Вопрос, озвученный в заголовке, по-моему, далеко не праздный. Время от времени этот вопрос звучит вокруг меня, в публичном пространстве. Задают его иногда и в кулуарах. Мол, а зачем вообще люди ходят три часа сидеть и смотреть, как на сцене актеры изображают эмоции? Есть кино, где актеры точно не заболеют, не оговорятся, никогда не сыграют иначе, а в зале можно заточить попкорна. Есть, наконец, куча стриминговых сервисов и приложений, где можно смотреть фильмы в комфортном формате, сидя на диване дома.
Меня это удручает. Нет, не то, что этот вопрос задают (задаваться вопросами – нормальное, здоровое человеческое желание). А то, что дают на него очень противоречивые и сомнительные ответы.
Итак, зачем же театр всё-таки нужен в наш век кино, нейросетей и ускоренного технического прогресса? Я знаю четыре популярных ответа на вопрос «какова же цель театра?».
1. Просветительская - знакомить с произведениями литературы и историей
Долгое время действительно театр был "литературным" – его задачей было в первую очередь донести до зрителя текст, рассказать историю.
Правда, есть два "но": первое – любую историю разные люди расскажут по-разному. Порой даже совершенно перевернув оригинал и не изменив в нем при этом ни одного слова. Кстати, занимаются этим не только режиссеры. Например, моя знакомая, посмотрев в одном театре "Грозу", увидела замечательный спектакль о том, как злые глупые дети не оценили усилий бедной матери, а семья из-за этого рухнула. (Надо ли говорить, что режиссер ни о чем подобном не помышлял?).
Что касается бытовой достоверности – увы, чем больше развиваются технологии кино, тем нелепее будут выглядеть потуги театра на воссоздание исторического быта. Увы, соревнуясь в реализме с кино театр, искусство условное, всегда проиграет, как реалистическая бытовая живопись когда-то проиграла фотографии. Это не значит, что бытовой театр и бытовая живопись умерли. Конечно, нет, и не умрут еще долго. Но на поле чистого "воссоздания быта/реалий/исторической правды" они будут проигрывать всегда. Их смысл все-таки в другом.
Именно поэтому, кстати, даже "традиционные" постановки (этот термин, пожалуй, заслуживает отдельной статьи) не играются сейчас в копирующих жизнь бытовых декорациях. Иначе зритель подсознательно будет чувствовать неправду. В современном театре спектакль не должен слепо копировать жизнь – он адаптирует её к условной природе театрального пространства.
2. Общественная трибуна
Многие считают, что театр нужен для донесения до зрителя больших идей.
И я не буду спорить. "Донести идеи", говорить с людьми о нравственности - цель вообще всего искусства, не только театра.
Но театр сейчас отнюдь не так популярен и охватывает не такую массу людей, как кино, – по данным ВЦИОМ, чуть меньше половины населения. В рупоры передовых идей куда больше годится кино — а некоторые режиссеры, продюсеры и чиновники и вовсе делают ставку на сериалы, которые уже давно притягивают максимум аудитории, вышли на достаточно серьезный художественный уровень и вызывают общественный резонанс. Вспомним хотя бы "Черное зеркало", поднимающее весьма злободневные вопросы, и количество апелляций к нему в массовом пространстве.
Есть еще одна опасность: театр, возомнивший себя трибуной, может скатиться в плакатность и коньюнктуру, которая перестанет восприниматься как художественная правда. В силу этого в истории театра сменялись периоды, когда театр должен был открыто выполнять воспитательную функцию – и когда театр демонстрировал разочарование в идее воспитания идеального человека и гражданина. Но это тема для отдельной статьи.
3. Эскапизм
Некоторые люди ходят в театр отдохнуть, отвлечься от реальности, попасть в другой, более праздничный мир. Именно такие люди, кстати, чаще всего обожают театральные ритуалы (наряды, туфли-лодочки, шампанское в буфете) и наивно обижаются на зрителей, приходящих "в затрапезе" и "портящих им праздник".
В целом сходить в театр, как на праздник, – вполне естественное, нормальное желание, в котором нет ничего дурного. Но ведь не все спектакли в прямом смысле эскапистские. Иногда они доставляют страдания.
Я помню очень примечательный диалог театрального работника и зрительницы:
– Вам понравилась комедия?
– О, я на нее уже в третий раз пришла!
– Теперь приходите на нашу премьеру – "Короля Лира".
– Нет, извините, на "Лира" я не хочу.
– Но почему?
– Потому что я работаю в хосписе.
Кто будет отрицать право этой женщины на два-три часа забыть, что в мире существуют страдания и смерть?.. И тем не менее, существует множество зрителей, которые готовы ходить на "Короля Лира". На "Макбета", на "Войцека", на спектакли о войне... Разве они плачут и переживают горе вместе с героями ради эскапизма?
И вот тут я хочу сказать о той цели, ради которой, по моему глубокому мнению, до сих пор существует театр. Ради которой большинство зрителей ходило в театр и будет ходить, какие бы удивительные чудеса технологий ни демонстрировало кино.
4. Психотерапия, или Сопереживание и катарсис
Есть одна вещь, которую без участия медицины могут сделать, пожалуй, только театр и хорошее кино. Если говорить громко и пафосно – то они способны лечить душу. Проще и прозаичнее – они делают то, за что платят огромные деньги психотерапевту. Помогают зрителю сбросить напряжение, испытать сильные, неприкрытые эмоции, выпустить их наружу. Пересмотреть что-то в своей жизни. Разрядиться здоровыми слезами или здоровым смехом.
Еще древние греки считали целью театра провести зрителя через слияние с героем спектакля, сопереживание и катарсис – очищение. Классически считается, что катарсис происходит в трагедии. Аристотель писал:
Итак, трагедия есть воспроизведение [...] действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.
Но и трагедия, и комедия, по Аристотелю, должны в первую очередь "доставить зрителю удовольствие": одна – переживанием сострадания и страха, а вторая – смехом, обращением страшного и гадкого в смешное:
Комедия, как мы сказали, это воспроизведение худших людей, по не по всей их порочности, а в смешном виде. Смешное — частица безобразного. Смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания.
Театр действует даже сильнее, чем кино – по какой-то таинственной причине живое взаимодействие между сценой и залом усиливает эмоциональный эффект в разы. И смех, и слёзы могут восстанавливать психику, расшатанную бешеным ритмом жизни, ежедневным стрессом, потерями, горем, жизненной неопределенностью. Недаром в Великую Отечественную войну театры работали ударными темпами.
А в недавней статье я рассказывала, как в 90-е годы голодные актеры играли спектакли перед обнищавшими работниками совхозов за муку и картошку.
А иногда театр может спасти жизнь. У каждого театрального работника много историй на эту тему – я вам расскажу одну, которую знаю от близких знакомых.
В один театр пришло письмо. Писала совсем юная девушка, подросток. Девушка находилась в серьезной депрессии, и её уже посещали мысли – а стоит ли эта жизнь усилий её сохранять.
И вот её вытащили в театр. Она попала на очень хороший, теплый спектакль про другую девушку, тоже подростка, пережившую кризис и вышедшую из него.
Не знаю, что произвело наибольшее впечатление на нашу девочку. Но она испытала такой эмоциональный подъем, что к ней вернулась почти потерянная вера, что в будущем её ждет что-то хорошее. Это дало ей первый толчок к выздоровлению, волю к переменам. Шаг за шагом она смогла выйти из депрессии. Об этом девочка и написала в письме, которое отправила в театр.
Она уже совсем взрослая. Теперь она помогает другим людям и продолжает любить театр.
Конечно, не каждый, пусть и самый хороший, спектакль успевает спасти чью-то жизнь. Но даже одна такая история, мне кажется, говорит о том, что театр нужен и будет нужен ещё долго.
И, в конце концов, если кто-то смог выйти из зала отдохнувшим и получившим заряд энергии, чтобы прожить еще одну рабочую неделю, – думается мне, что спектакль был сыгран не зря.
P.S. Впрочем, есть и холодные спектакли, спектакли-головоломки. Я не люблю их. Но знаю, для чего они нужны, и обязательно расскажу вам об этом в будущих статьях.
© Ольга Гурфова.
--
Удобный путеводитель по моим постам - здесь . Он регулярно пополняется.
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))