Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины/78. Для субмарин "человек за бортом" - трагедия и гибель

Служба на море на любом корабле опасна априори, тем более на подводных лодках. И если для надводного корабля для человека быть смытым (сброшенным) за борт еще оставляет какой то шанс на спасение (за счет быстроты реакции и срочных мер), то для экипажа подводных лодок такие случаи как правило заканчиваются трагично. Хотя бывали и исключения, если вспомнить случай с двумя немецкими моряками, которых смыло за борт в Атлантике.

«С-32». Нелепость

6 сентября 1941 года на подводной лодке Черноморского флота «С-32» (IX-бис серии) во время зарядки аккумуляторных батарей вахтой визуально были обнаружены дымы конвоя. Находившийся на мостике коман­дир, капитан-лейтенант С.К.Павленко (командовал С-32 с мая 1940 года), приказал застопорить ди­зели и объявил боевую тревогу. Другие источники уточняют, что был обнаружен конвой противника в составе итальянских танкеров «Тампико» и «Суперга», и командир решил произвести атаку в НАДВОДНОМ положении.

Подводная лодка С-32
Подводная лодка С-32

Но по команде "Боевая тревога" старши­на 1 статьи Резников нёсший вахту в центральном посту неправильно понял команду и самовольно открыл кингстоны цистерн главного балласта. «С-32» начала быстро погружаться, и когда волны стали заливать мостик, командир спрыгнул в люк и задраил его за собой, оставив на верху вахтенного командира БЧ-1 лейтенанта Т. Ф. Сливко, старшин 2 статьи Ф. С. Светленко, командира отделения ру­левых, и И. И. Вайнера, командира отделения артиллерис­тов, а также краснофлотца П. К. Горбачева. Через несколько минут «С-32» продула балласт и всплыла в позиционное по­ложение, однако никого из ходовой вахты не обнаружили, не увенчались успехом и последующие поиски. Все четверо погибли.

С счастью, не все подобные случаи заканчивались так трагически. В начале войны, осенью 1941 года, подводная лодка Северного флота «К-1» (XIV серии), командир капитан 3 ранга М.П.Августинович, действовала на самой дальней по­зиции своего дивизиона, против немецких баз, располагав­шихся в Вест-фьорде. К сожалению, погода не благопри­ятствовала выполнению задания, сильные шторма суще­ственно затрудняли выполнение задач и часто выводили из строя материальную часть лодки.

Командир "К-1" М.П.Августинович
Командир "К-1" М.П.Августинович

В первые дни патрулирования на «К-1» ударами штормовых волн сорвало десяток листов обшивки, вышла из строя муфта переключения привода носовых горизонтальных рулей, они не действовали до конца похода. Но как то с этим справлялись, и решили уточнить повреждения только ближе к концу похода. Так, 21 сентября во время шторма для выяснения обстановки и воз­можного ремонта, на верхнюю палубу поднялся боцман «катюши» Клементьев. Вдруг мощной волной он был бук­вально сброшен за борт в бушующее море. К счастью, это заметили находящиеся в рубке вахтенные и сигнальщики, и по их команде было сделано всё возможное, чтобы спас­ти попавшего в беду человека. Уже через 12-15 минут Кле­ментьева подняли на палубу.

Подводная лодка "К-1"
Подводная лодка "К-1"

Но такие случаи были редкостью, иногда случалось просто некому было оказать помощь, как бы это ни было странно. Например, 25 октября 1941 года находясь на позиции подводная лодка Северного флота капитан-лейтенанта Л.И.Городничего «С-102» (IX-бис серии) попала в сильный шторм. Лодка получила многочисленные повреждения, но главное - по­теряла человека. Сильной волной за борт смыло дивизион­ного штурмана старшего лейтенанта Е.Г.Кальнина. Сразу его исчезновение не обнаружили, из всей вахты на мости­ке находился только он один, и подводная лодка длитель­ное время шла без всякой верхней вахты.

Как такое могло случиться, что на мостике не было хотя бы еще сигнальщика - сложно сказать. Возможно это объясняется все тем же штормов, как отмечалось после того как субмарина попала в сильный шторм; большинство экипажа укачалось, многие были неспособны нести вахту. Человеческий фактор! Возможно сказалось отсутствие опыта действий в условиях Севера - только за месяц до этой трагедии подводная лодка перешла с Балтики в Полярный.

Подводная лодка С-102
Подводная лодка С-102

Источники: Лисин, С.Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века. Сборник/СПб/МКИФ - Львов.- 108 с.