Сюжет картины, о которой мы говорим сегодня, может показаться бредовым и непонятным большинству. Однако, если покопаться, можно добраться до истинной глубины концепции.
Прежде всего – автор. Одна из немногих известных нам женщин художников-сюрреалистов. Доротея Таннинг родилась в 1910 году в маленьком пуританском городке Гейлсберг, что в штате Иллинойс. И место ее происхождения, и время рождения намекает на довольно суровые нравы, в которых воспитывалась будущая художница.
А как все мы знаем, чем суровее воспитание, тем сильнее сопротивление. К своему тридцать второму Дню рождения Доротея презентует автопортрет топлесс.
В целом, картина с таким торжественным названием получилась довольно мрачной и слегка пугающей. Даже можно уловить намек на эффект, получивший название «полуденный ужас». Мы о нем уже писали, полуденный ужас – это занимательное явление для культуры, когда художник (фотограф, режиссер и т.д.) создает максимальное напряжение в работе за счет невинных, казалось бы, обыденных вещей. Другими словами, пугает зрителя тем, что должно бы его расслаблять – солнечный пейзаж, детские игрушки, убранная комната и т.д. Подробнее почитать можно здесь.
Отголоски этого явления мы видим и у Таннинг, однако преобладает все же сюрреализм. Художница показывает себя в комнате (возможно, родного дома в Гейлсберге), показывает сюрреалистичную, бессмысленную анфиладу дверей, убегающую вдаль и делающую перспективу бесконечной. Вероятно, это символ того, как порой сложно вырваться из привычного уклада и устоев, навязанных обществом, особенно в детстве.
Ее голая грудь – дань бунтарству, на которое каждый свободный человек имеет право, так она считает. А еще, может быть и попытка доказать пуританскому обществу, что нагота прекрасна и естественна для человека. Она возвращает его к природе. Даже у самой художницы из юбки проросли стебли, будто через мгновение она сама обратится в дикую флору.
А неподалеку от героини на полу притаилась химера. Это полукошка – полуптица с длинными острыми когтями и разветвленным хвостом. Маленькое демоническое существо, как вечный спутник человека, как отражение его потаенных желаний и страхов.
Картина получилась таинственная и запутанная, как лабиринт, но зато посыл ее совершенно точно вызывает ответную реакцию зрителя.