Советский фильм — эпопея «Война и мир» 1967 года до сих пор считается самой точной и удачной экранизацией одноименного романа Л. Н. Толстого. Его снимал талантливейший актер и режиссер С. Бондарчук. Съемки картины заняли шесть лет. До сих пор считается, что батальные сцены он настолько точно восстановил, в частности на Бородинском поле, что по ним можно полностью изучать хронологию боев и передвижение русских и французских войск 1812 года.
Картину задумали снять как дань сто пятидесяти летию Бородинской битвы, а также как наш ответ американскому варианту «Войны и мира». Американцы тоже очень любили творчество Толстого и свой вариант постарались поставить максимально близко к тексту. Советское правительство не могло не ввязаться в гонку за лучший вариант картины и стало искать талантливого режиссера, способного догнать и перегнать США. Получить государственный заказ настолько огромного масштаба пытались многие режиссеры. Среди них И Пырьев и М. Ромм. Но Бондарчук только что снял свой очередной киношедевр «Судьба человека» с собой в главной роли и комиссия Министерства культуры СССР во главе с Е. Фурцевой твердо постановила отдать съемки Бондарчуку.
Бондарчук в соавторстве с В. Соловьевым написали свой сценарий картины, который утвердили чиновники и цензура. Начались съемки. Бондарчуку отдали лучшее кинематографическое оборудование, самых прогрессивных операторов, пиротехников, каскадеров. Музеи всей страны получили указание из ЦККПСС по первому требованию съемочной группы предоставлять доступ к любым архивным и музейным фондам. Также костюмерам и декораторам дали полный доступ к использованию для съемок подлинной мебели, гобеленов, аксессуаров 19 века. Конечно что — то шили кинематографические ателье, но и часть костюмов, украшений, карет, лошадиной сбруи, оружия были подлинными и брались из музеев по всей стране. Отдельно для пошива декораций и костюмов привлекли Министерство легкой промышленности, которое направило определенный заказ на фабрики всей страны. Министерство обороны дало картине лошадей и целые воинские подразделения. Огромная часть советской армии и все ковалерийские полки участвовали в массовке. Для картины сформировали отдельный кавалерийский полк из тысячи пятисот всадников. Эти актеры потом снимались в других советских фильмах. Была огромная группа рабочих, осветителе, плотников. Отдельно была не менее большая группа профессиональных каскадеров и группа взрывотехников. Картину консультировали ведущие историки страны. Одним словом — на долгие шесть лет весь СССР включился в съемки картины.
Во время съемок картины периодически отказывались работать с режиссером части съемочной группы. Сбегали операторы, художники — постановщики и другие члены группы. Главным критерием продолжения съемок постоянно было только внутреннее чутье Бондарчука. Даже во время съемок военных эпизодов только он руководил всеми на площадке, командовал войсками и расставлял пушки. Именно Бондарчук был и Наполеоном и Кутузовым в одном лице. Часть съемок он вообще делал с высоты , находясь в летающем вертолете.
Лучшие музыканты страны буквально дрались за возможность писать и исполнять музыку к картине. Шостакович, Свиридов, Хачатурян, Кабалевский наперебой предлагали свои музыкальные композиции. Но Бондарчук выбрал мало тогда известного студента консерватории В. Овчинникова. Режиссеру понравилось непредвзятое музыкальное толкование картины. Есть в фильме и подлинные французские военные марши. Запись музыки была поручена Симфоническому оркестру Московской филармонии и хору и оркестру Всесоюзного радио и телевидения.
Съемки русской охоты осуществлялись под руководством эксперта — кинолога, специалиста по гончим и борзым В. Казанского.
Целая бригада декораторов — озеленителей шесть лет возила за собой по стране деревья и кустарники чтобы скрывать атрибуты двадцатого века во время съемок.
Снимали в Закарпатье, В Мукачево, в Смоленской области, в Новодевичьем монастыре, в Новоспасском монастыре, в Подмосковье, в Ясной Поляне, В Ленинграде, В Молдавии.
В картине было задействовано огромное количество лучших и ярчайших советских актеров: Л. Савельева, В. Станицын, К. Головко, А. Борисов, И. Губанова, С. Ермилов, Н. Кодин, О. Табаков, В. Тихонов, А. Кторов, А. Шуранова, А. Вертинская, А. Семин, С. Бондарчук, Л. Давыдова, Н. Толкачев, Н. Кутузов, И. Скобцева, В. Лановой, Э. Марцевич, К. Половикова, Г. Кравченко, А. Степанова, Е. Тяпкина, Д. Фирсова, О. Ефремов, Б. Смирнов, И. Соловьев, Ю. Леонидов, А. Глазырин, Н. Михалков, Б. Баташев, М. Капнист, Б. Хмельницкий, Н. Гринько, Н. Мордюкова, Г. Милляр, Ж. Балар, Л. Поляков, Б. Молчанов, В. Стржельчик, В. Сафронов, Э Кнаусмюллер, П. Савин, С. Чекан, Н. Трофимов, И. Жеваго, Н. Хрящиков, А. Лебедев, В. Бадаев, М. Храбров, Н. Рыбников, С. Никоненко, В. Селезнев, Р. Александров, А. Смирнов, Г. Чохонелидзе, Б. Захава, В. Мурганов.
На роль Н. Ростовой пробовались: А. Вертинская, Л. Кадочникова, Н. Фатеева, Л. Гурченко. Но Бондарчук взял сниматься выпускницу Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой Л. Савельевой.
На роль князя Балконского пробовались: Э. Марцевич, О. Стриженов, И. Смоктуновский. И выбрали в начале именно Смоктуновского, но он играл Гамлета и его не отпустили со съемок. Поэтому взяли Тихонова.
Очень точно поставленный по роману фильм из четырех серий мгновенно поражал зрителя с первых минут картины красивыми актерами в до мельчайших деталях воссозданных костюмах начала 19 века.
Через два года после начала съемок у Бондарчука случился сердечный приступ и на два месяца все встало.
Спустя пять лет съемок Министерство культуры требует смонтировать хоть как то уже отснятый материал и выпустить две серии картины для Московского международного кинофестиваля. Работа шла на такой скорости, что сразу после вручения всех главных призов у режиссера произошла клиническая смерть. Бондарчука еле откачали врачи. Прошел еще один — шестой год, прежде чем картину увидела вся страна, а затем и весь мир.
Успех был широчайший. Кинозалы всей планеты ломились от наплыва публики. В 1969 году картина получает премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. До сих пор эта картина является наглядным пособием для всех студентов, школьников и аспирантов, изучающих творчество Л. Н. Толстого и историю России 19 века.
В 2000 году картину перенесли на цифровые носители с полной реставрацией записи.