Найти в Дзене
Шпионские страсти

Письмо улана

1919 год

Белоруссия

В начале 1919 года Станислав Алексеевич Ваупшасов получил назначение политруком в 151-й полк 17-й стрелковой дивизии Красной Армии, сражавшейся против польской армии на территории Белоруссии.

Сложность ситуации заключалась в том, что у Красной Армии на этом фронте в основном были пехотные части, а у поляков кавалерия. Сплошного фронта не было, и противник имел простор для манёвра и проникновения в тыл красным.

17-я стрелковая дивизия* состояла из фронтовиков старой царской армии. Она участвовала в знаменитом Брусиловском прорыве. Еёсолдаты и командиры, имели большой боевой опыт, были отлично обучены, и при этом сражались за новую власть с воодушевлением, и в целом поддерживали линию большевиков, хотя членов партии в их рядах было мало.

Как-то Станиславу Алексеевичу бойцы прямо заявили, что видят, что он свой, он за большевиков, а не за коммунистов. На вопрос растерянного политрука, а в чём разница между большевиками и коммунистами последовал ответ: большевики – это сторонники Ленина, а коммунисты – это приверженцы Троцкого (и таки была в этой их мысли сермяжная правда).

В конце декабря 1919 года, когда рота, в которой служил Ваупшасов, стояла в деревне Жартай, один из местных жителей передал политруку запечатанный конверт с письмомот польского офицера, командира части улан. В письме в издевательской манере офицер сообщал, что, так как он намерен встретить Новый год в деревне Жартай, «хлопам» лучше убраться из неё подобру-поздорову.

Политрук показал письмо командиру роты Ильину. Тот ознакомил с ним бойцов. И практически все тут же выразили желание проучить зарвавшихся наглецов.

После этого Ильин и Ваупшасов тщательно изучили местность вокруг деревни и пришли к выводу, что противника можно ждать лишь со стороны сосняка, подступавшего к болоту. У деревни протекала небольшая речушка с топкими берегами. Она была столь быстрая, что не замерзала даже в самые лютые морозы. Через речку был мост. Близ него стояла мельница, на которой бойцы устроили пулемётное гнездо. Кроме него было устроен ещёряд засад для встречи наглецов из польской кавалерии.

Накануне Нового года рота была скрытно выведена из Жартая. В деревне осталась небольшая группа красноармейцев, которые должны были обстрелять неприятеля и отойти в лес, на опушке которого была организована засада стрелкового взвода. Группа бойцов со станковым пулемётом во главе с Ваушасовым заняла прогон в деревню Жартай.

Всю ночь под Новый год никто не спал. Она тянулась долго и перед рассветом уже начались сомнения, что поляки появятся, когда вдруг со стороны деревни послышались выстрелы. Они начали перемещаться к лесу, к пулемётной засаде стрелкового взвода. Уланы, которые необдуманно вышли из деревни, и стали преследовать бойцов роты Ильина внезапно для себя попали под пулемётный огонь, устроенной в лесу засады. Тут же развернулись и помчались к мосту, который вёл в деревню через реку. Но и здесь их встретили пулемётными очередями с мельницы в момент, когда первые из них проскочили через мост, а остальные сбились подле него в кучу. Среди улан началась паника и неразбериха. Много улан попадало с моста в реку, и потонули в ней. Многие провалились под лёд, покрывавший топкие берега реки. Уцелевшие помчались улицами деревни к прогону. И тут их также встретили пулемётным огнем.

Спаслись единицы.

Это был последний бой в Гражданской войне чекиста С.А. Ваупшасова.

Интересно чем думал польский офицер, посылая подобное письмо? (вопрос автора).

Мой ответ — голова у этого уланского офицера не для «думать», а для «конфедератку носить». Плюс гонор немерянный. Есть такая украинская пословица о польской шляхте: «Пани моi дрiбненькi, та вошi як бiб» (Паны мои мелковатые, но вши как бобы).

* Дивизия сформирована приказом Военного совета Смоленского оборонительного района от 23 октября 1918 года в Смоленске и Витебске путём слияния 1-й Витебской и 2-й Смоленской пехотных дивизий, с 13 декабря 1920 года - 17-я Нижегородская стрелковая дивизия.
В октябре - ноябре 1918 года охраняла границу по линии Бешенковичи - Толочин. В ноябре - декабре 1918 года наступала на двинском направлении, заняла Полоцк, затем Вильно. В январе - марте 1919 года освобождала Пинск, Мозырь, Овруч, наступала на Коростень против петлюровских войск, вела бои при отходе из районов Пинска, Сарны, Коростень. В апреле - мае 1919 года действовала в районе Вильно - Молодечно, в июне -июле в районе Лепель, Полоцк, Вилейка. В сентябре занимала оборону на правом берегу реки Западная Двина, в ноябре - в районе Полоцк - Витебск, затем была переброшена в район Жлобина.

(Источник: Ваупшасов)