Рассказываем, за счёт чего состав уверенно держится на путях
Вагон — устройство сложное. Инженерам пришлось предусмотреть множество тонкостей в его конструкции, чтобы путешествия пассажиров и перевозка грузов по железным дорогам были безопасными. Даже колёса вагонов — особенные: именно они не дают составу сойти с рельсов. Но обо всём по порядку.
Как устроен вагон?
Помещение, где едут пассажиры, называется кузовом. Внутри него, в зависимости от типа вагона, расположены спальные или сидячие места, туалет, проложены электрокабели, чтобы мы могли пользоваться розетками и читать сообщения на электронном табло.
В основании кузова — рама, состоящая из продольных и поперечных балок. На ней установлены автосцепки и часть тормозного оборудования. Также с рамой соединены вагонные тележки. Они отвечают за плавность хода состава на поворотах. Чтобы поезд меньше трясло во время движения, на них есть рессоры.
Кроме того, в вагонную тележку входят тормозная система и колёса, а точнее — колёсные пары.
Непростые колёса
Колёса вагонов отличаются от тех, что стоят на машинах, велосипедах или других транспортных средствах. Они закреплены на осях и вращаются вместе с ними — это сделано для большей надёжности. Два колеса вместе с их осью и называются колёсной парой. Часть оси выходит за колёса, на неё опирается рама вагона.
На ободе (внешней части) каждого колеса есть выступ. Он называется гребнем и находится с той стороны, которая обращена внутрь колеи. Именно эти гребни не позволяют поезду сходить с рельсов, фиксируя его на путях.
Поверхность катания колеса не прямая, ей придают еле заметную конусообразную форму. Это делается для того, чтобы минимизировать износ на кривых участках пути как самих колёс, так и рельсов.
Колесо взаимодействует с рельсом не всей внешней поверхностью, а лишь небольшой её частью, которую называют пятном. На пятно приходится очень сильное давление, что со временем приводит к повреждениям, которые могут стать причиной аварии. Поэтому железнодорожники внимательно следят за состоянием колёсных пар.