В рамках цикла образовательных семинаров по технике фехтования двуручным мечем-дадаошу читатели задают разные вопросы. Хотя на большинство из них на нашем канале уже неоднократно было множество развернутых и подробных статей, постараемся здесь собрать краткий ликбез по данной тематике. В первую очередь - о самом оружии, причинах его использовании и краткой истории появления отрядов-мечников дадаодуй. Ибо возникли они не просто так и не сразу.
В завершении XIX и начале XX века Китай стал жертвой череды агрессий со стороны иностранных держав. Это привело к потере части его территорий с образованием иностранных концессий. Также это стало серьезным оскорблением национальной гордости.
Традиционные боевые искусства оказались неспособными противостоять современным методам ведения боевых действий, а традиционное оружие сильно уступало тем современным видам, что были на вооружении врагов Китая.
Однако, несмотря на эти недостатки, китайские войска в этой безвыходной ситуации, хоть с ограниченным успехом, проявили свою изобретательность, используя древние боевые системы и оружие, чтобы остановить вторжение на свою территорию. В этот исторический период в последний раз холодное оружие столкнулось с современной армией. Но чтобы понять, как и по каким причинам это произошло, необходимо разобраться с предысторией.
Как минимум, начинать придется с Эры Милитаристов (军阀时代 Jūnfá shídài, 1916–1928), предшествовавшей периоду установления правления партии Гоминьдан (1928–1949). В те дни различные группировки сталкивались на территории Китая в поисках контроля над регионами.
Одним из этих милитаристов был Фэн Юйсян ( 冯玉祥 Féng Yùxiáng, 1882–1948) по прозвищу «Христианский генерал», о нем мы уже не раз говорили на страницах нашего блога.
Напомню, что он был первым директором знаменитого Центрального Института боевых искусств в Нанкине, активно продвигал идею Всекитайских испытаний по боевым искусствам и участвовал в формировании команды ушу для участия в Олимпийских играх.
Если интересно подробнее про этого видного лидера Республиканского Китая и его влияние на китайские боевые искусства, то смотрим тут.
Надо отметить, что части Фэн Юйсяна были одними из самых дисциплинированных в то время.
Для той сложной и голодной поры было свойственно такое определение:
ополчения того периода характеризовались отсутствием дисциплины, что усиливало наемнический менталитет, побуждавший идти в солдаты многих простолюдинов. Эти солдаты участвовали в боях в надежде, что их командиры вознаградят их или позволят грабить.
В противоположность этой тенденции, Фэн Юйсян как выпускник Баодинской военной школы Ли Хунчжана, много внимания уделял дисциплине как своих солдат, так и своих офицеров.
Напомню, что в 1877 году Ли Хунчжан направил в Германию группу из семи человек на трехгодичные курсы пехотных офицеров для последующего обучения своих солдат и командиров современному военному делу. Ну а немцы известные любители порядка и дисциплины. :)
В отличие от прежней императорской экзаменационной системы, для армии Фэн Юйсяна от претендентов на чин офицера требовался начальный уровень образования.
Они также проходили трехмесячный экспресс-курс, где их обучали военной тактике и управлению войсками, топографии и строительству полевых укреплений, а также обучали современному оружию и уставам западных армий. Так же в курс входило освоение военной истории.
Для рядового и унтер-офицерского состав была разработан комплекс мероприятий, направленных на физическую подготовку с помощью силовых тренировок, легкой атлетики, западного бокса и гимнастики.
Кроме того, подготовка солдат Фэн Юйсяна включала соревнования по рытью траншей и физические упражнения в различных погодных условиях. При этом в таких испытаниях в обязательном порядке участвовали офицеры и солдаты вспомогательных служб - медицинские работники, ездовые, повара и так далее.
Кроме того, его подразделения регулярно отрабатывали марш-броски в полной боевой экипировке.
Не реже двух раз в месяц им приходилось совершать марши на 40 км со снаряжением весом около 30 кг. Постепенно это расстояние увеличивалось, пока не достигло 60-70 км. И в дальнейшем это дало нужный результат: в годы войны с японцами один из отрядов дадаодуй совершил за сутки пеший переход на 130 км.
Чтобы укрепить дисциплину и единство войск, генерал Фэн Юйсян ввёл довольно революционное правило:
офицеры несут те же наказания, что и обычные солдаты.
И он сам подавал пример, работая плечом к плечу со своими солдатами во время учений, например, при рытье траншей.
Такой подход отлично мотивировал личный состав, меняя традиционное имперское отношение к генералам и офицерам.
Несмотря на эту современную подготовку, Фэн Юйсян, напомню, был высокого мнения о традиционных китайских боевых искусствах. Выступая в 1927 году, он продвигает ценность традиционного ушу:
Я не против игры в мяч, но я против преувеличенного использования этой зарубежной деятельности. Эти упражнения - для джентльменов и дам из богатых классов.
Если кто-то хочет упражнять тело, разве недостаточно меча? Разве формальных упражнений с мечом недостаточно? Разве недостаточно {китайской} борьбы и кулачного искусства?
Разве одного из восемнадцати видов китайского оружия недостаточно, чтобы заставить наше тело потеть, стимулируя кровь, сухожилия и кости?
Говорят, что эти занятия уже вышли из моды, но они не понимают, что и западная легкая атлетика - это то, что осталось от греко-римской эпохи...
Это всё из-за желания слепо следовать за Западом... и если подумать, это наш самый большой позор!
Его речь важна не только как признание традиционных боевых искусств как достойного средства физической подготовки. Он также учитывал и продвигал их как инструмент продвижения национализма и повышения национального самосознания.
Итак, в республиканский период 1911-1949 годов были реализованы различные инициативы по обучению китайских солдат современной тактике ведения войны по западному образцу.
С одной стороны, в этом активно были задействованы немецкие и советские военные специалисты и инструкторы. Благодаря Германии было подготовлено 80 000 китайских солдат, объединенных в восемь дивизий, составлявших Центральную армию, обученных и снаряженных по современным западным образцам. Первоначально хотели подготовить шестьдесят дивизий, но когда разразилась китайско-японская война, Центральная армия была почти полностью уничтожена во время обороны Нанкина в 1937 году.
С другой стороны, и это важно, с 1931 года офицеры и солдаты государства Маньчжоу-Го обучались уже у японцев, а китайские войска, участвовавшие в Бирманской кампании (1942-1945), обучались американскими инструкторами.
В итоге мы вынуждены констатировать великое разнообразие методов и источников, используемых для обучения китайской армии.
Это показывает не только неорганизованность и отсутствие единого плана действий, но и отсутствие единства в правительственных структурах того времени. И что важно для нашей истории, несмотря на использование разнообразных иностранных моделей обучения, китайская армия включила в подготовку своих войск практику использования отечественных боевых систем.
Прежде чем продолжить наше повествование, необходимо сказать пару слов про сам предмет обсуждения.
Итак, что же такое по факту представляет собой такое оружие как короткий двуручный дадао?
И тут не все так просто (даже если забыть про одноименную алебарду), ибо этим оружием сражалась и армия, и ополченцы, и партизаны в тылу врага.
Дадао китайской армии той эпохи был концептуально аналогичен тому однолезвийному клинку, который использовался гражданским населением в конце династии Цин (1644-1911) и в начале Китайской Республики (1911-1949).
Хотя в годы Второй мировой войны были популярны разнообразные конструкции этого оружия и методы его изготовления, в основном их можно разделить на два типа:
- предназначенные для регулярной армии (军用大刀 Jūnyòng dàdāo);
- предназначенные для гражданского населения.
Но у них было общее - это уже не узкие клинки времён Мин и Цин, ранее стандартизированные и утверждённые на уровне правительств империй. Про свойственную Поднебесной с времен легистов стандартизацию оружия как раз недавно рассказывали, документы той поры позволяют хорошо отслеживать генезис дао. Но сейчас не об этом.
Такое разнообразие определялось всеобщим бардаком отсутствием единого установленного стандарта, А так же тем, что некоторые дадао были унаследованы от предыдущих поколений, некоторые были сделаны местными кузнецами, а некоторые были сделаны на государственных заводах, которые во многом зависели от денежных пожертвований гражданского населения на производство оружия, которые затем поставлялись китайским войскам.
Армейский дадао (军用大刀 jūnyòng dàdāo) однако был более или менее стандартизирован.
Еще надо отметить, что оружие государственного производства было более высокого качества в сравнении с гражданскими образцами. Одна из причин заключалась в том, что официальные заводы использовали качественную сталь унифицированного типа, в то время как народные кузнецы использовали любой металлолом, какой только смогли найти.
Однако довольно быстро выяснились его низкие защитные качества. Речь, конечно, про гарду.
Мы ранее приводили пример армейского руководства 1933 года, где используется именно такой вариант дадао. Пока точнее определить время возникновения такого эфеса - не получается.
Появление этого руководства (и, возможно, эфеса) связывают с именем Цзинь Эньчжуна (金恩忠 Jīn ēnzhōng, 1904 - ?), который в 1929 году был назначен тренером по боевым искусствам Северо-Восточной армии. То есть такой эфес для дадао появился где-то с 1929 по 1933 год. Но - не факт.
В целом, для обычной пехоты дадао был не только оружием, но и повседневным рабочим инструментом, необходимым для выживания в зарослях, особенно южного Китая.
Вот только славу этому оружию принесли солдаты отрядов дадаодуй. Но об этом после..
А кому интересна сама техника фехтования дадао, то все вопросы сюда. На данный момент это одна из немногих сохранившихся до наших дней реальных фехтовальных китайских систем, с не прерывавшейся линией передачи. Причем - двуручным мечем-дадаошу.
Эта система интересна как раз тем, что её линия передачи не прерывалась от практиков дадаодуй Второй мировой до наших дней, когда эти методы стали уже не востребованными в современной технологичной армии, однако продолжались использоваться до 60-70-х годов ХХ века в качестве вспомогательных занятий на уроках по рукопашному бою в ряде подразделений НОАК на северо-востоке страны. А интерес в стране к ушу в восьмидесятых годах возродил практику этого оружия.
Но вернемся к теме войны. Клинковое оружие, такое как однолезвийный меч-дао, было веками очень распространено среди китайцев. Поэтому на арене Второй мировой войны оно продолжало естественным образом использоваться в качестве вспомогательного оружия в случае, например, если солдат потерял или повредил винтовку. Поэтому далеко не всегда солдат с дадао на фотографиях той поры - боец отряда дадаодуй.
Кроме того, огнестрельного оружия в китайских вооруженных силах по-прежнему не хватало, из-за плохого качества и низкой подготовки солдат оно регулярно выходило из строя и его ремонт требовал времени и квалифицированной рабочей силы.
Да и многие закупленные образцы оружия, такие как винтовка Тип 88 , устарели еще до попадания в китайские войска.
Один из китайских офицеров докладывал следующим образом:
винтовки, имевшиеся у солдат, часто заклинивали при стрельбе. Эти винтовки были старыми, их длина была слишком велика, из-за этого солдаты часто спотыкались. Китайские солдаты часто просто бросали эти винтовки как мусор, предпочитая быть вооруженными простой палкой.
То есть, по многим разным причинам китайские солдаты были вооружены дадао. Оно были дешевым и общедоступным оружием, так как практически в любом населенном пункте можно было найти кузнеца, который мог сделать или отремонтировать дадао.
Однако китайцам противостояла хорошо обученная и снаряженная по требованиям эпохи японская армия. Складывалось крайне невыгодное положение, и у китайской армии возникла необходимость смены тактики: наступила пора внезапных атак и партизанской войны.
Стало вполне обычным организовывать нападения ночью, используя хорошее знание местности. И в условиях горной местности или плотной застройки маневренная рубящая техника дадао получала некоторые преимущества против японского штыкового боя. Мы позднее разберем этот вопрос подробно.
Хотя мы сейчас уже многое знаем о происхождении тактики и подготовке отрядов дадаодуй, до сих пор неясно, когда было организовано первое подразделение такого типа. Вернее, несколько воинских подразделений претендуют на звание первого, но обо всем по порядку.
Первые упоминания о поиске такого решения появляются в ещё 1917 году. Генерал Фэн Юйсян предложил нанять для Северо-Западной армии специалистов по технике меча-дао, среди которых были такие известные мастера ушу, как братья Ма Фэнту (马凤图, 1888-1973) и Ма Инту (马英图, 1898-1956), разработавших свою методику на базе двух руководств - «Восемь мечей, ломающих лезвие» (破锋八刀 Pòfēng bādāo) и «Учебное пособие по штыковому бою» (白刃战术教程 Báirèn zhànshù jiàochéng). Все эти руководства сохранились и доступны исследователям.
А руководил этим Чжан Чжицзян (张之江 Zhāng Zhījiāng, 1882–1966), тогда еще майор, а потом - ректор знаменитого Центрального Института Гошу. Случайности ведь не случайны?...
Но до этого Ма Инту в качестве штабного офицера Северо-Западной армии и главного инструктора отрядов-мечников успешно воевал в войсках Фэн Юйсяна против генерала Ли Цзинлиня, успешно взяв Тяньцзин.
Забавно, что потом Ли Цзинлинь в том же Центральном Институте Гошу был заместителем ректора и главным пропагандистом меча-цзянь.
Напомню, что Целью этого Института было не просто обучение, но и исследование различных боевых систем, существовавших в то время.
Многие из инструкторов пришли из действующей армии, многие сотрудники и выпускников затем работали в армии и полиции, а не только в системе образования и в различных отделениях Нанкинского Института.
Нет ничего удивительного, что в Институте были разработаны различные методы обучения, используемые затем в вооруженных силах. Однако, как видим на примере братьев Ма или Цзинь Эньчжуна, был и обратный процесс. В настоящее время известны руководства, что были разработаны в различных воинских частях и затем попали в Нанкинский Институт Гошу для последующего распространения. В том числе и среди гражданского населения. Например, Учебник по фехтованию армейским дадао Инь Юйчжана:
Учебный материал должен быть простым, а техника должна быть ясной, подчеркивать содержание, а не отображение, функциональность, а не красивое исполнение.
Все эти приемы с дадао просты, не приукрашены и поразительно просты. Кроме того, приемы дадао уже были обычным явлением в нашей армии, древней и современной, и даже для людей на полуострове Ляонин это искусство не является чем-то новым.
Тренировка с дадао отличается от тренировки с обычным дао тем, что требуются две руки. Будь то разрубание противника насмерть или парирование его атак, в любом случае сводится к нанесению мощного финального удара. У дадао длиннее рукоять и оно тяжелее, поэтому тренировать двуручное оружие конечно более эффективно на дальней дистанции, чем одноручное.
Я публикую эти упражнения в первую очередь для неспециалистов, предоставляя практические упражнения для тренировки с дадао. Что касается того, действительно ли они подходят для военного обучения, я все еще не уверен.
Инь Юйчжан, Хэбэй, лето 1933 года.
Другой известный мастер боевых искусств, оставивший свой вклад в развитие дадаодуй, это еще один хорошо всем известный мусульманин сотрудник Центрального Института Гошу. Он также тренировал мечников в Северо-Западной армии.
Вообще, тема участия именно мусульманских мастеров ушу в подготовке отрядов мечников крайне интересна, но мало исследована. Некоторые рассказы об организованных отрядах такого типа в мусульманских общинах известны благодаря работе журналиста Эдгара Сноу.
Но вернемся к истории появления в Китае отрядов-мечников.
Хотя выше мы уже мы затрагивали процесс зарождения этих отрядов в армии генерала Фэй Юйсяна, но не упомянули один важный "прототип" отрядов дадаодуй, возникший во времена Эры Милитаристов и которые с ним иногда путают не только иностранцы, но и сами китайцы.
Однако и тут тоже всё не так просто! :)
Итак, начнем!
В 1916 году генерал Фэн Юйсян официально сформировал в своей армии специальную команду по стрельбе из пистолетов. По итогам этого эксперимента подразделения Северо-Западной армии от уровня бригады были оснащены отрядами специального назначения шоуцяндуй (手枪队 shǒuqiāngduì).
При этом целенаправленно проводили политику элитарности, предъявляя более высокие требования к солдатам:
...команда шоуцяндуй состоит из отборных солдат всей армии, кто относительно крепок, силен и подвижен...
Довольно примечательное вооружение таких команд. Каждому бойцу выдавали:
- 7,63×25 мм Mauser С96 и 200 патронов к нему;
- 7,65×17 мм Browning M.1900 и 50 патронов к нему;
- 7,92×57 мм Mauser Gewehr 98а 1908 года и 100 патронов к нему.
Тут необходимо сделать некоторые пояснения. В то время призываемые в войска ханьцы в массе были худыми и низкорослыми из-за недоедания. Поэтому, когда в Китае предстояло разработать первую современную винтовку, было решено проектировать под остроконечный патрон калибра 6,8х57мм, так как небольшая отдача больше подходит для худощавого и невысокого телосложения китайцев того времени.
Кроме того, считалось, что новобранцам легче адаптироваться к стрельбе: истории про китайцев, разлетающихся после выстрела в разные стороны с винтовкой, встречаются достаточно часто.
Однако исторически события развивались непростым путем - тесные связи с германскими специалистами, активно участвующими в реформе и создании воинских частей, оказали сильное влияние на формирование вооружения и снаряжения новых китайских армий. Но это не всегда шло успешно, выше уже упоминалось про винтовку Тип 88, или как западные партнеры обманули китайцев.
Сходная история была и с пистолетом Маузер С96. Хотя германская армия отказалась принимать это оружие на вооружение (в том числе из-за крайне спорной револьверной компоновки), но в Китае пистолет быстро стал популярен: привлекала в первую очередь его огромная, по тем временам, мощность пистолетного патрона, неплохая дальность и высокий темп стрельбы, особенно на модели M712 Rapid Fire.
Кроме того, инструктора пистолетной стрельбы Северо-Западной армии "превратили" недостатки (недостаточная точность стрельбы и большая отдача) пистолета в "преимущества" и использовали стрельбу... из горизонтального положения, иначе стрельбу с боковой рукояткой. То есть пистолет поворачивали на 90 градусов для ведения огня высокого темпа в горизонтальной плоскости, используя приклад для более устойчивого удержания оружия, хотя нам это и кажется несколько диким и непривычным.
Но вернемся к винтовкам. Формально можно разделить весь тогдашний "зоопарк" на четыре категории:
- все виды винтовок отечественного или импортного производства под немецкий винтовочный патрон калибра 7,92x57 мм;
- аналоги винтовки Springfield 1903 калибра 7,62x63 мм (туда же иногда относят нашу "мосинку");
- японские винтовки Тип 38 и Тип 44 (закупленные, произведенные или трофейные);
- различное огнестрельное оружие, ввозимое в Китай со времен Опиумной войны (такие как Mauser M1871 или Remington), и различные местные мелкосерийные или самодельные образцы (в том числе с дымным порохом).
Немецкая винтовка калибра 7,92х57мм была широко известна в Китае как "винтовка семь-девять" (七九骑枪 Qījiǔ qíqiāng), причем 70% было уже отечественного производства, а 30% импортировали не только из Германии, но и из Бельгии, Польши, Чехия.
Однако для задач шоуцяндуй вполне обосновано использовали укороченный и облегченный вариант Mauser Karabiner 98a. Со времен Первой мировой войны Karabiner 98a выпускался для легкой пехоты, кавалерии, горных войск, а позже и для штурмовых войск типа тех же шоуцяндуй. Им он нравился тем, что был легче и короче, чем Gewehr 98, и лучше подходил для использования, например, при штурме траншей или зданий.
Однако отряды специального назначения шоуцяндуй не совсем правомерно считать прямым предшественником отрядов-мечников дадаодуй, ибо там всё же основной акцент был на огневой контакт.
Развитие китайской мысли не стояло на месте, и скоро в Северо-западной армии возникло очередное новшество.
Речь, конечно же, про ганьсыдуй (敢死队 gǎnsǐduì, дословно «отряд смертников»).
История его возникновения довольно проста. Генерал Фэн Юйсян предложил Ма Инту сформировать особый «Отряд смельчаков» из ушуистов уезда Цансянь округа Цанчжоу провинции Хэбэй.
Затем Ма Инту из солдат Северо-Западной армии отобрал группу из двухсот человек. Эта специальная штурмовая группа (先锋 xiānfēng) была вооружена пистолетами Mаузер C-96, короткими винтовками, ручными гранатами и дадао.
В 1923 году Ма Инту, как штабной офицер Северо-Западной армии выиграл сражение у Ланфана в провинции Хэбэй (廊坊大战 lángfāng dàzhàn) против генерала Ли Цзинлиня, возглавляя этот отряд смельчаков.
За успешные военные действия Ма Инту был награжден Фэн Юйсяном и назначен Главным инструктором по боевым искусствам Северо-Западной армии Фэн Юйсяна. На этом посту он затем сформировал различные уровни штурмовых команд - взводные, ротные и батальонные.
Первоначально для обучения использовали «Двенадцать принципов [фехтования] пидао» (劈刀十二法 pīdāo shí’èr fǎ) Зеленознаменных частей армии Цин (绿营 lùyíng - местные вооружённые силы, формировавшиеся преимущественно из ханьцев).
Иногда эти принципы путают с «Двенадцатью принципами [фехтования] мяодао» (苗刀十二式 Miáodāo shí'èrshì), которые в дальнейшем получили большое распространение благодаря деятельности трех братьев Ма в Центральном Институте Гошу. Однако это не одно и тоже.
Дело не только в технике, но и в форме самого оружия.
Напомню, что дадао Северо-Западной армии отличался как от японского двуручного дао, так и от узких китайских клинков времен Мин и Цин. Он был куда более широким и с кольцевым навершием, как у клинков времен империи Хань.
Проще говоря, дадао характеризовали так:
тяжелый клинок, длинная рукоять, широкое лезвие, заканчивающееся остриём
В июне 1925 году советскому советнику Примакову показали в штабе Лу Чжунлиня тренировку солдат, практикующих «Двенадцать принципов [фехтования] пидао», о чем он рассказывал так:
Во дворе множество гвардейцев в белых рубашках размахивали саблями, совершая в общей сложности двадцать пять рубящих движений. Зрелище было очень зрелищным. Около 600 молодых воинов с очень крепкими телами стремительно размахивали сверкающими клинками, утрамбованная земля на полигоне издавала низкий звук от топота и прыжков.
Вскоре после этого события, уже под покровительством Чжана Чжицзяна, второго по рангу военачальника Северо-Западной армии, братья Ма Фэнту и Ма Инту составили более простую в освоении систему «Восемь мечей, ломающих лезвие» (破锋八刀 pòfēng bā dāo), которая заменила прежние учебники фехтования и стала основой программы обучения этой технике в Центральном Институте Гошу.
Вот её стихотворные принципы, если кому интересно:
迎面大劈破鋒刀,
掉手橫揮使攔腰,
順風勢成掃秋葉,
橫掃千軍敵難逃,
跨步挑撩似雷奔,
連環提柳下斜削,
左右防護憑快取,
移步換形突刺刀。
А про штыковой бой и фехтование на мечах японской армии будет немного позже отдельная статья!
Но на сегодня - всё! Всем хороших выходных!
Если кому интересна сама техника фехтования дадао, то все вопросы сюда. На данный момент это одна из немногих сохранившихся до наших дней реальных фехтовальных китайских систем, с не прерывавшейся линией передачи с времен Второй мировой и по сей день.
Дм. Моисеев, СПб - 2023