Празднества в честь 320-летнего юбилея Липецка позади, но интерес к родному городу не должен пробуждаться лишь в связи с круглыми датами. Тем более что желающему узнать больше о малой родине откроетсяь немало любопытного. В этом уверен краевед Денис Ларин.
Встреча с Лариным состоялась у Комсомольского пруда, напротив бывшей курортной гостиницы. Это здание для липчанина имеет не только историческую ценность. Оно, можно сказать, предопределило его судьбу. Несколько лет назад работающему на тот период в банковской сфере Денису позвонил приятель с просьбой выручить. Тот занимался реставрацией зданий, а специалист, который должен был провести обязательное историко-архивное исследование, неожиданно подвёл. Сделать эту работу и попросили Ларина, выпускника исторического факультета ЛГПУ. А объектом была как раз липецкая курортная гостиница.
В копилке Ларина уже три авторских турмаршрута по нашему городу: «Липецк купеческий», «Липецк дворянский» и «Липецк авиационный». И ни один из них не пересекает территорию другого. И это — только начало.
Извозчики встречали на станции
Из-за бюрократических проволочек и других сложностей здание до сих пор так и не отреставрировали, но работа с архивными документами не прошла для моего собеседника бесследно. Он открыл для себя много нового из прошлого родного города, а заодно сменил род деятельности. За несколько лет Ларин подготовил десятки историко-архивных исследований для реставрации зданий по всей России. А заодно стал сотрудничать с турагенствами, которые регулярно приглашают Дениса в качестве экскурсовода.
— В 1868 году в город протянулась железнодорожная ветка, что дало толчок развитию туризма, — рассказывает Денис об истории места. — Липецкий курорт стал доступнее. Вокзал находился в 3 – 4 километрах от города, и, встречая гостей, извозчики первым делом везли их к курортной гостинице, рядом с которой у них была стоянка.
Сама гостиница в то время выполняла функцию современных туристско-информационных центров, — продолжает Ларин. — Приезжие могли не просто остановиться здесь на одну-две ночи, но узнать о местных достопримечательностях и изучить книгу свободных усадебных домов. Надо сказать, что и отдыхали раньше иначе — выезжали не на пару недель, как сейчас, а на целый сезон. На всё лето снимали дом, его половину или комнату, полностью находясь в это время на обеспечении хозяев в том числе и питанием. Основные дома для сдачи находились на Гостиной улице (ныне Интернациональной), и по приезде туристы могли дойти туда пешком и присмотреть подходящее жильё.
На своём веку одноэтажная гостиница с мансардой не раз меняла свой внешний вид. К ней делали пристройку, «наращивали» и перестраивали этажи, а из-за строительства подземного перехода к Нижнему парку часть здания затем снесли.
Трамвай посреди реки
— Несколько лет назад при раскопках у гостиницы нашли немало артефактов сарматской культуры, — продолжает краевед. — Такие находки дополняют наши знания об истории города, в котором живём. Жаль, что так было не всегда: в советское время не придавали значения археологическим изысканиям при возведении зданий. Так, Манеж построили на месте, где была стоянка эпохи неолита «Липецкое озеро». Следы этой культуры были затем обнаружены в отвалах строительного мусора.
Досталось не только археологическим, но и природным объектам. В советское время был популярен лозунг «повернуть реки вспять». Назад, конечно, реку Воронеж не направили, но внешний вид её извилистого раньше русла заметно изменили. Как рассказывает Денис, змейкой речка вилась, паводком принося плодородный ил, делавший прилегающие земли привлекательными для дачников. Липчане с удовольствием проводили лето на этих огородиках, и часть таких наделов находилась в районе современного Зелёного острова.
В 50-е годы прошлого века посреди русла реки существовалл небольшой настил, а по нему были проложены рельсы и ходил трамвай. Остановка, кстати, находилась аккурат посреди Воронежа. Приблизительно там, где спустя несколько лет вырос Петровский мост. Правда, на время паводка движение электротранспорта останавливалось.
Но на реке усердно поработали земснарядом, который выпрямил её русло на довольно крупном участке. Предусмотрели и дамбу для регулировки уровня воды для нужд НЛМК, и ровный полуторакилометровый отрезок для тренировок спортсменов школы байдарочников. Пресловутый земснаряд «виноват» и в том, что привлекательный пляж Набережной в обозримом будущем не станет местом для купания. Слишком глубоко копнули здесь, и обрыв оказался прямо у берега, что делает водные процедуры небезопасными.
История под ногами
— Сегодня благодатное время для краеведения, — уверен Денис Ларин. — Если раньше знания мы по крупицам добывали из редких книг и вузовских учебников, то сегодня в свободном доступе электронные библиотеки, архивы, тематические интернет-ресурсы. Большим подспорьем в поиске фотографий канувших в Лету зданий становятся печатные издания прошлых лет: опубликованные в газетах снимки помогают представить, как раньше выглядел тот или иной район города.
Вместе с другими краеведами Ларин ратует за то, чтобы в исторической части Липецка появились двойные названия улиц, как это сделано в Ельце. Так, по его мнению, можно подогреть интерес к малой родине. На экскурсиях по городу эти названия и связанные с ними сюжеты неизменно вызывают живой интерес.
— У нас есть чем и кем гордиться, — продолжает краевед. — Погружаясь глубже в историю Липецка, был поражён, сколько известных личностей так или иначе связаны с нашим городом. Бывали у нас Николай Карамзин и Василий Жуковский, одна из первых поэтесс Анна Бунина, приезжала Анна Керн, которой Пушкин посвятил знаменитое стихотворение. На Липецком курорте в разное время отдыхали Наталья Гончарова, отец автора «Бородино» Юрий Лермонтов, а актриса Вера Комиссаржевская здесь повстречала свою любовь. На улице Студёновской родился знаменитый лётчик Михаил Водопьянов, в нашей авиашколе обучался Валерий Чкалов, занимался в ней и Василий Сталин. А в липецком уездном училище преподавал географию и историю философ Николай Фёдоров.
К истории нашей малой родины приложили руку три императора: Пётр Первый основал поселение вокруг построенных им железоделательных заводов, Екатерина II дала статус города, а Александр I стоял у истоков липецкого курорта. К слову, в честь посещения последнего в городе ежегодно 22 июля давали бал. Но внимание и роль Романовых в развитии Липецка ничего не значили для народовольцев, которые на съезде в нашем городе приговорили Александра II к смерти, а покушение было организовано пару лет спустя. Памятник — знак этой «благодарности» — стоит в глубине Нижнего парка.
А был ли Пётр?
При изучении недалёкого прошлого Дениса Ларина поразило то, как выглядел Липецк в начале XX века. Архивные документы подтверждают: это был настоящий город соломенных крыш. Подавляющее большинство домов были саманными с покрытием из стеблей зерновых. Лишь 5 процентов строений были каменными, и около 15 процентов — деревянными. 6 метров жилплощади на человека тогда считалось нормой. С развитием производства на Новолипецком заводе в город потянулись рабочие, и с 1931 по 1936 год население увеличилось с 20 тысяч до 66 тысяч человек. Но за этот период здесь было построено всего 5 многоквартирных жилых домов. Норма жилплощади стремилась к полутора квадратным метрам. Те, кто приехал за длинным рублём на строительство металлургического завода, вынуждены были селиться в бараках, сараях, землянках.
— Знание условий жизни горожан того периода позволяет развенчать популярный липецкий миф о том, что школа № 4 была построена якобы в форме нацистского креста, — говорит Денис Ларин. — Рабочие приезжали семьями и, как любые родители, хотели дать детям образование. Сначала выделили уголок для обучения в бараках, а затем обратились к руководству завода с просьбой посодействовать в возведении отдельного здания. Директор предприятия Ян Берзин выделил материалы, и после смен рабочие с энтузиазмом шли строить школу для своих же детей. Свастике, как вы понимаете, в этой истории совсем не место. Так что не верьте мифам, правда намного интереснее!
Ещё одна легенда связана с обучением немецких лётчиков в Липецке: якобы бывавший здесь Герман Геринг был влюблён в липчанку, оттого в годы Великой Отечественной войны город не бомбили. Действительно, многие побывавшие на обучении в Липецке асы стали значимыми фигурами Люфтваффе, выпуски 1928 и 1932 годов вообще стали полностью «генеральскими». В «любви и верности» нашему городу они не клялись, более того, восторгов по поводу командировки сюда не испытывали. Ведь одним из возможных мест размещения немецкой авиашколы значилась Одесса, а вместо приморского города лётчики попали в тогда мало ухоженный и грязный Липецк. На контрасте они даже прозвали Комсомольский пруд Чёрным морем.
К началу Великой Отечественной войны по лётным меркам эти авиаторы были уже «старичками», а вот их ученики вполне исправно сбрасывали бомбы на Липецк. Главными их целями были завод «Свободный сокол», военный городок, аэродром и взлётные полосы. Что касается Германа Геринга, во время приписываемых дат пребывания в Липецке приспешник Гитлера находился в Швеции, но эти имя и фамилия в Германии настолько распространены, что в наших краях вполне мог быть его тёзка.
А вот Пётр I действительно отметился в наших краях. В архивах есть документы — указы и письма, которые император писал, находясь именно в Липецке.
Куда исчезли храмы?
Отмечая, как за последние годы преобразился город, Денис Ларин вспоминает единственного советского руководителя, побывавшего в Липецке. Глава правительства СССР Алексей Косыгин в ходе поездки заметил, что негоже областному центру быть деревянным и одноэтажным. И отцы города рьяно взялись за изменение его облика, ничуть не заботясь о сохранении исторического наследия. К сожалению, в результате таких преобразований исчезли с лица земли многие интересные здания, а на их месте появились современные на то время строения, прозванные в народе «хрущёвками».
Но ещё ранее в центральной части города были разрушены три великолепных церкви. Одна из них, Покровская, упиралась в Усманскую улицу (современную Фрунзе), и дороги обтекали её с двух сторон, вновь соединяясь в одну. В памяти липчан сохранилась история, невольно сделавшая этот Покровский храм особенным: его освящали дважды. Первый раз по завершении строительства, а второй после того, как позарившийся на церковную кружку вор залез в храм. Правоохранительные органы сработали оперативно, завязалась перестрелка, преступник был ранен, и капли его крови попали на алтарь, из-за чего и совершили чин повторного освящения. Но ради выпрямления улицы Фрунзе храм снесли в 1930-е годы.
Вознесенская церковь — первый кафедральный собор в Липецке — располагалась на площади Вознесенский (современной Театральной). На протяжении нескольких десятилетий храм постепенно разрушался, одно время там был даже тир. Окончательно остатки церкви были уничтожены в 60-е годы прошлого века. На том месте, где она когда-то стояла, открыли общественный туалет, где теперь располагаются коммерческие ларьки с фастфудом.
А на месте голубых куполов, увенчанных 500 золотыми звёздами, Троицкого собора, считавшегося самым красивым храмом Тамбовской губернии, планировали построить комплекс городской администрации, но дальше одного здания дело не пошло. На пустыре в итоге возвели стадион «Металлург». Денис Ларин уверен, что неудачи, время от времени преследующие наш футбольный клуб, напрямую связаны с местом, где расположен стадион. И вспоминает две истории. В 1974 году «Металлург» оказался в эпицентре громкого скандала, разгоревшегося не без участия журналиста «Ленинского знамени».
Внимательный корреспондент обратил внимание, что с проигранного матча футболисты вернулись приодетыми в том числе в дорогущие норковые шапки. Денис Ларин называет этот случай как единственную разоблачённую в советское время договорную игру: ашхабадскому «Строителю» нужна была разгромная победа, чтоб претендовать на сохранение места в первой лиге. Но счёт 9:0 в матче с липчанами ничего не решил — «Строитель» всё равно вылетел, а разгоревшийся скандал привёл тогда к расформированию «Металлурга».
Ещё одна крупная неудача липецких футболистов ждала в 1997 году: всего единожды в высшую лигу брали лишь победителей первой лиги, до и после этого дальше выходили две команды. Вторыми в том году как раз были наши спортсмены.
— Мы часто ездим на экскурсии в другие регионы и восхищаемся рассказами гидов о том, что происходило на их земле, — говорит Денис Ларин. — Но стоит только присмотреться внимательнее, и окажется, что и прошлое нашего города полно не менее увлекательных и интересных историй, связанных со зданиями, людьми, местами.
Легенды одной площади
На современной площади Революции расположен памятник борцам за Советскую власть, более известный в народе как «мужик с полотенцем». Как рассказал Денис Ларин, место и до этого было отмечено местными остроумцами. В центре площади когда-то стоял памятник Ленину. Вождь мирового пролетариата, по задумке скульптора, призывал народ в светлое будущее. Но указующий жест весельчаки расценили иначе: по направлению находился универсам. И памятник стали называть в народе «Водка там». Попытка властей развернуть скульптуру, чтобы изжить ассоциацию, только порадовала острословов.