Никакая наука немыслима без классификации - так и химия, ее изучение без знания "родословной" сродни плутания в темном лесу.
Еще одно полезное свойство классификации - в ней уже отчасти заложены свойства объектов. Ниже я постарался собрать все классы неорганических соединений, знание которых пригодится при сдаче экзамена по химии.
В ней все начинается с простого - сначала вещества из одного типа атомов - их называют простые. Затем из двух - их называют бинарные, и рекордсмен по созданию пар - кислород. Потому, что он очень активный - стремится "познакомиться" почти со всеми типами атомов. Так и химические связи получаются, в веществах под названием "оксиды".
Менее активные соседи кислорода - азот, сера, фосфор и хлор - тоже склонны образовывать пары: нитриды, сульфиды, фосфиды, хлориды. Но они уже более избирательны, чем кислород, и связываются только с самыми активными атомами. Кстати, обратили внимание на окончание "-ид" в конце каждого названия? Это значит, что в соединении элемент находится отрицательной степени окисления - он перетащил на свою сторону электроны соседа.
Но вернемся к оксидам - если к ним добавить воду (в некоторых случаях - буквально), то получатся "гидроксиды" (приставка гидр означает водород). Вы знали, что буквально пару столетий назад хорошим тоном считалось попробовать вновь полученное вещество на вкус? (именно так, кстати, открыли «убийственное» свойство цианистого калия😱) Так вот оказалось, что некоторые гидроксиды на вкус кислые, а другие - горькие. Уже после выяснили, первые распадаются в водных растворах на катион водорода H+ (который и ощущается кислым на вкус) и кислотный остаток, а вторые - на гидроксид-ион OH- (горький на вкус) и катион металла. Так и появилось название кислота, а вторые вещества стали называть горькоты основания, а растворимые в воде основания - щёлочи - от слова щёлок - стирка (раньше для стирки использовали золу сгоревших дров, которая как раз в своем составе содержала щелочь).
Отдельно стоит упомянуть амфотерные гидроксиды - они мастера подстройки. Если кислоты реагируют только с основаниями (и наоборот), то амфотерные гидроксиды могут и с теми и с другими.
Кислоты и основания можно считать родителями еще одного класса - соли, т.к. они могут быть получены в результате реакции нейтрализации - так называют реакцию между кислотой и основанием. Если кислоты будет больше, чем нужно - может получиться кислая соль, а если в избытке будет основание - то получится основная соль. Необходимым условием образованием кислой соли является многозарядность кислотного остатка, а основной, соответственно, многозарядность металла.
И напоследок - общая схема, о которой я упоминал в начале. Её вы можете сохранить себе и пользоваться при подготовке к экзамену😉 В оригинальном разрешении она будет прикреплена к посту.