Иван Александрович Гончаров – мастер русского реализма. Его сюжеты отличаются характерным психологизмом героев, описанием жизни старой и новой России после отмены крепостного права, тонким юмором; писатель ведёт повествование таким образом, что вовсе не поучает читателя, а подводит к самостоятельным размышлениям, порой не досказывая некоторые мысли…
Гончаров – автор трёх романов, начинающихся на одну и ту же букву «О» (получается что-то связующее с современной аббревиатурой «ООО») негласной трилогии, состоящей из «Обыкновенной истории», «Обломова», «Обрыва». В этой статье не будет анализов сюжетов творчества литературного творца, а будет обращено внимание на одну малозамеченную деталь – символ акации в романах.
К. И. Шарафадина в своей статье «Об одном незамеченном флоролейтмотиве романа «Обломов» обращает внимание на то, что Гончаров наделяет цветы и растения определённым мистическим, магическим и религиозным значением. Возможно, кто-то не читал до конца роман «Обломов», а кто-то лишь помнит лишь идею и детали романа, изученного в школьные годы, но на слуху будет «ветка сирени». Она безусловно сыграла важную роль в романе, но на описание богатства Флоры писатель не поскупился, и богата она различными культурами. Во всех трёх романах даётся описание садов, в которых есть яблони, липы, акации. Некоторым из них отводится абзац, и дано это не случайно. Среди описания растений фигурирует два вида акации – белая и жёлтая. У белой встречается иное название – «дьявольский цветок», вызывающий любовную горячку. А теперь стоит вспомнить упоминание и значение этого растения следуя хронологически по страницам творческих трудов Гончарова.
«Обыкновенная история»
Жёлтая акация впервые фигурирует в описании петербургского сада с акациями, после упоминается во фрагменте свидания Александра Адуева и Надежды Александровны:
-- Да у него, я думаю, теперь за стол садятся. Вы не знаете этих обедов: разве такой обед кончается в один час?
-- Вы обедали два -- пятый и шестой.
-- А когда же я ехал сюда?
Она ничего не отвечала, прыгнула и достала ветку акации, потом побежала по дорожке. Адуев за ней.
-- Куда же вы? -- спросил он.
-- Куда? как куда? вот прекрасно! к маменьке.
Эта маленькая подсказка указывает читателю, что между героями не может быть серьёзное страстное чувство, лишь возможна платоническая связь. Также, эта деталь символизирует девичий флирт.
«Обломов»
Акации упоминаются в начале, конце романа, но высока её значимость во время объяснения героя с Ольгой Ильинской. Илья Обломов написал Ольге письмо, в котором он объясняет ей, что встретится на её пути настоящая любовь, но не в лице Ильи Ильича. Обломов, спрятавшись в кустах, наблюдал как Ольга читала его письмо, и, увидев её слёзы, он решился на личное объяснение. Между ними состоялся непростой диалог в парке. В момент кульминации решающей беседы отмечена важная повествовательная детааль: «Но ему не хотелось уже утверждать её в этой мысли, и он молчал, покачивая одной рукой акацию». Это тактильное действие раскрывает скрытое смущение, сожаление и признание ошибок героя, а также вновь намекает на исключительно платонические чувства героя. Символика продолжает своё распространение даже во втором романе.
«Обрыв»
В третьем романе Гончарова красивое деревце с жёлтыми цветами трансформируется в элемент интимно-романтического пространства. Знакомство Веры и Марка происходит в беседке под акациями. Марк протянул ей рука из яблочного сада. Перед читателем появляется некоторая аллегория искусителя и локуса грехопадения одной из героинь романа- Веры. Место соблазна послужит развалившаяся и полусгнившая беседка из акаций.
Исходя из анализа деталей романа, стоит вновь убедиться в мастерстве Ивана Гончарова. Такие книги были написаны с большим чувством, продуманностью и талантом пера, чтобы после подарить читателям интересную и насыщенную пищу для ума и души.