Служба на море на любом корабле опасна априори, тем более на подводных лодках. И если для надводного корабля для человека быть смытым (сброшенным) за борт еще оставляет какой то шанс на спасение (за счет быстроты реакции и срочных мер), то для экипажа подводных лодок такие случаи как правило заканчиваются трагично. Хотя бывали и исключения, если вспомнить случай с двумя немецкими моряками, которых смыло за борт в Атлантике.
«С-32». Нелепость
6 сентября 1941 года на подводной лодке Черноморского флота «С-32» (IX-бис серии) во время зарядки аккумуляторных батарей вахтой визуально были обнаружены дымы конвоя. Находившийся на мостике командир, капитан-лейтенант С.К.Павленко (командовал С-32 с мая 1940 года), приказал застопорить дизели и объявил боевую тревогу. Другие источники уточняют, что был обнаружен конвой противника в составе итальянских танкеров «Тампико» и «Суперга», и командир решил произвести атаку в НАДВОДНОМ положении.
Но по команде "Боевая тревога" старшина 1 статьи Резников нёсший вахту в центральном посту неправильно понял команду и самовольно открыл кингстоны цистерн главного балласта. «С-32» начала быстро погружаться, и когда волны стали заливать мостик, командир спрыгнул в люк и задраил его за собой, оставив на верху вахтенного командира БЧ-1 лейтенанта Т. Ф. Сливко, старшин 2 статьи Ф. С. Светленко, командира отделения рулевых, и И. И. Вайнера, командира отделения артиллеристов, а также краснофлотца П. К. Горбачева. Через несколько минут «С-32» продула балласт и всплыла в позиционное положение, однако никого из ходовой вахты не обнаружили, не увенчались успехом и последующие поиски. Все четверо погибли.
С счастью, не все подобные случаи заканчивались так трагически. В начале войны, осенью 1941 года, подводная лодка Северного флота «К-1» (XIV серии), командир капитан 3 ранга М.П.Августинович, действовала на самой дальней позиции своего дивизиона, против немецких баз, располагавшихся в Вест-фьорде. К сожалению, погода не благоприятствовала выполнению задания, сильные шторма существенно затрудняли выполнение задач и часто выводили из строя материальную часть лодки.
В первые дни патрулирования на «К-1» ударами штормовых волн сорвало десяток листов обшивки, вышла из строя муфта переключения привода носовых горизонтальных рулей, они не действовали до конца похода. Но как то с этим справлялись, и решили уточнить повреждения только ближе к концу похода. Так, 21 сентября во время шторма для выяснения обстановки и возможного ремонта, на верхнюю палубу поднялся боцман «катюши» Клементьев. Вдруг мощной волной он был буквально сброшен за борт в бушующее море. К счастью, это заметили находящиеся в рубке вахтенные и сигнальщики, и по их команде было сделано всё возможное, чтобы спасти попавшего в беду человека. Уже через 12-15 минут Клементьева подняли на палубу.
Но такие случаи были редкостью, иногда случалось просто некому было оказать помощь, как бы это ни было странно. Например, 25 октября 1941 года находясь на позиции подводная лодка Северного флота капитан-лейтенанта Л.И.Городничего «С-102» (IX-бис серии) попала в сильный шторм. Лодка получила многочисленные повреждения, но главное - потеряла человека. Сильной волной за борт смыло дивизионного штурмана старшего лейтенанта Е.Г.Кальнина. Сразу его исчезновение не обнаружили, из всей вахты на мостике находился только он один, и подводная лодка длительное время шла без всякой верхней вахты.
Как такое могло случиться, что на мостике не было хотя бы еще сигнальщика - сложно сказать. Возможно это объясняется все тем же штормов, как отмечалось после того как субмарина попала в сильный шторм; большинство экипажа укачалось, многие были неспособны нести вахту. Человеческий фактор! Возможно сказалось отсутствие опыта действий в условиях Севера - только за месяц до этой трагедии подводная лодка перешла с Балтики в Полярный.
Источники: Лисин, С.Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века. Сборник/СПб/МКИФ - Львов.- 108 с.