Мадди Либери - доктор, воспитывающая в одиночку сына Эстебана. Мать с сыном живут в Стране Басков, в маленьком городке на берегу моря, и каждое утро, перед работой Мадди, они ходят на пляж, а потом Эстебан бежит в знакомую булочную за хлебом - это их ритуал. Но в тот день, когда мальчику исполнилось 10 лет, он не вернулся домой. Полиция нашла на пляже его полотенце и одежду и решила, что он утонул. Мадди отказывается в это верить - Эстебан никогда бы не полез в воду без разрешения, а она не разрешала, в тот день были сильные волны. Она считает, что ребенка похитили, но выкуп никто не просил, а через четыре недели на скалах находят тело Эстебана.
Проходит десять лет. Мадди тогда переехала в Нормандию, но загадочная смерть сына не отпускает ее. Она решает отправиться снова на тот пляж, и вдруг видит там мальчика, как две капли воды похожего на Эстебана, даже плавки те же самые. Его зовут Том, и он приехал с мамой из Франции, из Аверона. Мадди понимает, что это не может быть Эстебан - тому сейчас было бы уже 20 лет, но совпадение слишком сильное, чтобы забыть, и она принимает решение перевестись в Аверон, чтобы быть ближе к Тому. Она уверена, что ему грозит опасность.
Франкофоны и франкоманы могли узнать название книги в песне Жан-Жака Гольдмана "Pas toi". Собственно, когда я только увидела название, мозг сразу достроил фразу из песни, а потом, под обложкой, я нашла примечание, что название действительно взято оттуда. Не могу сказать, что русское название мне очень нравится, но варианта лучше предложить сама не могу, поэтому остается лишь развести руками.
Блестящий роман автора с точки зрения детективной и психологических линий. Оговорюсь, что не все книги Бюсси вызывают у меня такой восторг. В некоторых детективная линия слабовата, все угадывается легко, и приходится вспоминать, что "любим мы его не за это". В данном же случае автор опять всех обманул, ловко сыграв на человеческих стереотипах и проекциях. Читателю дается информация, и он, сознательно или нет, достраивает себе картинку до очевидной ему. А в конце обнаруживается, что все было совсем не так. И претензии автору не предъявишь - читателю никто не говорил, что было ТАК.
В романе поднимается вопрос реинкарнации, но не стоит думать, что книга напичкана спиритическими сеансами или чем-то вроде. Отнюдь. Мадди - мадам здравомыслящая, но психологические травмы превращают нас в незнакомых нам людей, которые думают и чувствуют иначе. То есть это не мир становится другим, а мы, и мы видим в нем лишь то, что отражается в нас. И ищем среди других подтверждение тому, что нам нужно, а не тому, что есть на самом деле.
Сначала, когда идет вся эта история с реинкарнацией и массой совпадений, от которых не только Мадди, но и читатель слегка так сходит с ума, кажется, что Бюсси вновь взялся за сюжет а ля «Я слишком долго мечтала». Тут же невольно вспоминаются другие любители фантомов и переселения душ вроде Марка Леви и Ко. Но потом, когда цепочка развязывается самым что ни на есть логичным образом без всякой эзотерики, понимаешь, насколько автор оказался на высоте и в этот раз. «Какое низкое коварство» - снова так обставить читателя!
Так вот, возвращаясь к вашему вопросу, Мадди. Да, реинкарнация является неотъемлемой частью повседневной жизни балийцев, как и всех индуистов, а также подавляющего большинства мужчин и женщин, которые живут в Азии. Каждый ребенок несет в себе груз предыдущих жизней. Чтобы лучше проиллюстрировать ситуацию, скажу вам, что, когда я появился на свет, мои родители консультировались с медиумом, чтобы узнать, на кого из моих предков я похож. [...] Заметьте, я не критикую эти верования - они помогают миллиардам людей на планете принять смерть. И ничего, ровным счетом ничего не доказывает, что они ложны. Как и ничто не подтверждает, что они истинны.
(цитата в моем переводе)
Повествование идет то от лица Мадди, то от лица автора. Все чувства и эмоции переданы изумительно. Вся история выверена до мелочей, а их там столько, что невольно ставишь галочки, когда натыкаешься, чтобы посмотреть, чем автор оправдает это потом, как выкрутится. А он ведь выкрутился во всем!
По духу произведение чем-то напоминает «Пока ты не спишь» и «Время-убийца», а в самом начале, где еще нет явных преступлений кроме исчезновения и гибели Эстебана, история перекликается с прозой Аньес Ледиг и Лоррен Фуше. Лишь потом начинает узнаваться Бюсси.
Превосходный роман! Из тех, что изначально кажутся чем-то странным и нелепым, мол, автор ударился в мистику и сейчас начнет нам внушать, что души переселяются, а потом разворачиваются так блестяще, что читатель застывает с раскрытым ртом. Если гражданин автор пишет такие романы быстрее, чем мы читаем, то пусть пишет еще!
Другие отзывы на художественную литературу на этом канале. Часть 1
Под опасным солнцем (М. Бюсси)
Код 612. Кто убил Маленького принца? (М. Бюсси)
Такой забавный возраст (К. Рид)
Акулы во дни спасателей (К. С. Уошбёрн)
Катушка синих ниток (Э. Тайлер)
Воздух, которым ты дышишь (Ф. ди Понтиш Пиблз)
Непосредственный человек (Р. Руссо)
Нон-фикшн:
Т.В. Черниговская "Чеширская улыбка кота Шредингера. Мозг, язык и сознание"
Н. Хомский "Культ государства"
Н.П. Бехтерева "Магия мозга и лабиринты жизни"
В.М. Бехтерев "Все секреты мозга"
С.П. Капица "Мои воспоминания"