Найти тему
Манжета театроведа

Зачем вообще нужен театр?

Оглавление
radost.mskobr.ru
radost.mskobr.ru

Вопрос, озвученный в заголовке, по-моему, далеко не праздный. Время от времени этот вопрос звучит вокруг меня, в публичном пространстве. Задают его иногда и в кулуарах. Мол, а зачем вообще люди ходят три часа сидеть и смотреть, как на сцене актеры изображают эмоции? Есть кино, где актеры точно не заболеют, не оговорятся, никогда не сыграют иначе, а в зале можно заточить попкорна. Есть, наконец, куча стриминговых сервисов и приложений, где можно смотреть фильмы в комфортном формате, сидя на диване дома.

Меня это удручает. Нет, не то, что этот вопрос задают (задаваться вопросами – нормальное, здоровое человеческое желание). А то, что дают на него очень противоречивые и сомнительные ответы.

Итак, зачем же театр всё-таки нужен в наш век кино, нейросетей и ускоренного технического прогресса? Я знаю четыре популярных ответа на вопрос «какова же цель театра?».

1. Просветительская - знакомить с произведениями литературы и историей

Сцена из спектакля "Гроза". 2019 г. Реж. А.Могучий. /Источник: kinopoisk.ru
Сцена из спектакля "Гроза". 2019 г. Реж. А.Могучий. /Источник: kinopoisk.ru

Долгое время действительно театр был "литературным" – его задачей было в первую очередь донести до зрителя текст, рассказать историю.

Правда, есть два "но": первое – любую историю разные люди расскажут по-разному. Порой даже совершенно перевернув оригинал и не изменив в нем при этом ни одного слова. Кстати, занимаются этим не только режиссеры. Например, моя знакомая, посмотрев в одном театре "Грозу", увидела замечательный спектакль о том, как злые глупые дети не оценили усилий бедной матери, а семья из-за этого рухнула. (Надо ли говорить, что режиссер ни о чем подобном не помышлял?).

Что касается бытовой достоверности – увы, чем больше развиваются технологии кино, тем нелепее будут выглядеть потуги театра на воссоздание исторического быта. Увы, соревнуясь в реализме с кино театр, искусство условное, всегда проиграет, как реалистическая бытовая живопись когда-то проиграла фотографии. Это не значит, что бытовой театр и бытовая живопись умерли. Конечно, нет, и не умрут еще долго. Но на поле чистого "воссоздания быта/реалий/исторической правды" они будут проигрывать всегда. Их смысл все-таки в другом.

Сцена из спектакля "Гроза" Архангельского театра драмы. Реж. А.Тимошенко. Спектакль в достаточной степени бытовой, но посмотрите – декорация абсолютно условна.
Сцена из спектакля "Гроза" Архангельского театра драмы. Реж. А.Тимошенко. Спектакль в достаточной степени бытовой, но посмотрите – декорация абсолютно условна.

Именно поэтому, кстати, даже "традиционные" постановки (этот термин, пожалуй, заслуживает отдельной статьи) не играются сейчас в копирующих жизнь бытовых декорациях. Иначе зритель подсознательно будет чувствовать неправду. В современном театре спектакль не должен слепо копировать жизнь – он адаптирует её к условной природе театрального пространства.

2. Общественная трибуна

Сцена из спектакля "Озеро Люль". 1927 г. Реж. В. Мейерхольд.
Сцена из спектакля "Озеро Люль". 1927 г. Реж. В. Мейерхольд.

Многие считают, что театр нужен для донесения до зрителя больших идей.

И я не буду спорить. "Донести идеи", говорить с людьми о нравственности - цель вообще всего искусства, не только театра.

Но театр сейчас отнюдь не так популярен и охватывает не такую массу людей, как кино, – по данным ВЦИОМ, чуть меньше половины населения. В рупоры передовых идей куда больше годится кино — а некоторые режиссеры, продюсеры и чиновники и вовсе делают ставку на сериалы, которые уже давно притягивают максимум аудитории, вышли на достаточно серьезный художественный уровень и вызывают общественный резонанс. Вспомним хотя бы "Черное зеркало", поднимающее весьма злободневные вопросы, и количество апелляций к нему в массовом пространстве.

Есть еще одна опасность: театр, возомнивший себя трибуной, может скатиться в плакатность и коньюнктуру, которая перестанет восприниматься как художественная правда. В силу этого в истории театра сменялись периоды, когда театр должен был открыто выполнять воспитательную функцию – и когда театр демонстрировал разочарование в идее воспитания идеального человека и гражданина. Но это тема для отдельной статьи.

3. Эскапизм

Сцена из оперетты "Летучая мышь" Воронежского государственного театра оперы и балета. Реж. А.Зыков   /www.theatre-vrn.ru
Сцена из оперетты "Летучая мышь" Воронежского государственного театра оперы и балета. Реж. А.Зыков /www.theatre-vrn.ru

Некоторые люди ходят в театр отдохнуть, отвлечься от реальности, попасть в другой, более праздничный мир. Именно такие люди, кстати, чаще всего обожают театральные ритуалы (наряды, туфли-лодочки, шампанское в буфете) и наивно обижаются на зрителей, приходящих "в затрапезе" и "портящих им праздник".

В целом сходить в театр, как на праздник, – вполне естественное, нормальное желание, в котором нет ничего дурного. Но ведь не все спектакли в прямом смысле эскапистские. Иногда они доставляют страдания.

Я помню очень примечательный диалог театрального работника и зрительницы:

– Вам понравилась комедия?
– О, я на нее уже в третий раз пришла!
– Теперь приходите на нашу премьеру – "Короля Лира".
– Нет, извините, на "Лира" я не хочу.
– Но почему?
– Потому что я работаю в хосписе.

Кто будет отрицать право этой женщины на два-три часа забыть, что в мире существуют страдания и смерть?.. И тем не менее, существует множество зрителей, которые готовы ходить на "Короля Лира". На "Макбета", на "Войцека", на спектакли о войне... Разве они плачут и переживают горе вместе с героями ради эскапизма?

Пол Скофилд и Дайана Ригг в спектакле "Король Лир". 1964 / Источник: https://russiainphoto.ru/photos/133704/
Пол Скофилд и Дайана Ригг в спектакле "Король Лир". 1964 / Источник: https://russiainphoto.ru/photos/133704/

И вот тут я хочу сказать о той цели, ради которой, по моему глубокому мнению, до сих пор существует театр. Ради которой большинство зрителей ходило в театр и будет ходить, какие бы удивительные чудеса технологий ни демонстрировало кино.

4. Психотерапия, или Сопереживание и катарсис

-7

Есть одна вещь, которую без участия медицины могут сделать, пожалуй, только театр и хорошее кино. Если говорить громко и пафосно – то они способны лечить душу. Проще и прозаичнее – они делают то, за что платят огромные деньги психотерапевту. Помогают зрителю сбросить напряжение, испытать сильные, неприкрытые эмоции, выпустить их наружу. Пересмотреть что-то в своей жизни. Разрядиться здоровыми слезами или здоровым смехом.

Еще древние греки считали целью театра провести зрителя через слияние с героем спектакля, сопереживание и катарсис – очищение. Классически считается, что катарсис происходит в трагедии. Аристотель писал:

Итак, трагедия есть воспроизведение [...] действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.

Но и трагедия, и комедия, по Аристотелю, должны в первую очередь "доставить зрителю удовольствие": одна – переживанием сострадания и страха, а вторая – смехом, обращением страшного и гадкого в смешное:

Комедия, как мы сказали, это воспроизведение худших людей, по не по всей их порочности, а в смешном виде. Смешное — частица безобразного. Смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания.

Театр действует даже сильнее, чем кино – по какой-то таинственной причине живое взаимодействие между сценой и залом усиливает эмоциональный эффект в разы. И смех, и слёзы могут восстанавливать психику, расшатанную бешеным ритмом жизни, ежедневным стрессом, потерями, горем, жизненной неопределенностью. Недаром в Великую Отечественную войну театры работали ударными темпами.

А в недавней статье я рассказывала, как в 90-е годы голодные актеры играли спектакли перед обнищавшими работниками совхозов за муку и картошку.

А иногда театр может спасти жизнь. У каждого театрального работника много историй на эту тему – я вам расскажу одну, которую знаю от близких знакомых.

В один театр пришло письмо. Писала совсем юная девушка, подросток. Девушка находилась в серьезной депрессии, и её уже посещали мысли – а стоит ли эта жизнь усилий её сохранять.
И вот её вытащили в театр. Она попала на очень хороший, теплый спектакль про другую девушку, тоже подростка, пережившую кризис и вышедшую из него.

Не знаю, что произвело наибольшее впечатление на нашу девочку. Но она испытала такой эмоциональный подъем, что к ней вернулась почти потерянная вера, что в будущем её ждет что-то хорошее. Это дало ей первый толчок к выздоровлению, волю к переменам. Шаг за шагом она смогла выйти из депрессии. Об этом девочка и написала в письме, которое отправила в театр.

Она уже совсем взрослая. Теперь она помогает другим людям и продолжает любить театр.
Конечно, не каждый, пусть и самый хороший, спектакль успевает спасти чью-то жизнь. Но даже одна такая история, мне кажется, говорит о том, что театр нужен и будет нужен ещё долго.

И, в конце концов, если кто-то смог выйти из зала отдохнувшим и получившим заряд энергии, чтобы прожить еще одну рабочую неделю, – думается мне, что спектакль был сыгран не зря.

Очередь в театр Музкомедии в блокадном Ленинграде
Очередь в театр Музкомедии в блокадном Ленинграде

P.S. Впрочем, есть и холодные спектакли, спектакли-головоломки. Я не люблю их. Но знаю, для чего они нужны, и обязательно расскажу вам об этом в будущих статьях.

© Ольга Гурфова.

--
Удобный путеводитель по моим постам -
здесь . Он регулярно пополняется.

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))