Первые реформы Александра I
Отгремели коронационные торжества. Были приняты первые либеральные рескрипты. Александр 1 был серьезно намерен реорганизовать старую систему государственного управления. В этом направлении были изданы два важных указа от 8 сентября: «О правах и обязанностях Сената» и манифест «Об учреждении министерств». В первом речь шла о главном органе государства, который представлял собой высшую административную и судебную власти, и который, еще наделялся контролирующими функциями за действием всех органов местной государственной власти. Второй закон касался преобразования коллегий, действовавших с петровских времен в министерства. Всего создавалось 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, народного просвещения, финансов и коммерции. Для управления ими учреждался Комиссия Министров.
Военная Коллегия, в ведении которой были иррегулярные войска, в том числе и войско Донское, вошла в состав министерства военных сухопутных сил. Первым министром этого министерства стал граф Сергей Кузьмич Вязмитинов, который занимал этот пост до 1808 года.
Берг-коллегия вошла в состав Министерства финансов, которое возглавил Васильев Алексей Иванович. При нем, до 1807 года включительно проведена реформа управления горным делом в России.
Помимо этого был принят важный указ, разрешающий мещанам и крестьянам покупать землю.
Первые дипломатические шаги правительства Александра I в европейских делах свидетельствовали о желании сохранить нейтралитет, "свободу рук", четко определить свои внешнеполитические приоритеты. Император и его приближенные считали, что главной целью в Европе является поддержание мира и стабильности.
А теперь «ближе к Дону». Новоиспеченный войсковой атаман Платов время зря не терял, использовал свой приезд в Москву для решения неотложных проблем, как Войска так и укрепления личной власти. Учитывая сильную клановую борьбу за власть в донской верхушке, он не стал действовать напролом и расправляться с неугодными, а действовал осторожно и постепенно. Ему были нужны надежные люди, как при дворе, так и войсковом правительстве.
Его просьбы, во время встреч с императором, были реализованы в этом году. 25 февраля императором был подписан указ «Об учреждении в Донском и Уральских войсках Войсковой Канцелярии, а в Черноморском Войскового правительства и о зависимости оной по делам воинским и гражданским». То, что касалось войска Донского, состояло из 7 пунктов и в оригинале (курсив) выглядело следующим образом.
1. Воинскую Канцелярию составить по примеру того, как в 1775 году учреждено было Гражданское правительство, с тою только отменою, что оставаясь по части воинской в подчиненности Военной Коллегии, в делах гражданских вместо бывшей зависимости от Генерал-Фельдмаршала Князя Потемкина Таврического состоять ей в ведомстве Правительствующего Сената.
Здесь все понятно. «Виды» правительства в отношении управления казачьими войсками всегда клонились к тому, чтобы «привести их в единообразие с прочими обывателями» империи. Этот пункт означал возврат (после Павла I) к политике ограничений самобытности устройства войска, которая проводилась Екатериной-II после восстания Пугачева. По мнению членов Непременного Совета (совещательного органа созданного Александром I), созданное при Екатерине на Дону гражданское правительство, «сколько ни далеко... еще было от общего порядка, полагало, однако ж, в нем некоторое начало», но последовавшие за тем перемены не сделали «существенных преобразований» в данном направлении. Поэтому Совет считал необходимым «переменить в сих войсках образ гражданского правления».
2.Присутствовать в оной под председательством войскового Атамана двум Членам непременным и 4 Асессорам по выбору, сменяя сих последних через каждые 3 года, впрочем, не возбранять в звание сии выбирать и определять также из отставных, которые не будучи более способны в военную службу, могут по приобретенной ими опытности с большою еще пользою быть Судьями.
Первые выборы членов Войсковой Канцелярии состоялись 6 мая. Дворянское собрание штаб-офицеров и генералов (кого прежде называли старшиной) в Черкасске избрало двух непременных членов и 4-х асессоров (судей). Непременными членами после утверждения императором стали отставные генерал-майоры Курнаков С.И. и Черевков Е.И. Последний был приписан к станице Раздорской и находился в этой должности до 1808 года и сыграл важную роль в сборе ополчения в 1812 году.
Асессорами были избраны отставные полковники Слюсарев А.Ф, Бобриков Д.К. и служилые войсковые старшины Мержанов А.И., Турчанинов И.Г. Они были утверждены войсковым атаманом и приведены к присяге. В дальнейшем выборы асессоров производились в первых числах января каждые три года.
Все дела в Канцелярии решались большинством голосов.
3.Присутствие сверх того особого Генерала не из войсковых отменить.
То, что так сильно раздражало войсковую старшину, а именно присутствие невойскового Генерала в управлении войском и его непонимание самобытных традиций войска (одно дело Грузиновых чего стоит) было ликвидировано.
4. Но дабы законы во всей точности исполняемы были, то быть в Канцелярии Прокурору противу Губернских, который не имея никакой власти повелительно, по предписанным ему правилам, в случае надобности или замеченной противозаконности напоминает и изъясняет силу и смысл закона: когда же при всем том его напоминания или предложения останутся тщетными, то доносить обо всем начальству.
Еще одним членом Войсковой Канцелярии являлся Войсковой прокурор, за которым оставили надзор, хотя и ограничили возможность вмешиваться в управление войском.
5. За тем все учреждения, ныне при Войсковой Канцелярии Экспедиции уничтожить, оставя одну Полицейскую в виде Управы Благочиния под точным и единственным ведомством войскового Атамана, во время его отлучки заступающего его место.
Городское благочиние находилось в ведении полицмейстера, его помощника и трех приставов по числу частей города Черкасска. Полицмейстером на этот год был недавно назначенный полковник Греков Алексей Евдокимович (приставы старшины Платов Михаил Демьянович и Денисов Николай Леонтьевич).
6. Дабы обеспечить всем войсковым обывателям доставление правосудия, то существующие ныне семь сыскных начальств основать в виде Уездных и Нижних Земских Судов в соединении, которые по просьбам произведя следствие решать дела на основании законов, буде же кто сим решением недоволен, то в таком случае может уже приносить жалобу в Войсковую Канцелярию, которая изтребуя надлежащим порядком объяснение, в решении дела поступать по законам; но притом жалобы на сыскные начальства должны быть изъяты из обряда для апелляционных дел установленного, который для тяжущихся войсковых обывателей к оному не привыкших был бы крайне отяготительным.
Предлагалось существующим сыскным Начальствам быть ближе к общеимперскому устройству. Сделать это было непросто, поскольку помимо судебных вопросов начальства решали полицейско-надзорные, административные и мобилизационные и другие вопросы. На этот год начальств было 7: Черкасское (ст.Аксайская), 1-ое Донское (ст.Ведерниковская), 2-ое Донское (ст.Верхне-Чирская), Усть-Медведицкое (ст.Усть-Медведицкая), Хоперское (ст.Алексеевская), Донецкое (ст.Каменская) и Миусское (слобода Голодаевка). В скобках указаны центры размещения управления Начальствами, так называемые «войсковые дворы». У каждого Начальства была своя подконтрольная территория, которая называлась соответствующим именем до 1835 года. После территории стали называться округами, а Начальства как звено управления стали называться окружными правлениями.
Существующая территория нашего города была расположена на стыке трех Начальств с примерным разделом: 1-Донское - левобережье речки Кадамовки, Донецкий округ – современный Артемовский район, Черкасское – современный центр города. Границы Начальств постоянно менялись, поэтому употребляется слово «примерным».
7.Наконец, дабы поставить навсегда точные расходы для содержания Войсковой Канцелярии и сыскных начальств, то препоручить нынешнему войсковому Атаману составить примерные штаты, которые предоставить Правительствующему Сенату, а от оного внесть к Нам на утверждение.
После реализации вышеозначенного Указа был введен новый штат сыскных начальств, каждое из которых (кроме Черкасского) включало начальника, одного старшего и трех младших асессоров, экспедитора, повытчика (начальник канцелярии), протоколиста, десять писарей и четырех писцов, а также караульно-разъездную команду в двадцать-тридцать казаков, проходящих действительную службу.
Сыскной начальник каждого из “начальств” осуществлял общее управление присутственным учреждением, выносил приговоры по проступкам, ущербам, взысканиям и убыткам. Его постановления могли быть обжалованы Войсковой канцелярией в кассационном порядке или по апелляции одной из сторон процесса. По вопросам реализации правоохранительных функций начальник взаимодействовал с другими окружными сыскными начальствами Земли Войска Донского и уездными полицейскими учреждениями соседних губерний.
Старший асессор – заместитель сыскного начальника и один из младших асессоров постоянно находились в резиденции начальства – в “войсковом дворе”, производя расследование преступлений, совершенных в подведомственных станицах, а также в качестве заседателей, участвуя в вынесении судебных решений. В дальнейшем материалы уголовных дел отправлялись “на ревизию” в Войсковую канцелярию. Еще два младших асессора “в облегчение жителям, дабы они не имели нужды отрываться от работы и ездить в начальство”, сами разъезжали по станицам и при получении информации о совершении преступлений осуществляли первоначальные следственные действия, розыск, опрос подозреваемых и свидетелей. Кроме того, они рассматривали тяжбы и выполняли иные поручения вышестоящего руководства.
Данный указ был еще одним шагом приближения к общероссийскому порядку управления губерниями. В тоже время Платов добился размена части «вольницы войска» на укрепление личной власти внутри войска.
Спустя полгода вышел еще один важный для войска указ императора, касающихся военной службы. 21 сентября Военная Коллегия представила императору доклад коллегии «О порядке производства в чины офицеров Донского войска и о произвождении жалованья казакам в походах и командировках». Доклад был утвержден императором 29 сентября и вышел в виде одноименного указа.
К этому времени численность населения войска достигало: казачьего происхождения 320 тысяч человек, около 70 тысяч крестьян и около 16 тысяч калмыков. Цифры относятся к лицам обоего пола. Согласно докладу в войске числилось способных к службе: генералов - 15, штаб-офицеров -177, обер-офицеров - 902, урядников и казаков - 40 797 человек, включая 1157 калмыков. Крестьян в полки не брали, они несли рекрутскую повинность и призывались в крепость Дмитрия Ростовского.
В переводе на современный русский положения указа гласили:
1. В случае военной необходимости войско должно было выставлять на службу 80 пятисотенных конных полков. Каждый полк должен состоять из 1 полковника, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстера и остальных урядников (10) и казаков (550 человек).Всего полк -578 человек
2. Производство офицеров по войску Донскому, как и по всей армии, зависело от императора после ходатайства войскового атамана, а в походе командующим армией или корпусом войск, в котором состоят донские полки, с ходатайства походного атамана или полкового командира. Но только на вакансии, чтобы не превышать означенное выше число.
3. В особых случаях, когда было необходимо снарядить большое количество полков, а офицеров не хватало, разрешалось войсковому атаману привлекать из отставных офицеров, которые в силах еще нести службу. А некоторое число определять зауряд-офицерами из способных и усердных урядников и казаков. Тех, кто проявит усердие и исправность, представлять к производству на вакантную должность по порядку в хорунжие. Через чин никого не представлять, чтобы не было обид.
4. Срок службы на офицерских должностях составлял не менее 15 лет, но если служба была не далее 100 верст от жилища и к службе они были еще способны, то отставка не принималась. Отставка нижним чинам полагалась после 30 лет выслуги, из них 25 лет в «поле». Конечно, исключались из строя неспособные к службе офицеры и нижние чины, которые получили раны и увечья в сражениях, или от тяжелых болезней.
5. Войсковому атаману и войсковой канцелярии предлагалось руководствоваться беспристрастием, безобидным равенством и очередью при наряде полков на службу или при увольнении с оной. В противном случае виновные будут нести ответ.
6. Установлены размеры казенного довольствия в походе, т.е. при удалении казаков далее 100 верст от станицы:
офицерам - жалование с деньщичьем довольствием и рационом по окладам армейских гусарских полков;
казакам – жалование 12 рублей в год и солдатская дача провианта, сверх того фураж на зимние месяцы на 2 лошади (на одну натурой, на другую деньгами по местным казенным заготовительным ценам).
7. При нахождении атамана в походе ему предписывалось иметь атаманский полк в удвоенном составе против обыкновенного полка.
Этот указ можно считать первым положением, регламентирующий порядок несения воинской повинности войском.
Еще одно разрешение, которое Платов испросил у императора на коронационных торжествах, было решение неотложных проблем города Черкасска, главной из которых было ежегодное затопление казачьей столицы. Александр I разрешил Платову произвести масштабные работы по защите Черкасска от вешних вод, вплоть до расчистки устья реки Дон, с тем, чтобы большее количество талых вод могло сбрасываться в Азовское море и меньше затопляло Черкасск. При этом разрешено было вести работы за счет войсковых средств. Для руководства работами на Дон был командирован инженер Антоний Людвиг де Романо.
И последнее важное дело, которое сделал новый атаман в этом году: по его приказу состоялась первая черкасская ярмарка на берегу речки Варгунки, в нескольких верстах от Аннинской крепости. Впоследствии ярмарки организовывались ежегодно 2 августа, в праздник Ильи Пророка, непосредственно в Черкасске и длились 3 дня.