В 1876 году маяк перестроили. Вместо старого была возведена…👉Это литературный клип! Нажмите на ▶️, слушайте песню и одновременно читайте рассказ, перед глазами появится в красках вся история! Трек «МАЯК ЛЮБВИ» (©2020)
Все части истории «МАЯК ЛЮБВИ» здесь👇
Залив Феодосии, вернее один из его окончаний – мыс Ильи с давних времен являлся настоящей угрозой судоходству. Вахтенные матросы обнаруживали убийственные скалы, когда было слишком поздно. Вот потому-то здесь и был установлен двадцать пять веков назад первый примитивный светоч, указывающий безопасный путь в акватории, заботливо отметив каменную угрозу для кораблей.
О том, что здесь находится маяк, узнали совершенно случайно. Во время русско-турецкой войны каким-то чудом уцелела карта Кафы 1784 года. Когда начали изучать эту удивительную находку более подробно, то выяснили, что первое сигнальное сооружение появилось здесь еще в IV веке до нашей эры. Его возвели, после того как потеряли в этом заливе несколько своих торговых кораблей, греко-тавро-скифское поселенцы Боспорского царства. Но затем, маяк видимо был разрушен. Потому как в Средневековье и гораздо позже, аж в XIX столетии на мысе Ильи корабли все еще терпели многочисленные крушения. Так проиграли схватку с коварными скалами пароходы «Великий князь Константин» и «Владимир». Вот и получалось, что свет маяка нужен был не только морякам, находившимся на рейде Феодосии, но и крымским городам, располагающимся от мыса Ай-Тодор до самого Чауда.
Первый маяк был построен в 1899 году на небольшие сбережения супруги светского советника Евдокии Константиновны Рукавишниковой. Так женщина отблагодарила город Феодосию за то, что здесь спасся от туберкулеза ее любимый сын. Ласковое крымское солнце, йодированные терпкие ароматы морского воздуха возвращали силы в ослабленный болезнью организм мальчика и его здоровье пошло на поправку. Радости матери не было предела, ведь ее мальчик будет жить! И осенью 1897 года Рукавишникова подала заявление в Дирекцию маяков о желании принять на свой счёт постройку маяка на мысе Святого Ильи. Через некоторое время ей пришёл ответ, в котором Дирекция маяков рекомендовала взять для будущего маяка световую установку «шведского огня». К письму прилагались план и чертежи башни, а световой аппарат чиновники заказали в Финляндии.
«Нет худа без добра», - говорят в народе. Да, так и есть! Потому что не понятно, когда был бы установлен маяк Ильинский, не заболей единственный сын золотопромышленника Василия Никитича Рукавишникова. Корабли бы по-прежнему разбивались о скалы мыса.
В годы Великой Отечественной войны старый маяк был разрушен, но в 1955 году сооружение восстановили. В 2006-ом старый маяк модернизировали современным светооптическим модулем.
Светлов продолжал объезжать крымские башни, наслаждаясь невероятными осенними красотами, новыми знакомствами и головокружительным ароматом морского побережья острова, до краев наполняя душу и сердце любовью и радостью к этому волшебному месту и всей стране в целом. Нужно отметить, что зрелый мужчина был настоящим приверженцем и патриотом. При всех возможностях, что у него имелись, он все же предпочитал жить, работать, отдыхать, и даже лечиться именно в России, не считая всему этому прекрасной панацеей заграницу. Да, он не витал в розовых облаках, пряча взор за шорами, а видел целую уйму недостатков, но при всем при этом, понимал, что нигде и никогда настоящему россиянину не будет лучше, чем на родной земле. Ведь мать не выбирают. Она может быть некрасивой и плохо образованной, закостенело – несовременной, а еще - не всегда ласковой и заботливой, но какая есть и другой уже не будет.
В этот раз чиновнику захотелось пройтись по территории в одиночестве, поэтому Светлов не стал уточнять по телефону, во сколько планирует приехать, на что в голосе начальника маяка не почувствовал ни грамма обеспокоенности. Это говорило о том, что в его морской обители все в порядке и специальной подготовки к приезду столь важной персоны из Москвы не потребуется.
Он с легкостью нашел дом, где жил смотритель. Того не оказалось на месте и чиновник направился на маяк.
Перед его взором предстала ослепительно белая красавица башня пятнадцатиметровой высоты. Завидев гостя, оттуда вышел и сам смотритель.
- Доброго денечка, уважаемый Лев Николаевич! - поприветствовал он гостя.
Тот, улыбаясь, ответил: «И, впрямь добрый, Семен Михайлович!».
- Ну, пойдемте, покажу вам нашего светляка, - с любовью в голосе, сказал смотритель.
Они зашли в башню и стали подниматься по просторной винтовой лестнице, которая, привела в помещение смотрителя - маячную комнату, отделанную дубом. Из окон, словно на ладони, хорошо просматривалась вся акватория. Из маячной комнаты следовал вертикальный трап, ведущий «в святая святых» - фонарное сооружение, представляющее собой гранёный стеклянный цилиндр, в центре которого был установлен современный светооптический модуль, собранный на ярких светодиодах. Заботу о соблюдении режима работы маяка поручили электронике.
- Сегодня отпала необходимость в ежечасных метеорологических наблюдениях. Входящая в состав системы управления мини-ЭВМ на экране монитора в реальном времени выдаёт все необходимые синоптические данные, - объяснил смотритель.
- Но, какая бы электроника умной не была, все равно, без человеческого участия маяк обойтись не сможет, - добавил он, улыбаясь.
Москвич все потрогал, словно проверяя на прочность.
Они пошли обратно. По дороге Светлов сделал несколько пометок в блокноте. Заметив это, смотритель оживился. Ему понравилась заинтересованность и не скупая реакция чиновника при осмотре башни.
- Каждый маяк богат на легенды и интересные события. У нас тоже своя легендарная история имеется. Была рассказана она одним из ветеранов Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года, помните, проводилась Керченкско-Феодосийская операция, так вот маяк тогда разрушили до самого основания. И сделала это наша морская артиллерия вынуждено. Ведь обрушившись, башня унесла за собой целую сотню гитлеровцев, окопавшихся в ней. Так что маяк геройски пал, унося проклятых фашистов в преисподнюю, - рассказал мужчина.
- А еще, Лев Николаевич, мы свято чтим память о наших уважаемых меценатах - семье Рукавишниковых. Ведь они творили настоящее добро. Не всякий богач будет болеть об Отечестве, а эти радели по-настоящему. Продолжил дело матушки Евдокии Константиновны ее сын Николай. Внёс, так сказать свою посильную лепту в обеспечение навигационной безопасности мореплавания вдоль Черноморского побережья, - добавил напоследок смотритель.
Потом, в отчёте Главного Гидрографического управления за 1901 год Светлов прочет запись: «Открыли своё действие Сухумские створные огни, установленные иждивением потомственного дворянина Николая Константиновича Рукавишникова, вместо пришедших в негодность деревянных створных знаков».
Продолжение следует….
==
Авторы композиции «МАЯК ЛЮБВИ» (©2020) - Рустэм Султанов/Борис Орлов
==
Синопсис рассказа: Рустэм Султанов
Литературное наполнение - Оксана Казанцева (специально для Султанов-Дзен) Оксана Казанцева - осознано в литературе с 2010 года. С 2018 года профессиональный писатель.
==
Послушать лучшее у Рустэма Султанова 👉
#маяклюбви
#рустэмсултанов
#борисорлов
#литературныйклип
#джаз
#индирок
#попрок
#россия