Найти в Дзене
Metranpaj

ТОП-5 причин почему фольклор - это не душно

1. Кровь, кишки, жестокость.
Фольклор нельзя назвать «безобидным». Безобидными являются адаптации сказок для детей, из которых авторы заботливо вынимают любой треш и кровавый угар. Если примеры сестёр «Золушки» в редакции Братьев Гримм у нас на слуху (да, те самые, которые отрезают части своих ступней, чтобы влезть в маленькую туфельку Золушки), то русские сказки проходят мимо нас. Хотя жестокость там тоже неимоверная. Вспомните хотя бы сказку об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке: братья-лжегерои убивают и расчленяют младшего Ивана, забирая его Елену Прекрасную. Или хотя бы садистский и в то же время смешной способ Иванушки успокоить стадо овец в сказке об Иванушке-дурачке:
— Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?
— Да пошто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались; я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать; во как умаялся! (Афанасьев, 400 сказка)

2. Связь с кино, фэнтези и видеоиграми.
Фольклор до сих пор остаётся кладезем образов, с которым активно взаимодействуют самые различные творцы. Это не только русские классики XIX века, типа Пушкина или Гоголя, но и кинорежиссёры (Тарковский, Параджанов, Ари Астер и др.). Достаточно вспомнить представленные в фильмах народные обряды, будь то разгульный и яркий праздник на Ивана Купала в "Андрее Рублеве" или жуткие, но завораживающие сжигания людей заживо в "Солнцестоянии". Многие признанные фэнтези полностью основаны на фольклоре, в том числе серия книг Анджея Сапковского "Ведьмак" (в данном случае польский фольклор, восходящий к славянской мифологии). Мы уверены в том, что третий Ведьмак не стал бы настолько успешной игрой, если бы создатели не представили в игре широчайшую демонологию из народных славянских верований, создав для игрока огромное количество запоминающихся противников (мертвый дух младенца Игоша, сгнивший призрак полуденницы и многие другие).

-2

3. Символика.
Многие мифические поверья стали частью народной культуры. Конечно, что-то утратилось, как в случае с фразеологизмами (сейчас, к примеру, выражение «перемывать косточки» – означает «сплетничать», тогда как в старину это было связано с обрядом омывания костей умершего). Но многие символы устоялись в нашем сознании через искусство. Яблоко – символ грехопадения в библии, символ раздора в мифе о яблоке для «Прекраснейшей» в греческой мифологии и т.д. Священные мифические знания перекочевали в народное искусство – фольклор. Отсюда многие запреты в народной традиции, например, не убивать чайку – иначе получишь проклятие! Об этой традиции знал Чехов (Герой комедии «Чайка» Треплев убивает чайку – это ведёт его к самоубийству), а также Роберт Эггерс, режиссёр фильма «Маяк» (герой Роберта Патиинсона убивает чайку, несмотря на запрет –в итоге получает то, что получает:))).
Зачастую эти символы неочевидны, но через них мы можем угадывать сюжетные ходы, а также получать эстетическое удовольствие от того, что мы такие умные и можем прочитывать символы из фольклора в других видах искусства: от живописи до кинематографа.

-3

4. Сюжетные схемы.
Многим известно, что Джордж Лукас руководствовался книгой «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла при создании «Звёздных войн» (привет тем, кто узнал об этой книге из баттла Оксимирона и Гнойного:)). Но знаете ли вы, что Кэмпбелл не первый выявил сюжетную схему, по которой строится повествование мифа, а точнее волшебной сказки (которая относится к мифу гораздо ближе, чем вы думаете)? В 1928 году В.Я. Пропп, известный советский фольклорист, обнаружил общую тенденцию построения сюжета в волшебных сказках (за 20 лет до мономифа Кэмпбелла). В работе «Морфология волшебной сказки» он выявил, что в каждой такой сказке есть действующие лица с определённой функцией. Всего персонажей может быть 7 (Герой, ложный герой, искомый персонаж, отправитель, даритель, помощник и вредитель). Кроме того, каждая волшебная сказка строится через выполняемые героями функции (например, «запрет» - «нарушение запрета», «разведка вредителем», «вредительство одному из членов семьи» - обязательная «свадьба» в конце и т.д. – всего есть 31 функция). Многие элементы данной схемы до сих пор используются в сюжетах фэнтези, а также угадываются в классических «Звёздных войнах» Джорджа Лукаса.

-4

5. Мифологическое сознание.
Наверняка вам ни раз приходило в голову пока вы шли на пары или на работу, что вот ветер упорно дует мне в лицо, как бы пытается остановить меня, значит мне стоит пойти домой, ведь так велят высшие силы. Но вы зачем-то идёте дальше, бросая эти чудные мысли. А ведь ваши предки действительно верили – если ветер или метель упорно дует в вашу сторону, значит это знак возвращения, знак того, что нужно вернуться в тепло. Крестьянам неоткуда было знать о законах метеорологии, физики, химии и других причудных наук. Они объясняли себе картину мира через традиции предков, языческие обычаи, соединённые с православием, сказки, поверья и многое другое. Мифологическое сознание уходило за рамки рационального в нашем понимании, соблюдение древних обычаев укрепляло бессознательное в народе. Отсюда произрастает богатая демонология с лешими и водяными, отсюда возникают невиданные для литературы образы в сказках, типа медведя с липовой ногой, который идёт в деревню убивать тех, кто забрал его ногу и многое-многое другое.

-5

Ещё больше интересных постов и статей в нашем телеграм канале: https://t.me/+W7Mq7XT6uAtjOTVi

-6

Фольклор
7714 интересуются