Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Эвелин Де Морган. Душа, взлетающая ввысь

Быть художницей в викторианской Англии означало жить вопреки не только общественным ожиданиям, но и тому, что считалось морально приемлемым. Посетить галерею в одиночку, поступить в художественную школу или выставить картину, более захватывающую, чем натюрморт, было прерогативой мужчины. Для женщины участие в подобных вещах было неожиданным и даже аморальным.

Вся жизнь Эвелин Де Морган (1855 - 1919), британской художницы, опровергала эти патриархальные устои. Ее 50-летняя карьера профессионального художника шла в разрез всем установкам.

За свою долгую творческую жизнь Эвелин Де Морган создала много картин. Но особое место в её творчестве занимает тема полёта - фигуры, взлетающие ввысь, нереальные образы, парящие в облаках, легкие тени, подхваченные ветром...

Своими картинами художница нарушала не только законы гравитации, но и законы общества её времени, заставляющие женщин вести приземленный образ жизни, ограниченный уходом за домом, мужем, детьми.

Душа же и мысли Эвелин Де Морган рвались вверх, к высотам, недоступным многим другим. Она, как та маленькая фигурка, улетающая прочь от отягощенных земными проблемами людей, что Эвелин Де Морган изобразила на картине "Привязанные к земле".

Привязанные к земле, 1897
Привязанные к земле, 1897

Тема полета появилась в творчестве художницы практически сразу. Уже в ранних работах можно увидеть парящих над землей персонажей.

Ночь и сон, 1878
Ночь и сон, 1878

"Ночь и сон" - это картина 23-летней Эвелин, еще студентки Школы изящных искусств Слэйда. Уже тогда она стремилась подняться над землей. Пусть пока и во сне.

В том же 1878 году была создана картина "Царство Небесное терпит насилие, и жестокие берут его силой", выражающая мысли художницы о том, как трудно вырваться из ограниченных рамок жизни.

Царство Небесное терпит насилие, и жестокие берут его силой, 1878
Царство Небесное терпит насилие, и жестокие берут его силой, 1878

Только самым сильным удается вырваться прочь. К чему Эвелин Де Морган стремилась всю жизнь. Своей жизнью и творчеством доказывая, что это возможно.

 Ангел, взывающий к душам в аду, ок. 1897
Ангел, взывающий к душам в аду, ок. 1897

И она верила, что и другие на это способны. Хотя и понимала, что не все.

 Слепота и алчность, изгоняющие  радость из города, 1897
Слепота и алчность, изгоняющие радость из города, 1897

И тогда даже те, кто был способен летать изначально, обречены на смерть.

Смерть бабочки, 1914
Смерть бабочки, 1914

Хорошо, что этого не случилось с Эвелин Де Морган. Её сильный дух, увлеченность делом не позволили жизни прогнуть её под себя.

Духи бури, ок. 1900
Духи бури, ок. 1900

И пример её жизни вдохновил многих женщин - художниц.

Лунные лучи, падающие в море, 1918
Лунные лучи, падающие в море, 1918

Эвелин Де Морган в истории искусств навсегда останется художницей, сумевшей подняться над обыденностью.

Луна, 1885
Луна, 1885

В дополнение еще несколько картин Эвелин Де Морган с изображением полета.

Борей и Орифия, ок. 1896
Борей и Орифия, ок. 1896
Вечерняя звезда над морем, между 1910 и 1914
Вечерняя звезда над морем, между 1910 и 1914
Ночь и рассвет, между 1910 и 1914
Ночь и рассвет, между 1910 и 1914
Солнечный луч и летний дождь, 1914
Солнечный луч и летний дождь, 1914
Сумерки, 1910
Сумерки, 1910

Если вас заинтересовало творчество Эвелин Де Морган, то у меня на канале можно прочитать еще две статьи, посвященные её картинам:

Две картины Эвелин де Морган

Читаем картину. "Сад возможностей" Эвелин де Морган