В течение года на нашем канале мы последовательно познакомили читателей с особенностями боевых действий итальянских подводных лодок в Африке (на Красном море) и в Атлантике. И как оказалось в ходе данных операций было много интересных ситуаций. Но перечисленными районами действия итальянских подводных сил не ограничились, и они еще раз попробовали свои силы за пределами "своего моря". На этот раз путь бравых итальянских подводников лежал на Восток.
В январе 1942 года на альпийском курорте Гармиш-Патенкирхен состоялась деловая встреча командующего Кригсмарине гросс-адмирала Редера со своим итальянским коллегой адмиралом Рикарди. Одним из обсуждавшихся между союзниками по фашистской Оси вопросов было, в частности, участие соединений Реджиа Марина (Королевского Итальянского ВМФ) в войне на море против СССР. И видимо определенная договоренность и "понимание" между сторонами было достигнуто, иначе бы через два месяца немцы не обратились к итальянцам уже с конкретной просьбой – помочь своими боевыми кораблями в организации эффективной морской блокады осажденного с суши Севастополя. Как видим, борьба за Севастополь и на других фронтах Великой Отечественной настолько "напрягли" немцев, что понадобилась помощь итальянцев (обычно, чаще было наоборот). Командование итальянского флота, Супермарина, положительно ответило на эту просьбу и вскоре отправило на Черноморский ТВД два соединения боевых катеров – 19-ю флотилию МАS (6 катеров) и 101-ю специальную флотилию (5 торпедных катеров типа MTSM и 5 взрывающихся катеров МТМ).
А вскоре на Черном море появились, вслед за Средиземным и Атлантикой, и итальянские подводники, правда в этот "закрытый" ВМС Италии отправили не большие или средние подводные лодки, а кое-что меньше. В Черное море была направлена 11-я флотилия подводных лодок в составе 6 сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) прибрежного действия типа СВ. В отличии от больших лодок Реджиа Марина, носивших собственные имена, каждая из этих карликовых субмарин имела лишь литерно-цифровое обозначение, где латинские буквы «СВ», по одним источникам, являлись сокращением от названия фирмы -производителя: «Капрони-Б» ("Caproni-B"), а следующая за ними цифра означала порядковый номер лодки. По другим данным «СВ» - это сокращение от итальянского «Costiero-B», то есть «прибрежная, второго типа»).
Все шесть кораблей 11-й флотилии СМПЛ являлись на тот момент новейшими в своем классе: они были заложены на верфи известной итальянской авиастроительной фирмы «Капрони» в Тальеро по проекту инженера Спинелли 27 января (КБ-1, КБ-2) и 10 мая 1941 года (остальные четыре лодки флотилии) и к моменту отправки на Черное море еще не совершили ни одного боевого похода.
Для справки: заказано 22 единицы, построено - 12. Водоизмещение (надводное/подводное): 35,4/44,3 т, главные размерения: 15х3х2,1 м; мощность ЭУ- 90/100 л.с.: 90-сильный дизель марки «Изотта-Франчини» обеспечивал лодке надводную скорость хода в 14 узлов (по другим данным - 7,5 узла), а 100-сильный электромотор фирмы «Броун-Бовери» - 8 (7) узлов под водой. Пять балластных цистерн обеспечивали лодке нормальную глубину погружения 55 м (предельная - 80 м). Экипаж - 3-5 человек.
Интересно, что практически единственным вооружением лодок этого типа были две 450-мм торпеды марки «ТЛС-450», размещенные в двух корпусных аппаратах по бортам лодки ближе к корме, так что стрельба ими могла вестись только на кормовых курсовых углах. В справочниках указывается, что вместо торпед СМПЛ данного типа могли брать 2 мины.
Дополнительным вооружением лодки могло служить лишь личное оружие членов ее экипажа, вплоть до ручного пулемета. Из-за стесненности моряков в небольшом корпусе лодки ее реальная автономность в 4 суток оказалась вдвое меньше официальной; дальность плавания надводным ходом – 1400 миль 5-узловым ходом, подводным - 50 (3) миль.
Первоначально разрабатывавшиеся специально для противолодочной обороны главной базы Реджиа Марина в Тарантском заливе сверхмалые подводные лодки типа СВ впоследствии, как и их предшественницы (типа СА), стали рассматриваться как средство «для проникновения в подводном положении в порт противника и высадки диверсантов-боевых пловцов с целью минирования кораблей». Кроме того, как более мореходные и имевшие большую по сравнению с типом СА автономность, должны были служить так же для выполнения задач, свойственных большим подводным лодкам, то есть для ведения боевых действий против кораблей и судов противника.
Именно в этом качестве, а не как «штурмовые средства», и предполагала Супермарина использовать их на Черноморском ТВД. Переброска 11-й флотилии СВ на этот, новый для Реджиа Марина театр происходила поздней весной 1942 года. Покинув 22 апреля свою последнюю базу в метрополии, Специю, лодки были по суше быстро доставлены в Румынию и уже 2 мая спущены на воду в Констанце. Однако все понимали, что эта, главная военно-морская база Оси на Черном море будет лишь временным пристанищем для маленьких подлодок с oграниченным радиусом действия. Поэтому вскоре выбор немецкого Адмирала Черного моря пал на небольшой ялтинский порт, куда в конце месяца и были переброшены итальянские субмарины.
Официально боевые действия лодок 11-й флотилии СМПЛ типа СВ под командованием капитана 2 ранга Альберто Торри начались 1 июня 1942 года, то есть незадолго до начала третьего, решающего штурма Севастополя. И как раз в этот период с ними познакомились и советские моряки
В одной их своих работ К.Б.Стрельбицкий так описывает этот довольно забавный эпизод: "...Утром 18 июня 1942 года разведгруппа штаба Севастопольского оборонительного района возвращалась в базу после неудавшейся попытки высадки в тылу врага. Когда шлюпки моряков-разведчиков, четверка и шестерка, находились на траверзе мыса Сарыч, с них заметили какой-то предмет, похожий на буй, однако вскоре стало ясно, что это – рубка подводной лодки. Сблизившись со шлюпками, субмарина всплыла. Из открывшегося рубочного люка показался офицер в широкополой черной шляпе, который стал рассматривать шлюпки в бинокль. Советским морякам было ясно, что лодка - вражеская, и они решили первыми атаковать противника; успеху предстоящего боя способствовало бросающееся в глаза отсутствие на палубе лодки какого-либо вооружения - орудия или пулемета. Когда субмарина поравнялась со шлюпками и расстояние между противниками составляло не более полусотни метров, разведчики по команде открыли огонь из всего имевшегося у них оружия: двух ручных пулеметов, автоматов, винтовок. Вражеский офицер мгновенно исчез, люк захлопнулся, а сама лодка поспешила погрузиться. Советские моряки решили, что вражеская субмарина собирается таранить их шлюпки и приготовили гранаты для ближнего боя. Лодка же в бой так и не вступила и некоторое время шла курсом шлюпок, наблюдая за ними с помощью перископа. Командир разведгруппы ст. лейтенант Николай Федоров приказал обстрелять его из пулемета, и после первой же очереди лодка полностью скрылась под водой и больше на поверхности не появлялась. По небольшим бурунам на воде разведчики установили, что она взяла курс на Ялту".
В этом описании, конечно много странного: почему моряк-итальянец был в подводной лодке в широкополой шляпе, как советским разведчикам с 50 метров не удалось хотя бы ранить итальянца, почему подводная лодка "оставила в покое" разведчиков и даже не вызвала авиацию? Интересно, что разведчики оказались наблюдательными, еще перед боем (обстрелом СМПЛ) гребец четверки Ю.Куликов, заметив на рубке трехцветный флаг (итальянцы не особо и шифровались) с вертикальными полосами, предположил; «Кажется, итальянцы...». И советский моряк оказался прав: подводная лодка, встретившаяся ему и его товарищам в море у побережья Крыма, входила в состав той самой 11-й флотилии СВ Реджиа Марина о которой идет речь.
Но как мы уже знаем немецкое морское командование уже почти за две с половиной недели до этой встречи начало активно использовать итальянские СМПЛ в блокаде осажденного города с моря. Интересно, что в действиях на советских коммуникациях итальянские субмарины предназначались в основном для выполнения именно той задачи, для которой первоначально проектировались - то есть для противолодочной борьбы – с подводными лодками-транспортами советского Черноморского флота, которые снабжали Севастополь. И в этой "работе" итальянцы добились определенных успехов. До завершения борьбы за Севастополь командиры лодок типа КБ трижды докладывали о достигнутых ими успехах и победах.
Так 15 июня в 12.15 в районе мыса Сарыч СВ-3, по данным иностранных источников, обнаружила находившуюся в надводном положении советскую подводную лодку типа «Декабрист», по которой через 11 минут были выпущены обе торпеды. По возвращению в Ялту командир «тройки» Джованни Соррентино доложил о потоплении вражеской субмарины в точке с координатами 43 градуса 40`с.ш. и 33 градуса 46` в.д. На этом основании зарубежными источниками после войны была выдвинута версия о гибели Д-6.
Однако известно, что к указанному времени эта советская подводная лодка находилась в течении уже 10 месяцев на ремонте в Севастопольском морском заводе и 26 июня, когда скорое падение осажденного города стало уже очевидным, из-за невозможности скорого ввода в строй и во избежание захвата противником была взорвана по приказу командования. Кстати, весной 1945 года «Д-6» поднята Аварийно-спасательной службой ЧФ там же где была взорвана - в Севастополе и сдана на слом.
Можно допустить, что КБ-3 атаковала другую черноморскую лодку 1-й серии, Д-5, которая в этот период действительно совершила транспортный рейс в Севастополь (дата прибытия - 17 июня), но она благополучно дошла до городавернулась в свою базу, и к тому же ее командир старший лейтенант И.Я.Трофимов не заметил никакой атаки на свой корабль у крымского побережья.
Для справки: 29 декабря 1955 года подводная лодка Д-5 была разоружена; вскоре она была исключена из состава ВМФ и сдана на слом.
Чтобы закрыть тему с "потопленным" "декабристом", то последняя, третья подводная лодка этого типа - Д-4 "Революционер" погибла в ноябре 1943 года, по всей видимости на мине заграждения. Кстати, надо отдать должное подготовке итальянских подводников - они, судя по данным, четко идентифицировали советский "декабрист", который к тому времени, лишился своих ярко выраженных элементов в ходе модернизации.
Ранним утром 18 июня другую советскую подводную лодку - типа Щ - обнаружил в точке с координатами 44°17' с.ш. 33°13 в.д. командир СВ-2 капитан-лейтенант Атилио Руссо. По неподвижно стоявшей (?) в надводном положении вражеской лодке итальянцы выпустили так же обе торпеды, в 5.03 поразившие, по их данным, цель. Однако зарубежным историкам до сих не удалось подтвердить эту победу СВ-2, идентифицировав потоплению ей черноморскую «щуку». В различных источниках и в разное время выдвигались версии о гибели от торпед «итальянки» Щ-206, Щ-208 и Щ-216, которые на самом деле пропали без вести (а фактически - погибли) соответственно в июне 1941-го, августе 1942-го и феврале 1944 годов, причем совсем в других районах Черного моря.
Но летом 1942 года во время осады Севастополя погибли только С-32 и Щ-214. Что касается С-32 - о ней речь пойдет чуть позже, а вот Щ-214 совсем другая история. Эта субмарина привлекалась для снабжения Севастополя и 19 июня доставила в осажденный город 26 тонн боеприпасов и 4 тонны продовольствия
А вот на обратному пути была атакована противником, причем итальянцами! Но это были два итальянских торпедных катера, которые заметили в районе мыса Айтодор идущую в надводном положении субмарину, один из которых поразил советскую субмарину торпедой, при этом подобрав из воды двух моряков. Так что вряд ли итальянские торпедные катера "отдадут" эту победу своим товарищам с СМПЛ.
Читателю может показаться, что итальянским подводникам постоянно не везло и они так и остались без побед, но, к сожалению, это не так.
Окончание следует...
По материалам К.Б.Стрельбицкого и ресурсов Интернета