Найти в Дзене
diletant.media

Что такое римская пропаганда?

Оглавление

Строя империю, древние римляне придумывали всё новые методы пропаганды на любой вкус и цвет.

Денежный фактор

Деньги во все времена вызывали трепет, а золотая монета в руках необразованного жителя Древнего Рима и подавно. Монеты являлись не только средством экономического обмена и меры, но и носителями императорского культа в Риме и провинциях. Императоры на них часто изображались в виде божеств или в одеждах жрецов.

Правители старались связать свой культ с римской религиозной традицией, представая на монетах в полубожественных образах. Поэтому же на деньгах чеканились изображения священных мест тех или иных богов, покровительствовавших правящему дому. Неслучайно именно со времён Октавиана Августа и до кризиса империи в 3-м веке в Риме прошла централизация монетного дела.

Древнеримская монета. Источник: Wikimedia Commons
Древнеримская монета. Источник: Wikimedia Commons

Хлеба и зрелищ

Кроме устной и наглядной пропаганды (к ней, кстати, относятся не только монеты, но и триумфальные сооружения), использовались и другие формы воздействия. Такими, например, были массовые празднества, зрелища, игры, на которых почти всегда раздавали милостыню и еду беднякам. Нередко они приобретали грандиозный размах.

Сатурналии. Источник: Wikimedia Commons
Сатурналии. Источник: Wikimedia Commons

В Древнем Риме неимоверной популярностью пользовались гладиаторские поединки. Иногда арену наполняли водой и выпускали рыб и разных представителей морской фауны. Здесь же устраивали реконструкции морских битв, например, Саламинской — между афинянами и персами.

Огромные затраты окупались эффектом, который оказывался на массовое сознание граждан Рима и провинций. В силу «ручного» исполнения и пролитой крови аудитория превращалась в соучастника «боевых игр», получая уже не столько историческую, сколько морально-политическую информацию о том, кто был прав, а кто виноват. Кто был достоин жить, а кто нет.

Гладиаторский поединок. Источник: Wikimedia Commons
Гладиаторский поединок. Источник: Wikimedia Commons

Триумфальные шествия, массовые празднества — всё это крайне эффективные средства убеждения населения в могуществе и всесилии его правителей. Они-то и стали каналом общения правящей группы с народом.

Мир без войны

Подлинным шедевром политической пропаганды Октавиана Августа стало достижение мира в Парфии.

Октавиан Август. Источник: Wikimedia Commons
Октавиан Август. Источник: Wikimedia Commons

В 53 г. до н. э. в Аравийской пустыне армии под началом лучшего полководца времён поздней республики Марка Лициния Красса было нанесено обескураживающее поражение войском Парфии, восточного соседа Рима. Усугубило горечь поражения и то, что враг захватил военные штандарты Красса. Они стали главным трофеем Парфии, символом её независимости, гордостью её столицы. В 19 г. до н. э. Август решил изменить положение дел, не прибегая к развязыванию войны. Используя дипломатию, а также пригрозив римскими легионами, он добился подписания нового договора с Парфией. По договору, парфяне вернули вечному городу римские штандарты.

В самом Риме Август не замедлил оценить и воспользоваться пропагандистским потенциалом этого события. По мановению руки новое мирное соглашение с Парфией превратилось в великую победу римлян и императора, сравнимую с завоеванием Юлием Цезарем Галлии.

Подробнее