, - говорил Жердев, - пусть себе звонит, а мы вот – как раз наперекор». Рабочие и работницы дружно приветствовали безбожника, юные пионеры дали отцу младенца свой наказ, а он обещал свято его выполнять.
4 мая в стенах Мешковской школы Чаплыгинской волости Курского уезда тоже состоялись октябрины. Супруги Усачевы из деревни Мешковой назвали новорожденного мальчика Валерьяном.
15 мая кшенские железнодорожники отпраздновали свои первые октябрины. Рабочий-транспортник Каменев и крестьянка села Воложанчик Москалева принесли своих детей. Пролетарий завил, что хочет крестить «по-октябрьски, по-новому». Его поддержала молодая мамаша: «Пускай калякают. Старинка все одно помирает». Младенцев «окрестили» по-новому, по-революционному: собрание, приветствие, пение «Интернационала».
18 мая в зале курского губпродкома (Губернский продовольственный комитет – авт.) состоялись очередные «красные» октябрины.
26 июня в Курске прошли октябрины у коммунальников. Молодая мама, товарищ Залетинова, член совета коммунальников, говорила: «Не подарков я добиваюсь, а отметить рождение моего ребенка по-пролетарски хочу». Так это и было. В отчете о мероприятии сообщалось: «Просто, задушевно по-пролетарски коммунальники отметили это событие в клубе Энгельса. Новорожденного назвали Михаилом Ивановичем, в честь всероссийского старосты Калинина (несмотря на то, что СССР был образован 30 декабря 1922 года, Михаила Ивановича Калинина продолжали назвать старостой всероссийским, вплоть до 1935 года – П.Г.). Рабочие решили приобрести для новорожденного портрет всероссийского старосты».
23 июля состоялись октябрины на Буденовском сахарном заводе (село Шебекино, бывшее родовое имение Ребиндеров, ныне г. Шебекино Белгородской области). Отец ребенка товарищ Юрошевич толкал речь: «Нужно было помещикам, да заводчикам, чтоб народ в темноте сгнивал, вот они и призвали на помощь попов. А те кадили да кадили и связали нас массою обрядов. Долой черную мантию… Учение и еще раз учение под руководством коммунистической партии – вот наша теперешняя задача». (Справедливость ради: В 1839 году А.М. Ребиндер построил сахарный завод, ставший позднее самым крупным сахарным заводом России. В 1847 году построен кирпичный завод, в 1867 году – механические мастерские, в 1875 году – винокуренный завод. В 1905 году А.А. Ребиндер построил электростанцию, а в 1914 – кожевенный завод. Семьей Ребиндеров основана Марьинская сельскохозяйственная школа, реальное училище, а также открыты амбулатория и больница). Затем последовал «гром рукоплесканий» и многочисленное рабоче-крестьянское собрание одобрило призыв нового отца. Затем были приветствия от организаций и зачисление младенца в ряды юных пионеров.
Более детальные подробности том, как проходил обряд октябрин, курские источники не передают, но обобщая другие сведения, можно обрисовать такую картину. Сама церемония чаще всего проводилась при фабриках, заводах, клубах, сельсоветах, школах. Помещение, согласно торжеству, украшали портретами Ленина, Троцкого и иными советскими атрибутами. Родители говорили речь, их поддерживали «красные кумовья». «Батюшкой» являлся представитель местного партактива. Он мог осенять новорожденного красной звездой, проговаривая цитаты из классиков марксизма-ленинизма. Младенец получал революционное имя, которое тут же регистрировал сотрудник ЗАГСа. На протяжении всего вечера играл патефон с бодрыми пролетарскими песнями. Родители получали небольшой символический подарок (красное одеяло, портрет Ленина, или того, в честь кого назван ребенок) и поздравления от пионеров, комсомольцев и коммунистов. Напоследок, все клялись быть верными заветам Ленина. Таким образом, с новорожденного снималось клеймо «раба Божьего», его дальнейшая жизнь посвящалась делу Октябрьской революции.
Вот еще одно описание октябрин: «...Кругом сидят представители от союза, комсомольцы, юные пионеры и гости. Под звуки «Интернационала» приступили к «крещению». Перед этим рабочие внимательно выслушали доклад о происхождении религиозных обрядов и христианского крещения, затем отец ребенка, партийный товарищ, рассказал, что он сумел, в течение трёх лет, убедить свою жену и теперь она совершенно порвала с религиозным дурманом, и вполне сознательно отдаст ребенка в руки юных пионеров. И тут же девочка – пионерка приняла от неё новорождённого, а председатель юных пионеров вручил членский билет юного пионера. Поклялись пионеры воспитывать его в духе коммунизма и дали ребёнку имя Эра, революционное имя, означающее первое важное событие в быту всех работников связи...»
Во время подготовки материала мы опросили не один десяток респондентов. Все единодушно считают, что давать имя новорожденному – почетная обязанность родителей, а вместо именин нужно отмечать дни рождения.