Найти в Дзене
Строительный мир

Забытые железнодорожные проекты России

Оглавление

Далеко не все железнодорожные проекты в нашей стране воплотились в жизнь. Некоторые из них были заброшены в ходе реализации, другие же остались исключительно на бумаге. И если об инициативах, сохраняющих свою актуальность, мы помним и сегодня, то были и такие, о которых до наших дней сохранилось крайне мало информации, и на ее поиски приходится отправляться условно на десятилетия назад — перелистывать страницы источников прошлого.

© public domain (Строительство Великой сибирской железной дороги (Транссиба), 1899 г.)
© public domain (Строительство Великой сибирской железной дороги (Транссиба), 1899 г.)

В этом обзоре мы коротко вспомним о трех проектах Российской империи, к реализации которых так и не приступили, несмотря на их детальную проработку — проведение изысканий, подготовку соответствующих документов и их рассмотрение в профильных учреждениях. Причем обратим внимание на те из них, которые, что называется, не на слуху, в отличие, например, от железной дороги на Сахалин или на Аляску через Берингов пролив. С каждым из проектов подробнее можно ознакомиться, пройдя по соответствующей ссылке.

Заволжская железная дорога

Пожалуй, одним из наиболее крупных и в то же время забытых со временем является проект Заволжской железной дороги. Информации о нем в дореволюционных изданиях содержится значительно больше, чем в сети интернет. Линия протяженностью 1,2 тыс. км должна была напрямую соединить Оренбург, Казань и Галич. В качестве альтернативной конечной точки в Костромской области рассматривался поселок Мантурово.

Предварительные исследования проводились еще в 19 столетии, а в 1910-х был представлен соответствующий проект, и подавляющее большинство во властных кругах высказывалось за его скорейшую реализацию. Было принято решение о выделении средств для проведения окончательных изысканий, которые наметили на 1917 год. Но дальнейшие события в стране не позволили приступить к работам.

© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.)
© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.)

Труды происходивших 20, 21 и 22 октября 1916 г. Заседаний Совещания Представителей Центрального и Областных Военно-Промышленных Комитетов для обсуждения плана железнодорожного строительства на ближайшее пятилетие (Стенографический Отчет). — Петроград, 1916. — Ч.1. — С. 153-154:

«Самарский Областной Комитет высказался за окончание ее Галичем, по той простой причине, что мы тогда получим соединение через Бугульму с Казанью... При том Самарский Комитет полагал, что часть этой дороги от Оренбурга необходимо строить вне очереди... Стоит только обратить внимание на карту железных дорог, чтобы увидеть в восточном углу этой карты громадный пробел. В этом углу почти нет ни одной железной дороги... Заволжская железная дорога должна обслуживать край, который представляет собою площадь в 348,5 тысяч квадр. верст, т. е. должна обслуживать пространство, которое... по своей площади превышает государство Италию... Государственное значение этой дороги представляется в высшей степени ценным. Она соединит столицу Русского государства кратчайшим путем со всеми восточными и юго-восточными областями, что при окраинном положении Петрограда дает возможность сношений с ныне изолированным краем. Эта дорога имеет и стратегическое значение».

Первые проекты в Русской Арктике

Еще один интересный проект того времени — Обь-Урало-Беломорская железная дорога, призванная улучшить транспортное сообщение на Русском Севере. Стальная магистраль длиной 1,6 тыс. км, по задумке авторов проекта, должна была протянуться до Архангельска через Пинегу и Троицко-Печорск от речного порта на берегу Оби в районе села Чемаши.

© public domain (Усть-Сысольск, через который должна была пройти дорога, нач. XX в.)
© public domain (Усть-Сысольск, через который должна была пройти дорога, нач. XX в.)

Наличие новой линии позволило бы значительно быстрее доставлять грузы из Сибири и Урала, идущие на экспорт в страны Европы через главный порт Белого моря. Но реализации этих планов сначала помешала Первая мировая война, а затем внутренние разногласия относительно трассировки железной дороги.

Железнодорожное дело. — СПб., 1916. — №№35-36. — С. 17:

«Ведомство путей сообщения в настоящее время производит технические взыскания по линии Обь-Урало-Беломорской железной дороги, постройка которой признана необходимой в первую очередь. Чинам министерства путей сообщения, производящим изыскания, поручено попутно определять качество лесов, по которым будет проходить дорога».

Похожий проект несколькими годами ранее предложил П. Э. Гетте. Правда, его вариант по своим масштабам был несколько скромнее — 400 км от Лабытнанги в сторону Северного Ледовитого океана. Эта инициатива, известная по документам как Обдорская железная дорога, достаточно активно обсуждалась в профильных ведомствах, но вызвала шквал критики со стороны отдельных экспертов. Тем не менее на участке от Обдорска до берега Печорского моря были проведены изыскания, по итогу которых сделали вывод о необходимости сооружения данной дороги. Но для реализации проекта банально не нашлось средств.

© public domain (Фрагмент карты путей сообщения Российской империи, 1916 г.)
© public domain (Фрагмент карты путей сообщения Российской империи, 1916 г.)

Конечно, в царское время было немало интересных предложений относительно развития железнодорожной сети в империи. И далеко не все они воплотились в итоге в жизнь. Если вы знаете о подобных проектах, близких в свое время к реализации (особенно те, что не на слуху) — пишите в комментариях.