Найти тему
Parnas on-line gallery

Страшный день рождения: Доротея Таннинг

Оглавление
Фрагмент картины Д. Таннинг
Фрагмент картины Д. Таннинг

Сюжет картины, о которой мы говорим сегодня, может показаться бредовым и непонятным большинству. Однако, если покопаться, можно добраться до истинной глубины концепции.

Прежде всего – автор. Одна из немногих известных нам женщин художников-сюрреалистов. Доротея Таннинг родилась в 1910 году в маленьком пуританском городке Гейлсберг, что в штате Иллинойс. И место ее происхождения, и время рождения намекает на довольно суровые нравы, в которых воспитывалась будущая художница.

Макс Эрнст и Доротея Таннинг, 1942, фотография Ирвина Пенна
Макс Эрнст и Доротея Таннинг, 1942, фотография Ирвина Пенна

А как все мы знаем, чем суровее воспитание, тем сильнее сопротивление. К своему тридцать второму Дню рождения Доротея презентует автопортрет топлесс.

В целом, картина с таким торжественным названием получилась довольно мрачной и слегка пугающей. Даже можно уловить намек на эффект, получивший название «полуденный ужас». Мы о нем уже писали, полуденный ужас – это занимательное явление для культуры, когда художник (фотограф, режиссер и т.д.) создает максимальное напряжение в работе за счет невинных, казалось бы, обыденных вещей. Другими словами, пугает зрителя тем, что должно бы его расслаблять – солнечный пейзаж, детские игрушки, убранная комната и т.д. Подробнее почитать можно здесь.

Дом у железной дороги. Э. Хоппер, 1925.
Дом у железной дороги. Э. Хоппер, 1925.

Отголоски этого явления мы видим и у Таннинг, однако преобладает все же сюрреализм. Художница показывает себя в комнате (возможно, родного дома в Гейлсберге), показывает сюрреалистичную, бессмысленную анфиладу дверей, убегающую вдаль и делающую перспективу бесконечной. Вероятно, это символ того, как порой сложно вырваться из привычного уклада и устоев, навязанных обществом, особенно в детстве.

«День рождения», Доротея Таннинг , 1942
«День рождения», Доротея Таннинг , 1942

Ее голая грудь – дань бунтарству, на которое каждый свободный человек имеет право, так она считает. А еще, может быть и попытка доказать пуританскому обществу, что нагота прекрасна и естественна для человека. Она возвращает его к природе. Даже у самой художницы из юбки проросли стебли, будто через мгновение она сама обратится в дикую флору.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

А неподалеку от героини на полу притаилась химера. Это полукошка – полуптица с длинными острыми когтями и разветвленным хвостом. Маленькое демоническое существо, как вечный спутник человека, как отражение его потаенных желаний и страхов.

Картина получилась таинственная и запутанная, как лабиринт, но зато посыл ее совершенно точно вызывает ответную реакцию зрителя.

Сюжет работы ассоциативен. По сути, зритель сам может решать, что он видит и как это понимает, не зная истории жизни автора, а видя лишь название и композицию. Вы тоже можете поделиться своими мыслями и впечатлениями в комментариях под статьей. И обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы!