В 1858 году история аэрофотосъемки началась с деятельности французского фотографа и воздухоплавателя на аэростате по имени Гаспар Феликс Турнашон, более известного как «Надар». Фотографии, созданные Надаром, хранятся во многих крупных государственных фотоколлекциях, и он был одним из лучших мастеров фотографического портрета своего времени. В 1855 году Надар запатентовал идею использования аэрофотоснимков для составления карт. После трех лет работы и экспериментов ему удалось успешно создать самый первый аэрофотоснимок - панораму французской деревни Пети-Бечетр, снятую с привязного воздушного шара на высоте 80 метров. Учитывая сложности и специфику процесса фотографирования того времени, которые включали наличие темной комнаты в корзине воздушного шара, этот достижение было поистине впечатляющим. К сожалению, самые ранние фотографии Надара не сохранились, но мы все же имеем возможность увидеть изображение Парижа 1868 года и фотографию Бостона 1860 года, которую сделал Джеймс Уоллес Блэк с воздушного шара.
С развитием технологий, уменьшением размеров фотоаппаратов и улучшением качества съемки возникла новая стадия аэрофотографии. Первые исследователи, помимо воздушных шаров, стали использовать воздушных змеев, птиц и даже ракеты для крепления камер. Арчибальд, английский метеоролог, в 1882 году успешно сфотографировал с воздушных змеев, используя цепочку змеев с камерой на конце. Во Франции в 1889 году Артур Батут сделал аэрофотоснимки с воздушного змея в Лабрюгье. Он прикрепил камеру к одному из змеев, настроил выдержку и активировал затвор с помощью медленно горящего предохранителя. Первая аэрофотография Батута была сделана в мае 1888 года.
В 1906 году Джордж Лоуренс успешно провел аэрофотосъемку Калифорнийского города Сан-Франциско после землетрясения и пожара. Это считается первым случаем использования дистанционного зондирования Земли для оценки и управления чрезвычайными ситуациями. Позже этот опыт привел к созданию международного некоммерческого соглашения (хартии), которое регулирует благотворительное использование снимков, полученных с различных спутников дистанционного зондирования Земли, в случае крупных катастроф. Специально разработанная широкоформатная камера имела изогнутую пленочную пластину для создания панорамных изображений. Камера была настолько громоздкой и тяжелой, что потребовалось 17 воздушных змеев, чтобы поднять ее на высоту 600 метров.
Не многим известно, что помимо передачи сообщений, голубей также использовали для аэрофотосъемки. В 1903 году немецкий аптекарь Юлиус Густав Нойброннер разработал миниатюрную камеру специально для голубей. Она крь на груди птиц в виде рюкзака и удерживалась узкими ремешками. Его идею он запатентовал как "Способ и средства для фотографирования пейзажей сверху". Интересно, что изначально его заявку отклонили, считая фотографию подделкой.
Траектория полета голубей была довольно непредсказуемой, невозможно было контролировать ни ракурс, ни положение камеры, но зато голуби могли подниматься на очень большую высоту, не доступную воздушному змею. Фотографии, сделанные военной разведкой с помощью этих птиц, были представлены на Дрезденской международной фотографической выставке 1909 года, и стали популярными среди общественности.
В 1897 году шведский изобретатель Альфред Нобель, известный как создатель динамита и основатель Нобелевской премии, сделал первый успешный аэрофотоснимок с камеры, установленной на ракете.
В 1906 году в Германии Альберт Муаль разработал более надежный метод аэрофотосъемки с использованием ракеты. Он запускал камеру при помощи сжатого воздуха и спускал ее на парашюте. Его камера сделала снимок с высоты 800 метров, после чего спустилась обратно на землю. Он также запатентовал идею применения порошковых ракет для аэрофотографии и начал экспериментировать с гироскопически стабилизированными камерами, запускаемыми ракетами и возвращаемыми с помощью парашюта. В 1912 году он продемонстрировал усовершенствованную ракету австрийской армии, но к тому времени самолеты стали более эффективным средством.
В 1909 году Уилбур Райт сделал первые аэрофотоснимки на самолете в Италии, когда он помогал продвигать самолеты для итальянского правительства. Во время одного из полетов с пассажиром-фотографом на борту, они сфотографировали военное поле в Ченточелли, близ Рима.
В Первую мировую войну аэрофотография быстро заменила наброски и рисунки в разведке. Карты битв строились по аэрофотоснимкам, регистрируя фронт как минимум дважды в день.
Испытания в июне 1916 года показали, насколько быстро аэрофотоинформация могла быть дешифрована и передана в войска.
За 49 минут от снимка до информации у командования - впечатляющий результат для того времени. После фото передавались по фронту, раскрывая информацию о противнике. Во время Первой мировой количество сделанных аэрофотографий резко возросло. Согласно национальному архиву Великобритании, в период январь-сентябрь 1918 года было создано около 5 миллионов аэрофотоснимков.
В конце 1890-х годов в России начал развиваться новый вид хобби - фотографирование с высоты птичьего полета. Любители фотографии использовали воздушные змеи, которые были легко изготавливаемы и подходили для этой цели. Особенно популярными стали воздушные змеи коробчатой формы, созданные поручиком Ульяниным.
Воздушный змей "змей-планер", разработанный Сергеем Сергеевичем Неждановским, обеспечивал стабильную платформу для аэрофотографии. Этот змей мог отсоединяться от троса, и в 1899 году была выполнена аэрофотосъемка Москвы. В 1901 году российский ученый Ричард Юльевич Тиле представил отчет о своей фототопографической съемке русел рек с использованием собственно разработанного фотоаппарата, который он назвал "панорамографом".
В 1902 году Василий Федорович Найденовать первые курсы по фотограмметрии в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге. Позже он написал учебник "Измерительная фотография и применение ее в воздухоплавании" по воздушной фотографии.
Термины "аэрофотосъемка", "аэрофотоаппарат", "аэрофотография" и "аэрофотоснимок" стали распространены лишь после установки камеры на самолет, что привело к быстрому развитию воздушной съемки.
В 1910 году в Севастополе начало функционировать учебное заведение для офицеров-летчиков, которые проводили первые экспериментальные съемки с использованием самолетов.
Развитие военных действий требовало, чтобы командиры корректировали артиллерийский огонь, помогали подавлять вражеские огневые точки и уничтожали укрепления противника. Эти факторы сильно способствовали развитию аэрофотосъемки.
Улучшение качества съемки положительно влияло на развитие воздушной разведки и составление карт. Теперь было возможно эффективно подавлять вражеские укрепления и рубежи с минимальными усилиями. Снимки в масштабе 100 метров на 1 см позволяли точно определить позиции противника.