Почему, окончив музыкальную школу, музыкальное училище и даже консерваторию, многие музыканты без нотного материала остаются беспомощными перед своим инструментом? Когда нужно играть, а играть нечего, потому что «не готов». Или, когда нужно сыграть что-то конкретное по слуху – а слух, руки и голова совершенно не координируют друг с другом.
Неужели музыкальная память такая поверхностная, а навыки, полученные в музыкальных образовательных учреждениях настолько неосновательны?
Далее неспроста в этой статье появляется гноссиенна знаменитого французского композитора и пианиста Эрика Сати. Он явился вдохновителем и предтечей многих направлений композиторских техник первой четверти 20 столетия (импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм, минимализм). При этом годы работая пианистом в прошлом известном парижском кабаре «Чёрный кот».
Откуда этот страх играть без нот?
В этом вопросе и заключается ответ: страх играть без нот порождает стойкую зависимость от них.
А почему так происходит? Потому что нет настоящего понимания того, что, собственно, стоит за нотным текстом. Это значит, что любое разучивание и выучивание нотированной музыки остаётся на поверхности «мозгов» и «ушей» музыканта, постоянно соскальзывая и улетучиваясь в одно мгновение, стоит только какое-то время не заниматься тем или иным произведением. О чём это говорит?
У любого человека существует несколько видов памяти, и у музыканта в процессе работы непосредственно с музыкой, должны работать все из них одновременно:
- Слуховая - мыслительная
- Тактильная - механическая
- Эмоциональная - чувственная
- Визуальная
То есть, слух концентрируется на звуке, начинается мыслительный процесс – прослеживание взаимосвязей, движения музыкальной мысли и т.д. При этом возникают некоторые переживания, и происходит визуальное запоминание, «фотографирование» нотного текста, и всё это в едином, морально и физиологически свободном ощущении не только рук, но и всего тела!
Интересно, что, играя произведение уже без нот, выучив его, в голове могут помимо нотных строчек крутиться какие-то картинки, кадры, «видео ряд», при этом возникать также чувственно-эмоциональные образы.
Чем больше музыкант практикует осознанные занятия, тем больше ценного опыта он получает. А так как музыка бесконечна, но закономерна, он постигает эти законы путём осознания причинно-следственных связей в самой музыке. Например: «Сыграл так – получилось это. Сыграл иначе – вышло так. Ага. Теперь буду знать, как это устроено».
То есть, музыку нужно изучать, вникать в неё. С помощью учителя и самостоятельно, чисто аналитически.
Это должно нравиться. В детстве, как игра. В более взрослом возрасте, как наука.
Музыка, это очень сложная структура, которой невозможно обучиться просто заучивая ноты
Иначе, может выйти что-то вроде той басни Крылова о мартышке… К сожалению, зачастую в музыкальных школах формируются именно такие кадры. Они тоже хорошие, но такие же музыканты, как я философ – размышлять мне нравится, но систему философии не знаю. Но всё же. А чем я не философ?
Нотный текст, это не просто набор символов, а отражение музыкального мышления. А если оно не развивается у ребёнка, или у взрослого не было достаточно развито вовремя – нотный материал становится не проводником между музыкантом и музыкой, а глухой стеной.
Дочитайте, пожалуйста, до конца, дорогой читатель. Уже закругляюсь )
Музыкальное мышление, что это?
Моё определение –
Взаимосвязанный процесс слуховой и графической аналитики, механической реакции и «архитектонического» восприятия музыки.
Музыка, это действие. Музыкант, как хирург человеческой души. Он работает исключительно с живой субстанцией, живым, чувствительным «организмом», в котором происходит множество процессов как и в самой музыке. А музыка происходит лишь в движении, как и любое мышление.
Думаю, интересно задаться вопросом...
Почему многие непрофессиональные музыканты без надлежащего образования, свободно владеют инструментом и играют что угодно. Может недостаточно свободно технически, но свободно в слуховом отношении. Почему у них всё так хорошо координирует, и слух, и руки, и голова? Потому что они с нотами не работают вообще.
Это равно что человек возьмёт всевозможные учебники по изучению иностранного языка, чтобы его освоить, но всё это покажется ему очень сложным. А главная помеха – это ощущение, что без этих «шпаргалок» вообще ничего не получится. Поэтому он к ним и не прибегает.
На самом деле, ничего не получится без практики. И если человек просто начнёт слушать иностранную речь и смотреть на неё, не вникая в правила – он вполне быстро освоится, как пятилетний ребёнок, у которого рот не закрывается, а что такое правила языка спросите у него? И музыканты такие тоже есть.
Музыкальное мышление может развиваться по-разному. Профессионально или же «своим путём». Главное, чтобы развивалось. Только это даёт музыканту свободу в постижении и воспроизведении различной музыки.
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая