100,5K подписчиков

«Белогвардейцы — это крестоносцы»? Или вновь о «белых рыцарях»

306 прочитали

Любопытно то, что многие деятели белого движения так или иначе сравнивали свою деятельность с Крестовыми походами.

На востоке, у А. В. Колчака, белые даже попытались создать собственное «крестоносное движение». Впрочем, Дружины Святого Креста не сумели переломить ход Гражданской войны. Идеи генерала М. К. Дитерихса и философа Д. В. Болдырева не сработали.

Дружинники-«крестовики». Кстати да, были у них ещё и отряды «Зеленого Знамени», состоявшие из мусульман.
Дружинники-«крестовики». Кстати да, были у них ещё и отряды «Зеленого Знамени», состоявшие из мусульман.

На юге тоже имелись идеи о создании «рыцарско-монашеского ордена» в белом движении. Об этом писал генерал А. М. Драгомиров лично А. И. Деникину. Рассказывая Главкому ВСЮР о развале белых войск, А. М. Драгомиров фактически видел единственный «путь спасения» для белых в религии.

О сходстве между белым движением и Крестовыми походами писал и другой известный деятель, Василий Витальевич Шульгин. Бывший депутат Госдумы, монархист, принявший отречение из рук Николая Романова, ярый противник «самостийников» и редактор газет. Тексты в газетах Шульгина порой у самих белых вызывали критику за излишний радикализм и специфические термины.

Как-то раз И. П. Романовский и А. И. Деникин просили у В. В. Шульгина не употреблять в публикациях слово «чернь». Сошлись на том, что Шульгин свою газету провозгласил «независимой» и не отражающей официальной позиции белой власти.

Василий Витальевич Шульгин (1878 — 1976).
Василий Витальевич Шульгин (1878 — 1976).

А по поводу белых и крестоносцев В. В. Шульгин тоже выдал небезынтересный материал. Для начала, цитата:

«В точности повторилась история Крестовых походов. Высокая идея освобождения Гроба Господня превышала силы немногочисленных истинных крестоносцев. Пришлось опираться на более широкие круги, мобилизовывать «общественность». Тогдашняя широкая общественность состояла из рыцарей, понимавших рыцарство как право пьянствовать, играть в кости, бандитствовать по большим дорогам и дико ссориться между собой. Когда их призвали к святому делу, они его затоптали в грязь.

И тем не менее Крестовые походы навсегда остались в памяти человечества как высокий порыв, зародившийся в нравственных безднах средневековья. Такую же светлую память оставит после себя дело Алексеева, Корнилова, Деникина и Врангеля...» (с) В. В. Шульгин. Предисловие к мемуарам В. М. Левитского «Борьба на Юге: факты, люди, настроения». Прага, 1922.

Ну согласитесь, «мощно». Очень своебразно В. В. Шульгин (и солидарные с ним идеологи) понимал историю.

Эдакий романтизированный подход.
Эдакий романтизированный подход.

С каких это пор Крестовые походы в памяти человечества стали «высоким порывом»? Уже в XX веке довольно подробно разбирались причины этих походов, причины торгово-экономического характера.

Кстати, а вот в Четвертом крестовом походе крестоносцы взяли, да и разграбили Константинополь — оплот «братьев по вере», православных, между прочим. Неотъемлемая часть героического порыва.

Но замысел Шульгина ясен, благодаря другим его словам, в том же тексте. Он сводится к тому, что вот основатели и лидеры белого дела были «ого-го», но присоединившиеся к белым массы «обывателей» начали грабить всех подряд и рушить идеалы. Правда белые их сами, опять же, по словам Шульгина, мобилизовали...

А ведь проблема белого движения была как раз в том, что оно не стало массовым по-настоящему, затронув лишь узкие прослойки общества. Ну вот по Шульгину выходит, что у белых было слишком много людей.

«Это не означаетъ, конечно что въ этомъ рыцарственномъ движеніи невозможны ошибки; что въ немь не могутъ зарождаться опасные оттѣнки и уклоны, что оно свободно отъ всякихъ заблужденій и не подлежитъ критикѣ... За послѣдніе десять лѣтъ рыцарственное движеніе, которое во всемъ его міровомъ объемѣ слѣдуетъ обозначить, какъ бѣлое движеніе, завязывается, крѣпнетъ и развертывается въ самыхъ различныхъ странахъ и подъ различными наименованіями. Впервые оно началось у насъ въ Россіи...» (с) а это уже не Шульгин. Это И. А. Ильин, еще один философ. Правда в белом движении он толком и не принимал участия. Но вот в эмиграции его голос звучал довольно громко.
«Это не означаетъ, конечно что въ этомъ рыцарственномъ движеніи невозможны ошибки; что въ немь не могутъ зарождаться опасные оттѣнки и уклоны, что оно свободно отъ всякихъ заблужденій и не подлежитъ критикѣ... За послѣдніе десять лѣтъ рыцарственное движеніе, которое во всемъ его міровомъ объемѣ слѣдуетъ обозначить, какъ бѣлое движеніе, завязывается, крѣпнетъ и развертывается въ самыхъ различныхъ странахъ и подъ различными наименованіями. Впервые оно началось у насъ въ Россіи...» (с) а это уже не Шульгин. Это И. А. Ильин, еще один философ. Правда в белом движении он толком и не принимал участия. Но вот в эмиграции его голос звучал довольно громко.

«Хронологически дело испортилось тогда, когда «демократическая общественность», то есть обывательщина, заполонила войска и администрацию...» (с) там же.

Что-то похожее писали белые деятели и с востока России, тот же генерал К. В. Сахаров (этот пошел дальше Шульгина и, не мудрствуя лукаво, приравнял белых к фашистам). Вот мы бы победили, если бы не эти путавшиеся под ногами эсеры и областники.

Когда такое читаешь, хочется спросить: а далеко бы уехало ваше белое движение без помощи эсеров, без крестьянских восстаний, без выступления чехов (тоже «демократов»)? Именно «обыватели» и составляли ту массу, которая была способна долгое время противостоять большевикам.

Как только белые лишились поддержки этих категорий населения, так сразу окончательно начали сыпаться их фронты. Но увы, у Шульгина (а ведь он в сравнении с тем же Сахаровым еще плюс-минус адекват) выводы иные:

«Белое движение было даже не предтечей фашизма, а чистым проявлением его. Действительно, если пристально вглядеться в стимулы, двигавшие белыми, то в них выступает всё то же, что создаёт фашизм в других странах...» (с) К. В. Сахаров. Белая Сибирь. Вот ведь «удружил» белым генерал К. В. Сахаров так «удружил».
«Белое движение было даже не предтечей фашизма, а чистым проявлением его. Действительно, если пристально вглядеться в стимулы, двигавшие белыми, то в них выступает всё то же, что создаёт фашизм в других странах...» (с) К. В. Сахаров. Белая Сибирь. Вот ведь «удружил» белым генерал К. В. Сахаров так «удружил».

«Наша общая ошибка... состояла в том, что мы переоценили этот человеческий материал, которым оперировали... Мобилизовав эту обывательщину, мы поставили перед ней сверхгероическую задачу...» (с) там же

То есть если коротко, то выходит опять вечное и незабвенное «народ не тот попался». Не руководители не справились с поставленными ими же задачами, нет. Это народ, обыватели и несогласные...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.