Найти в Дзене
Лахта Центр

ПЕРВЫЙ ЦВЕТ В ФОТОГРАФИИ. К 160-ЛЕТИЮ С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО

#культурныйкод

Александр Герман Блюменталь. Портрет обер-офицера Отдельного Кавказского корпуса Русской императорской армии, 1847 год, дагеротип, художественная ретушь © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Александр Герман Блюменталь. Портрет обер-офицера Отдельного Кавказского корпуса Русской императорской армии, 1847 год, дагеротип, художественная ретушь © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

С момента своего появления фотография стала максимально точной копией окружающей реальности. С одним лишь но: она была монохромной. Апологеты нового изобретения спорили о ее будущем и о том, кому в конечном счете светопись станет служить — науке или искусству? Однако с самого начала у причастных к новинке возникло желание получить документально точное цветное изображение…

Российская империя. Неизвестный автор. Семейный портрет, 1850-е гг., соленая печать, цветная ретушь позитива, лак © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Российская империя. Неизвестный автор. Семейный портрет, 1850-е гг., соленая печать, цветная ретушь позитива, лак © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Раскрашенные дагеротипы
Первая коммерчески успешная фотографическая технология — дагеротип — представляла собой изображение на посеребрённой медной пластине. В зависимости от угла зрения оно могло быть и негативом, и позитивом. Первые портретные дагеротипы из-за большой выдержки и, как следствие, излишней закрепощенности модели часто получались не слишком похожими на оригинал. Чтобы исправить ситуацию, дагеротиписты придумывали разные способы, одним из них была ручная раскраска портретов пигментными и золотыми красками. В России фотография появилась в 1839-м, в год своего изобретения. До нашего времени дошли раскрашенные дагеротипы светописцев И. Ф. Александровского, С. Л. Левицкого и других мастеров.

Трофим Нужденко. Портрет неизвестной из архива Красовских,1890-е гг., альбуминовый отпечаток, ручная раскраска © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Трофим Нужденко. Портрет неизвестной из архива Красовских,1890-е гг., альбуминовый отпечаток, ручная раскраска © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Фотоотпечатки на соленой бумаге
При всех своих достоинствах дагеротип был тупиковой ветвью развития фотографии — его нельзя было тиражировать, поэтому будущее светописи было за двухступенчатым негативно-позитивным процессом. Первой коммерчески успешной технологией в этой области была калотипия (от греческого «калос» — прекрасный) — фотографический процесс, основанный на использовании соленой бумаги, пропитанной йодистым серебром. В 1841 году его запатентовал Генри Фокс Тальбот. Технология непрерывно развивалась, тем не менее отпечатки на соленой бумаге по своей природе были склонны к угасанию. С этим боролись! Фотографы вирировали свои произведения золотом и нередко раскрашивали матовые листы акварелью, гуашью и даже масляными красками… Если светописец обладал достаточным художественным мастерством, получалось практически живописное произведение, если нет — китч!

Трофим Нужденко. Портрет неизвестной из архива Красовских,1890-е гг., альбуминовый отпечаток, ручная раскраска © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург
Трофим Нужденко. Портрет неизвестной из архива Красовских,1890-е гг., альбуминовый отпечаток, ручная раскраска © Коллекция А. А. Классена, Санкт-Петербург

Куриные яйца и фотография
Дальнейшая эволюция привела к появлению нового фотографического процесса, основанного на использовании альбумина (получаемого из белков куриных яиц) для удержания светочувствительных веществ на бумаге. Технология была представлена публике Луи Дезире Бланкар-Эвраром в 1850 году и оказалась настолько успешной, что доминировала в фотографии вплоть до начала XX века! Альбуминовые фотоотпечатки обладали разными оттенками: от бледно-желтых до ярко-коричневых и фиолетовых, но также были монохромными, и, чтобы придать им натуральные цвета, их тоже раскрашивали вручную.

«Тартановая лента» — первое в истории достоверное цветное фотографическое изображение, полученное Джеймсом Клерком Максвеллом 
https://vk.cc/4zNaXv
«Тартановая лента» — первое в истории достоверное цветное фотографическое изображение, полученное Джеймсом Клерком Максвеллом https://vk.cc/4zNaXv

Появление цветной фотографии
Настоящий прорыв случился в 1861 году, когда Джеймс Максвелл представил миру первое фотографическое изображение, передающее цвета без помощи кисти и красок. Это была проекция на экран трех диапозитивов: зеленого, синего и красного. Все вместе они образовывали полноцветную картинку! Максвелл придумал свой метод на основе техники цветоделения. Он предполагал использование трех фотокамер, каждая из которых снимает через определенный светофильтр — зеленый, красный или синий. Данная технология не подошла для широкого применения, но дала толчок для дальнейшего развития цветной фотографии.

С. М. Прокудин-Горский. Церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога, 1909 год 
https://vk.cc/cqwqL7
С. М. Прокудин-Горский. Церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога, 1909 год https://vk.cc/cqwqL7

«Фотография в натуральных цветах» С. М. Прокудина-Горского Пионером цветной фотографии в России в самом начале XX века стал Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Он оставил нам бесценную фотографическую коллекцию достопримечательностей Российской империи «в натуральных цветах». Метод Прокудина-Горского также основывался на съемке через зеленый, красный и синий светофильтры и получении полноцветной проекции изображения. Однако он пошел дальше, и в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. Новое изобретение делало бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. В 1902–1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя достопримечательности, виды городов, бытовые сцены и знаменитых современников. После революции фотограф поселился в Ницце, где работал вместе с братьями Люмьер.

Между тем автохром братьев Люмьер был запатентован еще в 1903 году и стал первой в мире технологией цветной фотографии, пригодной для массового применения. Он оставался лидером рынка вплоть до появления первых цветных фотоматериалов в 1920–1930-е годы. Автохром представлял собой позитивное цветное изображение на стеклянной пластине, сформированное на основе перемешанных прозрачных зерен картофельного крахмала, окрашенных в три уже упоминавшихся основных цвета — зеленый, красный и синий. Главным отличием от предшествующих методов получения цветного фотоизображения без кисти и красок было наличие конечного осязаемого продукта — физического объекта — в виде полноцветного изображения на стеклянной пластине, а не только его проекции.

Однако автохром, как и самый первый фотографический процесс — дагеротипия — обладал большим недостатком: цветная пластинка существовала только в одном экземпляре, изображение нельзя было тиражировать. Поэтому эксперименты с цветом продолжились и в конечном счете привели к появлению хорошо знакомых нам сегодня цветных фотопленок и фотобумаг. Затем пришла эра цифровой фотографии. Впрочем, это уже совсем другая история...

С. М. Прокудин-Горский. Пинхус Карлинский. 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска, 1909 год 
https://vk.cc/cqwqPg
С. М. Прокудин-Горский. Пинхус Карлинский. 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска, 1909 год https://vk.cc/cqwqPg

Текст и фото: коллекционер, исследователь фотографии, историк и журналист Артём Классен