По мнению сторонников модернизации Биткоина, драйвчейн может гарантировать победу сети над всеми остальными. Другие считают, что это приведет к появлению в сети шиткоинов.
В Твиттере активно обсуждается предложение по расширению функциональности Биткоина, которое, как это уже стало привычным, вызывает споры среди разработчиков.
Драйвчейны (Drivechains), предложенные Полом Шторком как BIP 300 и BIP 301, создадут для Биткоина собственный сайдчейн-механизм, позволяющий "не требуя доверия" соединять BTC с отдельными блокчейн-цепями.
Защита боковых цепей осуществляется путем "слепого" слияния, что позволяет существующим майнерам Биткоина эффективно защищать другие блокчейны без необходимости персональной защиты боковой цепи. Эти сети могут быть построены с любой альтернативной функциональностью по желанию разработчиков, наследуя при этом безопасность и нативную валюту Биткоина — BTC.
Сайдчейн — это своего рода священный грааль для Биткоина, который дает все возможности, которые только можно пожелать, и, что еще лучше, все эти возможности являются опциональными. Это конфиденциальность и смарт-контракты, и дополнительные токены. Однако некоторые критики считают, что это не очень хорошо, считая, что это отличный способ внести в кодовую базу Биткоина огромное количество халтуры, сложности, риска и сорной функциональности.
Консенсус в Биткоине прекрасен. Почти 15 лет, несколько софт-форков, и мы до сих пор не знаем процесса формирования, согласования и активации изменений консенсуса. Это особенность, а не ошибка. Никто не контролирует ситуацию, и в этом вся суть.
Многие выступают против драйвчейнов, считая их тонко завуалированным поводом для введения в Биткоин так называемых "шиткоинов" (щиткоины, щитки, шитки, говнокоины, shitcoin). Люди думают, что токены — это хорошая идея, только потому, что мы живем в мире неработающих денег. Хорошие деньги — это единственный актив, который кому-то нужен. Биткоин собирается детокенизировать мир.
Однако, по мнению Шторца, все обстоит как раз наоборот: Драйвчейн (BIP300) отличается от таких протоколов, как Taro, Ordinals и Coloured Coins тем, что не требует создания нового актива. Вместо этого они могут использоваться исключительно для BTC, например, для более приватных и масштабируемых транзакций. В каком-то смысле это также соответствует духу консерватизма Биткоина: Благодаря одной модернизации драйвчейн может позволить в будущем развивать Биткоин, не требуя изменений в базовом слое.
"Это то же самое, что и сеть Lightning. Если вы не запустите узел drivechain, то вы его даже не увидите", — сказал Шторц.
Однако это не идеальное решение. Некоторые разработчики критикуют драйвчейн по техническим причинам, особенно в связи с механизмом привязки. Для разблокирования функций драйвчейна пользователи должны доверять 51% хэшрейта Биткоина, чтобы не передавать ошибочный хэш в течение 6 месяцев подряд. Если это произойдет, монеты L2 будут потеряны. По мнению разработчика Биткоин Core Люка Дашжра, это сделает гипотетическую атаку 51% на Биткоин гораздо более страшной. Майнеры не только могли бы вступить в сговор с целью реорганизации блокчейна, но и получили бы возможность активно воровать монеты пользователей.
При этом разработчик заявил, что он по-прежнему нейтрально относится к драйвчейнам как к концепции, и что они должны быть доступны тем, кто этого хочет, если будет достаточная поддержка сообщества. Ранее в этом месяце он представил на Github черновой вариант предложения по возможной реализации сайдчейнов.
Признавая риск, Шторц считает, что такой вектор атаки легче представить, чем сделать, учитывая, что любое недобросовестное поведение майнеров будет очень хорошо поддаваться аудиту и должно поддерживаться блок за блоком в течение 6 месяцев подряд. Сторцк считает, что майнеры должны быть заинтересованы в сохранении жизни драйвчейнов, поскольку они собирают их за вознаграждение. Теоретически, если эта идея окажется неверной, то и сам Биткоин может быть обречен.
Дизайн Сатоши предполагает, что в долгосрочной перспективе одни только сетевые сборы будут достаточно сочными, чтобы заставить двигаться вперед ценный блокчейн. Так что либо сборы являются эффективным сдерживающим фактором, либо нет.
Генеральный директор Atomic Finance Тони Цай также заинтересован в том, чтобы драйвчейн способствовал развитию инноваций на базе Биткоина, но у него есть ряд опасений по поводу безопасности и экономики. Например, извлекаемая майнерами стоимость (MEV) может быстро усложнить экономику и стимулы Биткоина, если майнеры почувствуют, что для них приоритетнее обрабатывать транзакции на драйвчейне, чем на цепочке. Если драйвчейн будет скомпрометирован, это может подорвать общее доверие к экосистеме Биткоина.
С другой стороны, Шторк не слишком беспокоится о том, что драйвчейн может как-то испортить стимулы майнеров. Как он отметил, Биткоин уже пережил множество изменений, повлиявших на экономику майнеров, включая сжигание, соглашения об обратном выкупе, объединенный майнинг Namecoin и многое другое.
Стимулы для майнинга те же, что и всегда: следовать полным правилам узла, хэшировать как можно больше, максимизировать доходы и минимизировать расходы. В конечном итоге, по мнению Шторка, привнесение новых возможностей в Биткоин с помощью драйвчейнов может стать ключом к его победе над всеми остальными валютами.
В противном случае риск того, что какой-то альткоин с лучшими характеристиками и денежными свойствами в конечном итоге обгонит Биткоин, все еще велик. С сайдчейнами Bip300 даже такая отдаленная возможность исключена. Поэтому победа Биткоина над альткоинами и фиатом в этот момент практически не вызывает сомнений.