Найти тему
Подвал Истории

II. Сиятельные Претенденты

Филипп де Бурбон отюдь не забыл, что он единственный оставшийся в живых из внуков Людовика XIV, но был призван править другой страной, и потому неудивительно, что испанский король отнёс себя к числу претендентов на регентство, а при удачном раскладе и на французский престол. Конечно, испанскому королю пришлось отказаться от своих прав на престол Франции, но он считает, что этот отказ был вырван у него силой.

Внук Короля-Солнце намерен отстаивать свое право на регентство после смерти Людовика XIV, а впоследствии и на корону Франции, если умрет будущий король. Поэтому он поручил своему послу, князю Челламаре, выяснить намерения Людовика XIV и сформировать при французском дворе партию в его пользу.

Филипп V в охотничьем наряде. Художниr Мигель Хасинто Мелендес
Филипп V в охотничьем наряде. Художниr Мигель Хасинто Мелендес

Герцогу Мэну, мужчине сорока четырех лет, не хватает амбиций, и высшая власть его, скорее, пугает. Обладая хрупким здоровьем с детства, нежный и боязливый, он любил учиться и получал удовольствие от общества, избранного по его интеллектуальным и моральным качествам. Воспитанный близко к трону, он пропитан предрассудками своего рождения, но страдает от того, что является плодом двойного прелюбодеяния.

Когда король, продолжая политику слияния своей законной семьи с незаконной, заставил его жениться на Анне Луизе Бенедикте де Конде́, истинной принцессе крови, она сделала вид, что оказывает ему честь, согласившись стать его женой. Великая Мадемуазель, не лишенная остроумия, сказала тогда, что это был брак хромого и однорукого человека! Господин дю Мэн действительно припадал на одну ногу, а у его жены коротышки, почти карлика, одна рука была слегка короче другой. К счастью, оба они обладали очень красивыми лицами.

Анна-Луиза-Бенедикта де Бурбон-Конде (1676-1753), герцогиня Мэн в образе Помоны. Художник Николя де Ларжильер.
Анна-Луиза-Бенедикта де Бурбон-Конде (1676-1753), герцогиня Мэн в образе Помоны. Художник Николя де Ларжильер.

Пятнадцатилетняя герцогиня при первом же удобном случае освободилась от опеки мадам де Ментенон и, сбежав из Версаля в замок Со, отказалась от длительных религиозных обрядов, навязанных строгой спутницей короля. Итак, принцесса Конде (принцесса крови), а ныне герцогиня Мэн, совсем неглупая молодая женщина, внешне потакает всем прихотям своего мужа бастарда...

Портрет Луи-Огюста, принца Домбского (1700–1755), внука французского короля Людовика XIV.Приписывается Франсуа де Трою.
Портрет Луи-Огюста, принца Домбского (1700–1755), внука французского короля Людовика XIV.Приписывается Франсуа де Трою.

У них рождаются двое сыновей: принц Домбский и граф д’Э — новые принцы крови. Анна-Луиза гордится своей библиотекой изящной литературы, водит дружбу с философами и писателями, увлекается наукой и держит блестящий, пусть и небольшой, двор в своем замке Со. Исподтишка взращивая в муже большие амбиции, мадам дю Мэн втайне уже мнит себя королевой Франции и в ожидании славных дней «царствует» в Со.

***

Филипп, герцог Орлеанский, родился в 1674 году от самого маловероятного брака в королевской семье. Его отец, Месье, брат короля и вдовец после смерти Генриетты Английской, вынужден был в ​​1671 году жениться на Елизавете Шарлотте из Пфальца. Каково же было удивление этой простодушной и дебелой немки, когда она обнаружила, что ее муж живет посреди роя миньонов, которые затевали в версальских коридорах драки друг с другом за право «погасить свечи» в спальне Месье.

Лизелотта, Герцогиня Орлеанская. 1675 г. Музей Прадо, Мадрид.
Лизелотта, Герцогиня Орлеанская. 1675 г. Музей Прадо, Мадрид.

Но по странной прихоти судьбы, она сама не раз мечтала стать мужчиной, не испытывая при этом никакого влечения к представительницам своего пола. Своей мужской веселостью, своим умом и невероятной естественностью мадам сумела завоевать уважение принца, исполнившего (и не раз) свой супружеский долг. У них было двое детей. Филипп, их сын, хорошо знавший нравственную сторону своего отца, вдоволь натерпелся из-за гнева матери, внимательно следившей за его образованием.

Осада Намюра. 1692 г. С картины художника. Фрагмент.
Осада Намюра. 1692 г. С картины художника. Фрагмент.

Наделенный тонким умом и безупречной памятью, он приобрел поистине энциклопедические знания. Он с успехом дебютировал во время военной кампании 1692 года при осаде Намюра. Среднего роста, с красивым цветом лица, каштановыми и вьющимися волосами, непринужденный в обращении, он всегда источал доброту. Его жесты пронизаны естественной элегантностью, он легко выражает свои мысли голосом, полным внимания к собеседнику.

Племянник короля коллекционирует картины, драгоценные камни и старинные монеты. Но его мучает скука, от которой он всеми силами пытается избавиться. Филипп увлекся химией, оккультизмом; ставя странные и опасные эксперименты, он не знает границ, и кое-кто при дворе едва ли не обвиняет его в отравлении прямых наследников короля. Людовик XIV отмахивается от этих наветов, как от назойливых мух, не веря ни одному слову клеветы.

Портрет Филиппа, герцога Орлеанского (1674-1723), будущего регента Франции. Художник Якоб Фердинанд Воэт.
Портрет Филиппа, герцога Орлеанского (1674-1723), будущего регента Франции. Художник Якоб Фердинанд Воэт.

Но главным увлечением Филиппа Орлеанского стали женщины и именно в разврате он находит лучшее средство от той скуки, что его одолевает. В отличие от своего отца, он очень рано проявил сильный сексуальный аппетит по отношению к дамам. По принуждению он взял в жены ту, которую король навязал ему, свою родную незаконнорожденную дочь, мадемуазель де Блуа, сестру герцога Мэнского и графа Тулузского, чем заслужил звонкую пощечину от матери на глазах у всего двора.

Мадам считала, что ему следовало отказать бастарду, даже бастарду Людовика XIV. Высокая и величественная, уверенная в себе, эгоцентричная, эта принцесса, всегда очень радушная со своими братьями, стремится к тому, чтобы весь двор поклонялся только ей.

Франсуаза-Мария де Бурбон. Художник Пьер Гобер
Франсуаза-Мария де Бурбон. Художник Пьер Гобер

Филипп никогда ее не любил. Он предпочитает постельные приключения с актрисами и теперь склоняет свою любимую дочь, герцогиню Беррийскую, принимать участие в оргиях наравне с теми, кого он называет своими девушками, в Пале-Рояле, своем парижском дворце. Его бесчинства расстраивали Людовика XIV и госпожу де Ментенон, они видели в нем образец всех пороков, а не принца, достойного занимать верховную власть.

Трое женихов готовятся защищать то, что каждый считает своим по праву. Самый спокойный, конечно, герцог дю Мэн. Единственный, кто знает, что содержит завещание своего отца, он остается убежденным, что последняя воля государя будет уважена. Его жена обеспокоена. Она дает ему понять, что в одно прекрасное утро герцог Мэн окажется не у дел, а регентом станет герцог Орлеанский. Но принца это не особо волнует. Он наслаждается переводами с латинского и не забывает ежедневно навещать короля и мадам де Ментенон.

К амбициозной герцогине зачастил князь Челламаре, испанский посол. Он ухаживает за ней и уверяет ее, что его хозяин, король, претендует на титул регента, и как только старый Людовик умрет, Филипп Испанский даст Мэнскому должность вице-регента. Для доверчивого Мэна ничего больше и не нужно, он не чувствует ни малейшего беспокойства за свое будущее, которое, увы, не является бесспорным.

Портрет Регента Филиппа Орлеанского, изображенного в кирасе и древесном кордоне Ордена Святого Духа. Неизвестный художник
Портрет Регента Филиппа Орлеанского, изображенного в кирасе и древесном кордоне Ордена Святого Духа. Неизвестный художник

Герцог Орлеанский проявляет больше прагматизма, чем любимый бастард короля. Лорд Стэйр, английский посол, только что вступил с ним в сношения и сообщил, что король Георг I опасается выдвижения кандидатуры короля Испании на пост Регента. Он обещает принцу свою помощь в случае, если Филипп V вздумает ввести войска во Францию ​​для защиты своих интересов.

Филипп Орлеанский принимает его предложение о помощи, но прежде всего ему нужна серьезная поддержка во Франции, чтобы обеспечить себе власть. Раз в неделю он собирает в Пале-Рояле своих сторонников: Эффиа, Носе, Канильяка, президента Лонгеля де Мезона и герцога де Ноая. Таким образом, он полностью уверен в поддержке войск, янсенистов и парламента. Если завещание не даст ему права регентства, он может его нарушить, как это было в случае с Генрихом IV и Людовиком XIII.

***

Кадр из фильма "Обмен принцессами". 2017 г.
Кадр из фильма "Обмен принцессами". 2017 г.

Король продолжает править, гуляя в своих садах, иногда совершая поездки в Марли, но его тяготит все более тяжелая скука. Госпожа де Ментенон, укутанная в черное кружево, наблюдает за ним, как Судьба, внимательно следящая за течением времени. В феврале 1715 года, весьма исхудавший, король выказывает сильную усталость перед приемом персидского посла. Этот эпизод насторожил иностранцев даже больше, чем французов. Английский посол уверяет, что король умрет до осени.

В Лондоне букмекеры делают ставки на его скорый конец. Однажды, когда Торси́, государственный министр, читая газету своему хозяину, внезапно прервался и возобновил чтение, очевидно, пропустив какой-то отрывок, король попросил его вернуться и прочитать то, что от него пытались скрыть. Торси подчинился. Речь шла о ставках на смерть короля. Монарх остался невозмутим.

Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Луи XIV – Дидье Сандр.
Кадр из фильма L'allée du roi / «Королевская аллея». В российском прокате «Путь короля»,1996 г. Франция. Луи XIV – Дидье Сандр.

Несколько дней спустя, ужиная с хорошим аппетитом, он пошутил, что англичане, поставившие свои деньги не туда, могут и проиграть.

Продолжение следует и самое интересное, разумеется, впереди. Буду благодарен за подписку и комментарии. Полностью прочитать можно здесь: