Тема статьи – одна из наиболее обсуждаемых в области академического музыкального искусства как для любого интересующегося, так и для практика-исполнителя.
В данном случае говорю о пианистах и на личном примере расскажу о том, что важно для развития импровизационных способностей, в том числе для умения подбирать по слуху.
Что необходимо, точнее, что не нужно для свободного ощущения себя за инструментом в любой ситуации?
Как ни странно, самое первое, что мешает в перестройке, в переключении мозга на новый уровень/режим импровизации, это – ноты.
Но прежде хочу пояснить, что нужно чётко понимать, различать категории музыки, для которых ноты – как Библия для священника, и для которых «музыкальная речь» есть прямое воспроизведение естественных, оригинальных (т.е. из источника) мыслей, возникающих в голове.
Играть музыку, как говорить
Когда человек разговаривает в повседневной жизни, он же не читает по бумаге (не беру здесь в расчёт особые случаи: лекции, подготовленная речь и т.д.)? У человека же нет такой привычки, прежде чем подумать и сказать, прочитать это где-то, вызубрить хорошенько, а потом повторить?
Как приблизительно и происходит процесс овладения чужими произведениями, шедеврами музыкальной нотной литературы. Как запоминание стихов. Но со временем это становится таким привычным делом, что ощущается вполне естественно, пока не забудется.
Выходит так, что импровизация есть естественное, мгновенное воспроизведение музыкальных мыслительных процессов без посредников (нот).
А что для этого нужно?
- Те самые процессы (откуда их взять , это уже другая тема)
- Средства для их реализации, т.е. «хоженые тропинки», по которым следуя неоднократное количество раз, слух/мозг/руки обучаются моментально действовать сообща, непринуждённо и с удовольствием.
Для этого нужно когда-нибудь начать...
Как?
Учиться этому может только сам человек путём эмпирическим. Теория без практики здесь совершенно бессильна. Лучше практиковать и ошибаться, потом в итоге овладеть этими «ключами», нежели просто читать, слушать и размышлять о том, как это всё непонятно и сложно.
На самом деле всё просто – хочешь научиться плавать – прыгай в воду и греби.
Поэтому совершенно несправедливо осуждать даже самых квалифицированных музыкантов и исполнителей в отсутствии развитости навыков импровизации.
Это не характеризует их способности, а также уровень профессиональной подготовки, так как владение импровизацией не считается обязательным в академической образовательной программе инструменталиста-исполнителя.
Здесь больше обучают «священников», для которых «Библия» – начало всех начал, ибо музыка, которой посвящена Высшая её школа является очень сложной, канонически выстроенной, отрабатываемой годами и столетиями системой безграничного количества символов и значений.
Ни один человеческий мозг не способен единожды ознакомившись с ней запомнить её на всю жизнь, не прибегая время о времени к нотной литературе в будущем.
И как же тогда можно судить о способности хорошо/плохо плавать человека, который никогда не был в воде? Который посвятил свою жизнь изучению и прочтению «священных писаний»?
А чтобы прыгнуть в воду – надо бы оказаться на краю обрыва, и чтоб позади, всё больше приближаясь, бежало голодное племя с копьями. Образно говоря, допустим, что это личные мысли о том, что пора бы овладеть импровизацией. Или же это может быть ситуация, срабатывающая с таким же эффектом, как это «племя».
Как раз такая ситуация и явилась лично для меня толчком к «прыжку».
Забыла ноты дома и нашла «магнитофон» в голове
Уже много лет я работаю балетным концертмейстером. Для композитора это фактически означает быть тапёром: смотреть на «картинку» и мгновенно играть под неё музыку. Но изначально, за отсутствием опыта, я прибегала к нотам-помощникам, некоторой литературе из балетов и прочего подходящего.
В один прекрасный день, придя на рабочее место, я обнаружила, что нот нет. Либо я забыла их дома, либо где-то потеряла. Но в тот момент это было неважно. Нужно было работать. Ведь и священники умеют свободно разговаривать, помимо чтения службы. И мне пришлось «грести» без нот. Без остановок и вникания, отрабатывания деталей.
После этого, обычная импровизация покажется очень милым делом, так как это всё же несколько другая форма музыки, чётко управляемая хореографией, нежели свободное импровизирование, в котором пианист сам определяет ход процесса.
Сначала было непривычно, некомфортно. Но со временем я поняла, что в режиме импровизации основная фишка и есть – свобода от нот. Таким образом я освоила новый уровень исполнительства и продолжаю его совершенствовать. Мгновенное воспроизведение музыкальной мысли, внутреннего состояния, образов, возникающих в творческом пространстве художника…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статья:
Подробнее о моём канале: