Есть такое определение в науке, «Эффект Ромео и Джульетты» — неподтверждённый психологический феномен, якобы заключающийся в увеличении романтической привлекательности людей друг для друга вследствие препятствования их отношениям (например, со стороны родителей), попыток разлучить или составить какие-либо преграды для развития любовных или супружеских отношений. Берет свое название от одноименной пьесы У. Шекспира. Мы попытаемся проследить, как образы влюбленных воплотились в литературе и культуре.
16 сентября – день рождения Джульетты. В этот день в честь шекспировской героини проводят праздничные мероприятия: спектакли, фестивали, карнавалы. В этот день проходит вручение литературной премии для профессиональных писателей Scrivere per amore, и, конечно же, проходят кинопоказы экранизаций печальной истории.
На самом деле, история Джульетты началась далеко не с Шекспира. При создании своей трагедии автор отталкивался от уже написанной автобиографической истории Луиджи да Порто и его кузины Лучины. Тот, в свою очередь, построил сюжет своего произведения на новеллах других авторов, изучение которых и привело к тому, что исследователи шекспировских произведений подтвердили реальность Джульетты. Это и послужило основанием создать в Вероне музей.
В честь Джульетты даже назван спутник планеты Уран, открытый 3 января 1986 года по снимкам аппарата «Вояджер-2».
Гробница Джульетты (итал. Tomba di Giulietta) — саркофаг XIII—XIV веков из красного мрамора в крипте упразднённого монастыря капуцинов в Вероне является популярным туристическим объектом
Есть и шапочка Джульетты — небольшая ажурная вязаная крючком или сетчатая шапочка, часто украшенная жемчугом, бисером или драгоценностями, которая, в основном, носится под вечернее платье или как часть венчального наряда. Все в этом прекрасном мифе о трагической любви стало значимым и обрело символический смысл. Например, во всех театральных версиях обязательна мизансцена с балконом. Хотя само слово « балкон» никогда не упоминается в пьесе Шекспира. Для этого тоже есть веская причина: согласно словарю Мерриама-Вебстера, самое раннее известное употребление этого слова появилось только в 1618 году — то есть через 20 лет после того, как была издана трагедия Уильяма Шекспира. На самом деле, согласно пьесе, действие происходит в саду Капулетти, когда «Джульетта появляется наверху в окне».
Почему музыкальные версии, оперные постановки, более 100 кино- и теле-экранизаций по сей день так привлекают художников. Шекспировский сюжет — из числа тех, что пропитали сам воздух, которым дышит литература. Более полутысячи лет писатели и режиссёры перекраивают эту историю, спорят с ней, пытаются понять, была ли смерть Ромео и Джульетты неизбежной. От ответа на этот вопрос зависит, считать ли нам настоящую любовь непобедимой, или обстоятельства всегда сильнее чувств, а романтика не выдерживает столкновения с реальностью.
Дают свой ответ на этот вопрос скульпторы и живописцы. В 1905 году Огюст Роден изваял скульптурную группу «Ромео и Джульетта», сейчас она хранится в Эрмитаже. Экспрессия фигур влюбленных сравнима с легкими барочными скульптурами итальянца Джованни Лоренцо Бернини. Роден сумел зафиксировать момент, когда тела слившихся в прощальном поцелуе возлюбленных составляют одно целое. Еще секунда — и Ромео разорвет жаркие объятия и скроется в ночной тьме. Скульптор не дает четкой границы формы, ясного перехода фигур. Он создает впечатление обволакивающей группу воздушной среды. Поражает обработка мрамора — он кажется легким, невесомым и одновременно живым, что достигается сочетанием разнообразных техник отделки поверхности скульптуры.
Сальвадор Дали к пьесе Шекспира сделал десять оформленных иллюстраций. Теперь это очень редкое издание трагедии «Ромео и Джульетты», оно было выпущено ограниченным тиражом в 999 экземпляров.
Сейчас есть компьютерные игры («Ромео спасает Джульетту»), квесты, иммерсивные спектакли («Romeo&Julietta»). Эта вечная история любви находит свою жизнь в разных ипостасях, одна из которых это аниме («Джульетта из школы-интерната»). Значит, сюжет не исчерпал себя, каждое поколение будет искать ответ на вечные вопросы бытия.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ