Летний тренировочной сбор национальной команды, который должен был начаться по окончании чемпионата России в премьер-лиге, был, как известно, отменен. Тогда не удалось договориться ни с одним из потенциальных кандидатов в спарринг-партнеры на проведение товарищеского матча, а организовывать сбор ради сбора в Российском футбольном союзе посчитали бессмысленным.
И были, наверное, правы. Летом наиболее вероятным кандидатом на проведение встречи с командой России была сборная Камеруна, с которой уже имелась предварительная договоренность. Но даже присутствие на посту президента камерунской футбольной федерации не чужого российскому футболу человека — Самюэля Это’О — не помогло тогда этой перспективе реализоваться.
«Мы готовы сыграть, если от РФС поступит предложение и он готов будет заплатить определенную сумму за организацию этой встречи. Тогда наша федерация обязательно пойдет навстречу», — без обиняков заявил генеральный секретарь федерации футбола африканской страны Блез Джунан.
Но все‑таки футбольный Камерун при всем к нему уважении — это не Аргентина, чтобы право на товарищеский матч со сборной этой страны продавалось по специальному райдеру с условиями за приезд. Так что летом у сборной России не сложилось ни матча с Камеруном, ни, соответственно, тренировочного сбора, который мог бы ему предшествовать.
Теперь ситуация иная, и сентябрьская встреча с Катаром уже значится в календаре. Она заполнит чересчур продолжительную паузу во встречах сборной России — причем и во встречах с соперниками, и футболистов друг с другом. Все‑таки за без малого полгода в мире футбола меняется очень многое, и наверняка список вызванных на предстоящий сбор игроков будет заметно отличаться от состава, в котором команда Валерия Карпина проводила в марте матчи с Ираном и Ираком. И, так как сборная сейчас формируется в некотором смысле на перспективу, было бы интересно увидеть, например, в ее составе 19‑летнего игрока «Зенита» Дмитрия Васильева, очень неплохо зарекомендовавшего себя на старте нынешнего сезона.
Впрочем, кого вызывать в сборную, а кого нет — прерогатива исключительно главного тренера команды Валерия Карпина. Который к сентябрю уже вполне может снова стать освобожденным наставником национальной сборной, так как после двух разгромных поражений его «Ростова» на старте чемпионата (1:5 от «Крыльев» и 0:4 в минувшую субботу от «Сочи») над ним, по разговорам в околофутбольных кругах, нависла серьезная угроза отставки из клуба.
Если с матчем с Катаром все более или менее ясно, то относительно перспектив сборной России провести в это международное окно еще одну встречу надежд все меньше. Потенциальные соперники назывались самые разные — и соседний с Катаром Бахрейн, и африканские Сенегал, Мали и Буркина-Фасо.
«С Мали мы не совпали по графикам, у них уже два матча запланированы в сентябре. Но на момент нашего обращения они не были отображены в системе ФИФА. Мы много с какими странами взаимодействуем, отправляем письма. Кто‑то узнал, что мы в Мали предложение отправили, и началось… Но мы и в Мали отправили, и в Буркина‑Фасо, и еще в целый ряд стран», — рассказал о поисках потенциального второго спарринг-партнера для сборной на сентябрь генеральный директор РФС Максим Митрофанов. Однако время идет, а ясности в этом вопросе как не было, так и нет.
Отчасти ситуацию с поисками осложняет международный календарь, так как в начале 2024 года сразу на двух континентах пройдут крупные международные соревнования — Кубок Азии и Кубок африканских наций. И расписание подготовки к ним на оставшиеся до их старта несколько месяцев у большинства сборных уже сверстано.
Так что пока можно порадоваться хотя бы тому, что в расписании сборной России есть матч с Катаром. Как-никак хозяева недавнего чемпионата мира выглядели на домашнем турнире не так плохо, а к Кубку Азии (который, к слову, тоже пройдет именно в Катаре) готовятся в статусе действующего обладателя трофея.
В рейтинге ФИФА будущий соперник сборной России занимает, правда, довольно скромное 59‑е место, но эта иерархия все‑таки является чересчур условной. Например, команда нашей страны, несмотря на то что она за пять месяцев не провела ни одной игры, практически сохранила за это время простоя неизменной свою рейтинговую позицию. В начале апреля после победы над Ираком в Петербурге она была 37‑й, а в текущем актуальном рейтинге ФИФА Россия — 38‑я. То есть играть в футбол для этого рейтинга — не слишком обязательное условие. При этом реальную силу нашей национальной команды после этой без малого полугодовой паузы сейчас не знает никто, и она является на данный момент полной загадкой даже для самой себя.
Какую‑то информацию о том, что представляет собой сегодня сборная России, мы и получим 12 сентября в Дохе. После такого долгого ожидания это наверняка будет вдвойне интересно.