Статьи
1 прочтение · 7 месяцев назад
Как понимали искусство в Древней Греции? (часть 2/2) А что, собственно, думал Платон об искусстве? В диалоге «Государство» приветствуется чисто практическая цель искусства (гимны богам и хвала добродетельным героям). При этом любая иная поэзия подражательна, поэтому ей нет места в государстве. “Подражательное искусство далеко от действительности. Поэтому-то, сдается мне, оно и может воспроизводить все, что угодно: ведь оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачное ее отображение. Например, художник нарисует нам сапожника, плотника, других мастеров, но сам-то он ничего не понимает в этих ремеслах. Однако если он хороший художник, то, нарисовав плотника и издали показав это детям или людям не очень умным, он может ввести их в заблуждение, и они примут это за настоящего плотника”. Творцы касаются лишь призрака добродетели (Платон не щадит даже Гомера и его великих героев), но не касаются истины. Такая поэзия способна развратить даже умы истинных граждан утопического государства Платона, а потому от неё нужно избавиться. Однако в диалоге «Иов» Платон делает поэта божьим помазанником, через уста которого говорит сам Бог (если это, конечно, настоящий поэт). Поэт «может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка; а пока у человека этот дар он не способен творить и пророчествовать... Ведь не от умения они это говорят, а благодаря божественной силе; если бы они благодаря искусству могли хорошо говорить об одном, то могли бы говорить и обо всем прочем; но ради того бог и отнимает у них рассудок и делает их своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает свой голос..». Так или иначе, Платон идеализирует образ поэта, вследствие чего каждый второй художник возомнит себя пророком. Но не стоит забывать, что Платон говорит не о тех поэтах, которые развращают умы великими идеями. Он говорит об «удобных» поэтах, что воспевают богов и добродетельных граждан. Платон выступает за этику в искусстве. Тогда как Аристотель видит в настоящем искусстве эстетику. Таким образом, философы выделяют вечную проблему соотношения этики и эстетики, не принимая точку зрения соперника. Литература: 1. Платон «Государство», «Иов» Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
4 прочтения · 7 месяцев назад
Как понимали искусство в Древней Греции? (часть 1/2) Очевидно, что мировосприятие древнего грека отличалось от нашего. Если даже у Гомера в «Илиаде» цвет моря обозначается как фиолетовый, а цвет мёда как зелёный (отсылаем к книге Дойчера «Сквозь зеркало языка»), то что уж говорить о древнегреческом определении искусства? Саму теорию творческой деятельности художника впервые сформулировал Аристотель, назвав его основным принципом ми́месис (от греч. Mimesis - подражание, воспроизведение). Суть мимесиса заключается в том, что природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания. Например, вы читаете про белые ночи Петербурга у Достоевского. Если вы их видели, то описание белых ночей, в качестве знакомого вам явления, актуализирует воспоминания о том, что вы когда-то наблюдали. А даже если не видели, вы всё равно будете строить ассоциации и сопоставления с описанным явлением. В любом случае вы должны получить удовольствие. По сути, это и есть мимесис. Это эстетическое понимание искусства. Понятно дело, что художественный мир отличается от реального, и Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того, что существует вне искусства (точные описания, которые ближе к научному, нежели к художественному). Правда в искусстве — нечто иное, стоящее выше правдоподобия; она фактически олицетворяет особый, художественный, смысл, на выражение которого и направлены усилия художника. Разница между историком и поэтом в том, «что один рассказывает о происшедшем, другой о том, что могло бы произойти. Вследствие этого поэзия содержит в себе более философского и серьезного элемента, чем история: она представляет более общее, а история — частное». Мимесис – это эстетический способ познания, а не буквальное копирование или подражание. По крайней мере, так считал Аристотель. Платон считал иначе... Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
7 месяцев назад
Нильс Бломмер (1816-1853) - шведский художник, вдохновляющийся мифологией родного края. Увлекаясь традиционной культурой Швеции, её преданиями и языческим наследием, Бломмер стремился отобразить это наследие в живописи, примерно в том же ключе, в каком его современники-французы интерпретировали сюжеты из античной мифологии. Привычный сегодняшнему зрителю живописный «канон» изображения скандинавских богов, приближенный к внешнему виду воинов-викингов, в первой половине XIX века ещё не существовал. Скандинавские боги на картинах Бломмера представали одетыми в античные тоги, тогда как богини — в платья французских ренессансных придворных дам, заимствованных из современной художнику французской живописи в так называемом стиле трубадуров. Всю свою жизнь Бломмер черпал вдохновение в шведских народных песнях и фольклорных мотивах. Он твердо верил, что природе присуща душа; что выразить этот дух природы лучше всего способны персонажи народного эпоса. Сегодня картины Бломмера украшают собрания крупнейших музеев Швеции Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
3 прочтения · 7 месяцев назад
Что такое Da shine или как сделать мировой хит? Если вы знакомы с творчеством американского рэпера A$AP Rocky, то вы наверняка слышали трек Praise the Lord. В народ он ушёл с элегантным фонетическим названием Da shine, однако под ним угадывается глагол to shine (блистать). Трек имел успех в ряде стран, заняв 45-е место в Billboard Hot 100 США и 18-е место в официальном чарте синглов Великобритании. Позже он стал дважды платиновым от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) и платиновым от Британской фонографической индустрии (BPI). В своем проверенном видео с Genius Рокки рассказал, что вся песня была написана в Лондоне, в то время как он и Skepta находились под сильным влиянием ЛСД [осуждаем]. Тем не менее трек кажется чем-то большим, чем просто очередной исповедью об успехе парня, поднявшегося на рэпе. Композиция вызывает бурю эмоций: от зависти до уважения, от гнева до радости, от восторга до гипноза. Что-то заставляет её ставить на репит, и если вы уже включили трек, то вы не сможете не дослушать его до конца Потому что Да шайн - это не просто трек, это философия успеха, которая заставляет вставать с кровати и творить, жить, отдыхать, работать, собираться с друзьями, снова творить и блистать, блистать, блистать, блистать I came, I saw, I came, I saw I praise the Lord, then break the law I take what's mine, then take some more It rains, it pours, it rains, it pours Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
7 месяцев назад
Как смотреть на картины и нужно ли их понимать? "Человек в быту в основном пользуется интеллектом: на работе, в транспорте - всё время работает интеллект. А вот величайший дар, который есть в каждом человеке, очевидно, - чувственность, эмоциональность - она почти не используется. Только во время свадьбы или похорон, или чего-то ещё. Это я понял на своих выставках, когда я смотрю на зрителя, когда я читаю книгу отзывов. Я понимаю, что человек зря приходил, потому что он пытался только рассудком постичь это. Я ему ничем не могу помочь, потому что для этого надо включить эмоциональную сферу. Она богата у каждого человека, только он ею не пользуется, как правило, за ненадобностью. Отсюда, по-моему, у большого числа населения стремление - а иногда даже и страсть, заболевание - пить водку, к примеру. Потому что через это происходит какой-то эмоциональный выплеск. Человек на какое-то время становится живым существом, понимаете? На любой выставке приходит зритель, ещё издалека приближаясь к работе, и первый вопрос, который у него возникает - а что здесь нарисовано? И он должен непременно ответить себе на этот вопрос. Но это ведь не главная и не единственная функция изобразительного искусства и искусства вообще - опознать. Не для этого люди творят и умирают, отдают всё в жизни этому творчеству, вплоть до отрезанных ушей и т.д. Не для того, чтобы это узнать... Это поверхностная часть искусства, я бы сказал. У меня всегда возникает вопрос: а вот музыка, серьёзная, настоящая, классическая музыка - когда люди её слушают, им обязательно надо знать что это в данный момент? Что озвучивает тот самый любимый Чайковский, что зайчик выскочил на полянку и прыгает там - тогда человеку спокойно, и он может слушать? Или он перемещается в этот мир музыкальной гармонии или музыкального хаоса и проживает это вместе с композитором, вместе с исполнителями?" Николай Эстис Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
3 прочтения · 7 месяцев назад
Библейские мотивы в искусстве революции Автор знаменитой картины "Купание красного коня" Кузьма Петров-Водкин, радостно принявший революцию и посвятивший этой теме множество своих полотен, нередко обращался к библейской символике. Возьмём для примера того же "красного коня". Обычно нам говорят, что конь - это олицетворение Революции, но на этом смысл данной фигуры не исчерпывается. В нём также прослеживаются отсылки к иконам, изображающим "Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре" или Георгия-Победоносца. Именно красный цвет коней с расчищенных в начале ХХ века знаменитых русских икон московской и новгородской школы помог художнику решиться довести реальный рыжий цвет гнедого коня до символического красного. Оглядываясь на традиции древнерусских иконописцев, Петров-Водкин пишет свою картину звонко, смело сталкивая цвета, а не смешивая их. Так, конь революции приобретает семантику очищения, присущего религиозному искусству. Красный конь не только разрушает старое, но и очищает ради будущего. Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
2 прочтения · 7 месяцев назад
Кто такие грифоны и откуда они возникли? Грифон является мифическим существом, который состоит из головы орла и туловища льва (по крайней мере, таким он сформировался для массовой культуры). Неслучайно мифопоэтическое сознание создало существо, соединяющее в себе элементы двух царственных животных, поскольку грифон считался особо влиятельным и величественным среди других существ, королём всех существ. Порой его могли изображать без крыльев. Предания о грифонах существовали и на востоке, и в передней Азии, и, конечно, в античности. Геродот писал, что грифоны обитают в глубинах Азии и охраняют там золото. Грифоны даже есть на Дмитровском соборе во Владимире, поскольку между ними изображён Александр Македонский: по легенде великий император сел на двух грифонов и, держа мясо над головами хищных существ, он вознёсся на небо. Если брать первые письменные упоминания об этих существах, то нужно сказать об Аристее из Проконеса, древнегреческом поэте и путешественнике, на которого ссылается Геродот. Именно он рассказал о неких существах, с которыми борются циклопы-аримаспы, похищающие у хищников золото. Затем Геродот в своих трудах описал грифонов так, как мы их знаем сейчас. Древнегреческий трагик Эсхил и вовсе называл грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". О грифонах долгое время складывалось множество преданий, например, если в кубок, созданный из когтей грифона, нальют вместе с жидкостью яд, то напиток обязательно поменяет цвет. Также утверждали, что слепые люди прозревают, если поводить по их глазам пером грифона. В конечном счёте мифы о грифонах были развеяны. В 1646 году сэр Томас Браун заявил, что грифон представляет собой чисто символическое существо. Несмотря на то, что грифоны покинули сферу фольклора и мифотворчества, они перешли в сферу искусства, а впоследствии в сферу массовой культуры Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
2 прочтения · 7 месяцев назад
Примитивизм = деградация живописи? Начнём с того, что примитивизм — это одно из направлений русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. В этом направлении активно работал Михаил Ларионов, написавший целый полиптих «Времена года», в котором и отобразились основные тенденции примитивизма: 1) стремление к передачи детской манеры рисования 2) изображение, напоминающее наскальные рисунки Примитивисты не не умели рисовать. Они сознательно отказывались от принципов академической школы и стремились вернуться к первоисточникам, к детскому пониманию мира, который они считали более чистым и правильным. Инфантилизм — это попытка сбросить с себя все навязанные обществом и годам рамки и посмотреть на мир как первый человек, чей взгляд ещё ничем не затуманен. Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
1 прочтение · 7 месяцев назад
Марк Шагал и еврейский театр Шагал познакомился с интеллектуалом Грановским, ассимилировавшимся евреем из Риги, в 1922 г. в Москве, однако им было тяжело найти взаимопонимание. Все революционные устремления Грановского были подчинены желанию создать ненатуралистический еврейский театр. Он более предпочитал выразительное движение и жест, чем слово, которое одновременно должно звучать и для еврейских масс, и для избалованных горожан Москвы. Своей труппой он руководил на русском языке, минимизируя тем самым в театре вербальный элемент идиша, и заканчивал работу с актерами суровой физической тренировкой, включавшей акробатику, танец и ритмическое движение, которому учил балетмейстер Б. А. Романов. «Одно было у каждого из нас пылкое желание и готовность к жертве… И наш предводитель говорил нам, что этого достаточно!» – писал ведущий актер театра Михоэлс. При отборе актеров Грановский придавал значение только двум параметрам – опыт и возраст. Претендовать на место в труппе могли молодые люди не старше двадцати семи лет (как при назначении на государственную должность, чтобы смыть прочь старый порядок!), которые никогда прежде не работали на сцене. Всякий, кто соответствовал этим требованиям, как раз и годился. Единственным исключением был двадцативосьмилетний Михоэлс, чья театральная одаренность и чрезвычайно эмоциональное выражение лица делали его неотразимым. Михоэлс стал правой рукой Грановского и каналом, по которому высокомерный режиссер на самом деле доводил свои идеи до молодых евреев, недавно приехавших из черты оседлости, – они и составляли труппу театра. Шагал – экспрессивный авангардист, пролетарий по происхождению, художник, от рождения связанный с еврейскими темами, но при этом имеющий международную репутацию, выкованную в Берлине, в городе, где Грановский оттачивал свой авангардизм, – казался совершенно точным попаданием при выборе художника-декоратора, но стало очевидным это только тогда, когда Михоэлс дружески помог ему в его отношениях с труппой. Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
2 прочтения · 7 месяцев назад
Почему студенты кричат "Халява приди!" ? Подобные приметы, типа положенной в морозилку зачётки в день перед экзаменом, или положенного пятака в ботинок, или небезызвестного крика в 12 ночи с зачёткой, относятся к современному фольклору. Почему студенты этим занимаются? Отчасти из-за того, что перед экзаменом начинаешь верить во всё, что хоть как-то может помочь. Но причины кроятся глубже. Люди с древности верили в обряды инициации, переходы из одного социального статуса в другой (рождение - свадьба - смерть, если условно). Проблема в том, что сам процесс перехода всегда опасен, поскольку человек, лишаясь одного статуса и не перейдя в другой, является уязвимым для внешних сил. Нужно каким-то образом себя защитить. Поэтому люди окружают себя различными магическими обрядами, переросшими в поверья. При чём тут студенчество? Сама возможность лишиться социального статуса, привилегий (стипендия, общежитие) и постоянные испытания (зачёты, экзамены) вместе с процессами перехода из одного статуса в другой (переходы с одного курса на следующий) создают схожую ситуацию с пороговыми стадиями древних людей. Поэтому студенческие ритуалы многочисленны и переполнены магией. С психологической точки зрения важен факт уверенности в себе. Магические ритуалы создают иллюзию контроля ситуации, которой нет без ритуалов (при условии, что человек верит в приметы). Чем сложнее экзамен, чем меньше времени на подготовку, чем больше билетов Лариса Алексеевна потребовала выучить, тем больше студенты, по идее, используют магических ритуалов: к примеру, не бреются перед экзаменом (по Самсону в волосах вся мудрость), кладут натуральные камушки в одежду или в бюстгальтер и т.д. Вероятно, некоторые приметы созданы от хохмы, но главное чтобы было некое действие, которое лишит вас нервозности и успокоит перед предстоящими пытками с преподавателем))) Если вы ставите на аватарку фотографии своих преподавателей, чтобы получить зачёт/пятёрку, то это поверье также относится к студенческому фольклору. Вы уподобляете часть себя (аватарку) вашему преподавателю: то есть это желанный объект, от которого вы хотите что-то получить, вы признаёте его власть, его силу - таким образом вы вступаете в отношения симпатической магии или магии подобия. Похожим образом древние люди, например, охотясь на медведей, изображали из себя медведей. Архаичными вещами занимаемся, если разобраться Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
7 месяцев назад
Наталья Гончарова как художница Сегодня мы поговорим не о знаменитой жене и музе А.С. Пушкина, а о художнице русского авангарда, жене Михаила Ларионова и правнучатой племяннице той самой Натальи Гончаровой-Пушкиной. Заниматься живописью Наталья начала по совету своего будущего мужа Михаила, который заявил ей: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» Под его влиянием художница начала создавать импрессионистские полотна и перешла на курс живописи к Константину Коровину, хотя да этого она училась скульптуре. Одно из знаменитейших её полотен — «Пустота», однако эта композиция стоит особняком не только в творчестве художницы, но и во всем русском искусстве периода авангарда. Она не примыкает ни к геометрическому, ни к экспрессивному абстракционизму, хотя соединяет элементы обоих стилистических направлений. На цветном геометризированном фоне располагается напоминающая простейшие организмы белая, кажется, пульсирующая овальная форма, контуры которой дважды повторены меняющей толщину синей линией. Перед зрителем предстает как будто структурированный, разумно организованный мир, в который врывается нечто иррациональное – пустота. Гончарова пытается средствами живописи воплотить понятие пустоты. Понятие «пустота» смыкается с философским понятием «ничто», однако невозможно уверенно утверждать, заходила ли Гончарова столь далеко в своем осмыслении мира. Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa
7 месяцев назад
Как создать гениальный фильм? Идея «Нефти» возникла у Пола Томаса Андерсона в начале 2000-х годов, когда работа над одним из сценариев зашла в тупик. Пытаясь отвлечься, он наткнулся на роман Эптона Синклера «Нефть!», масштабное произведение, повествующее о сыне крупного нефтепромышленника. Вдохновившись книгой, Андерсон на несколько месяцев погрузился в изучение темы нефтедобычи и нефтяной лихорадки в Калифорнии рубежа XIX-XX веков. Чтобы подчеркнуть, что фильм — это не точная экранизация, Андерсон поменял не только акценты в сюжете (с сына на отца), но и название на There Will Be Blood («И будет кровь»; хотя в российской локализации почему-то решили вернуться к варианту Синклера). Так режиссер, кстати, подчеркнул еще и свою склонность к гигантомании и глобальным обобщениям, ведь заглавие — это цитата из Книги Исход. В историю Синклера Андерсон вообще вплел много библейских мотивов. Например, проповедник Илай носит имя ветхозаветного святого, который должен появиться на земле перед Вторым пришествием, а главный герой, обличающий молодого лже-пророка, носит имя Плэйнвью, то есть «Всевидящий». Сценарий Андерсон писал конкретно под Дэниэла Дэй-Льюиса. И действительно, как вспоминал сам актер, он сразу принял предложение роли. Даже то, что сценарий на тот момент еще не был завершен, его не смутило, поскольку было ясно, что «Андерсон полностью погружен в материал». Подготовкой к роли Дэй-Льюис занимался почти год. Первым и особенно важным элементом образа для авторов был голос. Референсом максимально близкой интонации были записи людей XIX-начала XX века, а также кумира Андерсона Джона Хьюстона, крупного голливудского актера и режиссера. Опорой же в плане внешнего образа и характера, по словам Андерсона, был ни кто иной, как Дракула. Режиссер даже шутит, что отчасти снимал фильм как хоррор (это прослеживается в типичном для жанра нагнетании саспенса с помощью длинных кадров, а также в готическом шрифте титров). Другие актеры рассказывают, что общаться с Дэй-Льюисом было довольно тяжело, поскольку все три месяца съемок тот старался не выходить из мрачного образа. Потому даже опасные трюки актер выполнял сам. Например, падение в шахту снимали без привлечения каскадера или дублера. И, кстати, фильм в итоге принес ему вторую (из рекордных трех) статуэтку «Оскар». Съемки уместились в три летних месяца 2006 года и прошли в штатах Техас, Калифорния и Нью-Мексико. Большая часть съемок прошла в техасском городе Марфа и его окрестностях, привлекших группу по нескольким причинам. Во-первых, здесь была достаточно обширная пустынная местность, позволяющая свободно снимать на 360° так, чтобы в кадр не попадало ничего лишнего. Во-вторых, здесь уже были некоторые необходимые по сюжету элементы: небольшая железная дорога и настоящие шахты (некоторые глубиной до 20 метров), заброшенные с начала XX века. Благодаря этому удалось и бюджет сохранить, и сделать пространство фильма еще более аутентичным Если тебе интересны другие статьи о кино, литературе, аниме, театре и других видах искусства - подписывайся на наш телеграмм канал. У нас можно предлагать собственные статьи или посты, авторство останется за тобой, а статья будет ждать своего читателя)) Телеграм-ссылка: t.me/...npa