Найти тему

Настольная игра "Сквозь века" (2-я редакция). Лучшая настольная цивилизация и точка

Оглавление

Жанр: 4Х стратегия

Количество: от 2 до 4 человек

Время партии: от 3 часов (легко до 6)

Моя самая любимая цивилизация. Что удивительно ведь тут нет поля, нет ни одной фигурки войск. И все просто выглядит как евро с картами и кубиками (не дайсами). Но за все этой минималистичностью скрывается глубокий, насыщенный и очень кризисный процесс. Игра начинается с античности где все получают одинаковые стартовые условия и заканчивают в современности. При этом у каждого будет получатся своя уникальная цивилизация, с разными технологиями, лидерами и чудесами света, а значит и со своей историей. Игровой процесс построен по большей части на картах. Но на все действия в игре вы тратите действия представленные в виде кубов белого (гражданских) и красного (военных) цвета. За эти кубы будут доступны разные действия. За них вы будете покупать новые карты с общего рынка, увеличивать население (нужно для постройка зданий), исследовать технологии (взятые с рынка карты зачастую нужно еще исследовать за науку), строить чудеса света, строить новые здания и новые отряды.

Но давайте об игре подробнее

Это полномасштабная цивилизация, где вы будете вести свою нацию к победе, внося наибольший культурный вклад. Очки культуры здесь будут единственной мерой победы. Вся игра построена только на картах и нет никакого игрового поля, кроме нескольких шкал и планшетов игроков

-2

Это планшет игрока (вначале у всех одинаковый), поле рынка карт, поля с показателями очков культуры, науки и их прироста, а также поле военной мощи и тактик.

В игре используются кубики 4 цветов: белые - гражданские действия; красные - военные действия; желтые - представляют население, построенные здания и юниты; синие - используются для обозначения всех получаемых ресурсов.

Вначале у каждого игрока есть по два ресурсных здания (обозначаются на картах желтыми кубами) 2 фермы и 2 шахты, одно научное и один воин. Ресурсный банк полностью заполняется синими кубами, а банк населения желтыми. Оттуда мы будет добирать их в процессе игры. Плюс каждый начинает с формой правления деспотизм, а это значит что имеет 4 гражданских действия (белые кубы) и 2 военных (красные).

Перед тем как описать сам игровой процесс начнем с описания карт. Карты делятся на 7 типов:

Бонусные (желтые) дают одноразовые эффекты (добавляют ресурсов, дают скидки на постройку и все подобное). Но можно их сыграть только в следующий ход после того как купили их с рынка.

-3

Добывающие (коричневые). Это фермы и шахты. Дают основные ресурсы: еду и руду. На стартовых планшетах уже встроены начальные карты этих технологий и есть по 2 здания

-4

Городские (серые). Это здания относящиеся ко все не материальным ресурсам: науке, счастью и культуре. На стартовом планшете есть встроенная карта лаборатории (наука) и карта храма (культура и счастье)

-5

Формы правления (оранжевые). В основном влияют на количество кубов действий, некоторые дают дополнительные бонусы и чем выше уровень этой технологии тем больше зданий на серых картах вы можете построить (на стартовом правлении доступно только по 2). Смена формы правления это один из базовых способов увеличить себе количество действий

-6

Военные (красные) обозначают войска и их типы, а также есть карты тактик. Встроен в планшет простой пехотинец дающий одну военную силу. Есть 3 типа войск: пехота, конница и артиллерия и один вне категории, это авиация. Типы важны при розыгрыше карт тактике, которые требуют определенное количество отрядов определенного типа и за это дают бонус к военной силе

-7

Особые технологии (голубые). Это технологии которые после ищучения сразу дают эффект, не требуя постройки зданий. Могут добавлять военную силу, увеличивать количество кубов действий, удешевлять строительство  и т.д.

-8

Чудеса (фиолетовые). Требуют много ресурсов, но при постройке дают хорошие бонусы

-9

Все карты покупаются с общего планшета. Он поделен на 3 части. В каждой из частей цена повышается на один. То есть из первой части карта стоит одно действие, из второй - 2, из третьей - 3. В зависимости от количества игроков после хода каждого игрока сколько то карт из начала сбрасывается, все оставшиеся сдвигаются на освободившиеся места, а на пустые в конце докладываются новые. Так рынок постоянно крутится (ресурсы мутятся), карты дешевеют, жизнь бурлит

Кроме цвета на картах есть тип. Еще есть цена исследования (в очках науки). Только после исследования вы можете использовать карту. На тех которые требуют постройки цена за юнита/здание. И внизу то что дает карта

-10

Теперь когда мы что-то поняли про карты. Можем рассмотреть из чего состоит ход каждого игрока. С этим в игре все четко прописано.

Ход игрока делится на:

  1. Процедуру начала хода
  2. Фазу политики
  3. Фазу действий
  4. Процедуру конца хода

Процедура начала хода

Здесь в основном сдвигается рынок карт в соответствии с количеством игроков. Например втроем скидываются две самые левые карты, а весь ряд за ними сдвигается налево, пустые места заполняются новыми картами

Также в эту фазу разыгрываются войны и становятся общедоступными тактики (но об этом позже)

Фаза политики

В эту фазу можно сыграть одну из карт особого типа (еще один тип карт да) кторые называются военными. Хотя лучшее название для них политические.

Вкратце их 4 типа:

Карты военных бонусов. Дают бонус при защите или могут быть использованы в колонизации (опищу позже). По другому не играются, но очень полезны

-11

События (зеленые). Произойдет какое-то событие которое повлияет на одного, несколько или всех игроков. За выкладывание вы получаете количество очков культуры равное уровню карты (вносит, так сказать, культурный вклад (в виде крыс, ага)). Когда разыгрывается карта события она в закрытую кладется в стопку будущих событий, а открывается верхняя карта другой колоды текущих событий и с нее сразу разыгрывается эффект (когда таким образом закончится колода текущих, колода будущих перемешается и станет колодой текущих). Соответственно, разыгрывая эту карты вы получаете победные очки и немного контролируете будущие события (вы то знаете что произойдет)

-12

Среди карт событий есть карты колонизации. Если такая играет, то игроки сразу переходят к аукциону, где ставят свою военную силу и могут добавлять карты военных бонусов для увеличения значения (нижнее поле с корабликом). Ставки делаются взакрытую, но нельзя поставить больше чем возможно. Победивший в аукционе должен потратить отряды и/или военные карты чтобы закрыть ставку. Отряды уходят в желтый банк (сбрасываются с карт), карты тратятся. Обязательное условие нужно потратить хотя бы один военный отряд. По сути ваши отряды уплывают осваивать новые земли и у вас становится меньше военной силы

-13

Карты агрессий и войн (коричневые и серые). Эти карты единственный способ напасть на кого-то из других игроков. Они все играются сразу в открытую и сами выбираете на кого.

Агрессия играется мгновенно считаются текущие военные силы, но защитник может сыграть тут для защиты военные бонусы и если после этого у агрессора не будет превосходства по военной силе, то агрессия провалена и ничего не происходит. Если же агрессор победил, то он получает то что написано на карте агрессии. Обычно это ресурсы или технологии и победные очки (культура)

-14

Войны же играются также в открытую, но происходит сама война в следующий ход того игрока который ее объявил. То есть у игрока которого будут атаковать есть ход на подготовку. Когда приходит время проверки, то тут уже не играются никакие карты а просто подсчитывается военная сила сторон и победитель получает то что написано на карте войны (и да агрессор может стать жертвой, если проиграет)

-15

И последний тип карты тактик (красные) играются в фазу действий

-16

В фазу политики вы можете сыграть одну карту или не играть ни одной

Фаза действий

Основная фаза игры где вы делаете все что делает уважающая себя цивилизация - развиваетесь. Строите новые здания, чудеса и войска, изучаете новые технологии, меняет правительство и т.д. На все тратятся кубы действий

За белые кубы действий вам доступны действия:

Покупка новых карт. Тратите количество кубов в соответствии с ценой. Важный момент нельзя иметь на руке больше карт чем у вас максимальное количество кубов. А сбрасывать в игре карты с руки нельзя (поэтому не стоит жадничать и брать все подряд). Если берете чудо оно сразу выкладывается у планшета (не идет в руку)

Увеличить численность населения. Тратите еду в соответствии с его стоимостью (она меняется). Получаете нового свеженького свободного рабочего в пул халявщиков

Исследовать технологию. Выплачиваете очки науки за карту, выкладываете ее на свой планшет или около. Теперь эта технология вам доступна. Если технологии этого типа уже есть кладете выше, это позволит улучшать здания/отряды старого уровня до нового

Построить здание на картах (фермы, шахты, городские здания). Тратите руду по стоимости здания. Берете свободного рабочего и опа, это новое здание где этот рабочий трудится (по сути перекладываете желтый куб из ячейки свободных рабочих (халявщиков) на карту технологии)

Улучшить здание. Почти тоже что и предыдущее, только при наличии новой открытой технологии того же типа. Позволяет переложить куб рабочего со старой технологии на новую выплатив разницу стоимости в руде. Больше производства при меньшем количестве задействованных рабочих

Построить этап чуда. Чудеса обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых, требует сколько то руды и одно действие. Если таких этапов три, то соответственно, каждый требует потратить куб действия

Сыграть карту лидера. Может быть только один лидер в эпоху (их три, об этом тоже позже). Лидеры дают разные бонусы, но довольно узко направленные. Поэтому обычно выбираются под стратегию или наоборот ее определяют

Сыграть желтую карту бонуса. Просто получаете то что прописано текстом

Провозгласить революцию. Есть два способа (стула) как сменить форму правления. Один сделать это как изучение технологии (тратите науку, получаете новое правительство), обычно достаточно дорого по очкам науки. И есть вариант сделать это через революцию. Для этого на карте есть вторая цена в очках науки (обычно сильно меньше, но ненулевая). Чтобы использовать этот метод вы тратите все белые кубы (это значит вы не можете в этот ход сделать ни одного гражданского действия, ни до ни после революции) и получаете новое правительство. По сути вы теряете на это ход с оговоркой что военные действия у вас остаются.

Снести здание. Вам может понадобится рабочий и если нет свободных, то вариант снести здание для того чтобы освободить рабочую силу

За красные кубы:

Обучить отряд. Аналогично постройке зданий, только получаете отряд. Также перекладываете свободного рабочего на карту отряда за руду

Улучшить отряд. Аналогично улучшению здания

Распустить отряд. Аналогично сносу здания

Сыграть карту тактики. Если вам в военных картах (помните такие) пришла тактика вы можете ее разыграть и если у вас достаточно отрядов, получить с нее дополнительную силу. Действует всегда пока есть достаточно отрядов. Один круг она ваша эксклюзивная. Через раунд доступна для изучения всем. Действующая тактика всегда только одна

Скопировать тактику. Если есть доступные тактики (разыгранные другими игроками) можете их сделать одну своей. Стоит два военных действия

После идет фаза конца хода:

-17

Сбрасываете военные карты до количества военных действий (если у вас 2 доступных красных куба, то сбрасываете до двух)

Получаете очки культуры и науки по количеству их производства

Коррупция. в банке синих кубов у вас есть ячейки с значениями -2/-4/-6. Если в конце хода они у вас открыты то вы теряете количество руды по самому левому значению. Это мешает вам копить ресурсы, ведь чем больше у вас ресурсов накопленно на картах, тем больше вы можете потерять за счет коррупции

Производство еды. Получаете синие кубы на карты ферм где есть желтые кубы по их количеству (две фермы на стартовом планшете производят два синих куба, каждый синий куб означает количество еды которое указано на карте)

Потребление еды. Чем больше у вас убрано желтых кубов, тем больше у вас открыто пустых значений в банк. В нем также как в синих кубах есть ячейки с указанием сколько еды потребляет ваша нация. Чем больше людей тем больше они едят и тем сложнее накопить на новых рабочих

В игре три игровые эпохи и еще одна стартовая, и одна финальная. Фазы представляют из себя разные колоды карт технологий и военных карт.

Игроки ходят по очереди выполняя все фазы в свой ход. Итак пока не закончатся карты в колоде технологий эпохи. Тогда срабатывает конец эпохи. В этом случае игроки теряют по 2 кубика из банка населения (это является по сути понижение счастья и повышением потребления еды)  и сбрасывают все карты с руки эпох отличающихся от новой больше чем на один (при наступлении 3 эпохи скидывают карты эпохи 1 и более ранние). Берутся колоды новой эпохи и вперед в новую эпоху. Все также повторяется пока не кончится третья эпоха. Тогда наступает конец игры (обычно это последний раунд). После разыгрываются последние пять карт событий. И кто набрал больше культуры, тот победил

Об игре

В игре все связано с друг другом. Для новых рабочих нужна еда, для этого нужны фермы, которые дают еду, но для их постройки нужна руда, для которой нужно строить шахты, для которой нужны люди, а людей ограниченное количество и нет столько еды чтобы их произвести, тем более чем больше людей тем больше им нужно счастья, а для этого нужно строить храмы и прочие увеселительные заведения, которые конечно же требуют людей. А чтобы исследовать новые технологии нужны лаборатории, которые производят науку и конечно же требуют людей. А чем больше людей тем больше съедают и меньше остается на подъем населения. И вот так все и идет в игре. Действий в игре не хватает, ресурсов всегда в дефиците. Выбираешь развиваться в одном, проседаешь в другом. И так постоянно балансируя на грани ищешь лучший путь. И это я еще на рассказал о войне. Сложно представить себе войну и все что с ней связано, если это представлено в виде карт с цифрами и общей шкалы где представлена боевая сила каждой цивилизации. Но поверьте в игре вы будет чувствовать эту постоянную угрозу. Дело в том что в игре нет прямой возможности напасть по желанию. Все политические действия представлены в виде еще одной колоды. Оттуда вы будете добирать карты и если там попадутся карты агрессии или войны, то вы можете их сыграть в самом начале своего хода (это как раз фаза политики). И тогда вы сравниваете вашу боевую мощь и кто сильнее победил (это если сильно упрощать). Защитник может сыграть определенные карты защиты которые добавляют ему боевой силы, но если разрыв в силе достаточно большой то шансов на это немного. Поэтому эта шкала заставляет тебя следить чтобы не отстать сильно по боевой силе и тратить драгоценные ресурсы в виде людей и руды на армию. Также в игре есть события, которые или бьют по слабейшим или дают бонусы сильнейшим, что тоже бывает крайне неприятным и каждый стремится не быть этой нацией для битья и унижения. И в игре есть еще: чудеса (которые после постройки дают постоянные эффекты, но требуют больших вложений в виде руды действий); лидеры, которые дают разные возможности, но можно выбрать только одного на эпоху и формы правления, которые дают дольше кубов и иногда разные другие бонусы. И вот это все дает простор для разных вариантов действий, карт технологий ограниченное количество. Кто-то сможет получить необходимую, а кто-то останется без нее и вынужден будет выкручиваться. И всю игру решаешь одну проблему за другой стараясь не отставать и быть готовым к новым испытаниям. А ради чего это все? А ради культурного вклада который ваша нация внесет в мировую историю. Это очки культуры которые вы будете получать в процессе игры и которые ничего вам не дадут кроме того что они нужны для победы. И самая технологичная, промышленно обеспеченная цивилизация не обязательно выиграет. Потому что кто-нибудь будет больше вкладываться в культуру и в конце его будет уже просто не догнать. Всем любителям всего комплексного и сложного крайне рекомендую, но учтите, что сложность может приводить к параличу анализа (слишком много всего бывает можно сделать).

Игра - это балансирование между необходимым и попыткой где-то чуть вырваться вперед. Всегда будет не хватать действия/ресурсов/рабочих. Отстаете по науке, будете очень долго идти к новым технологиям, просядете по производству руды - долго будете копить на новую постройку, отстанете по еде - долго не будет новых рабочих. А еще и культуру надо поднимать, а тут ресурсов и на необходимое не хватает. Всегда это сложный выбор у которого будет много последствий. И всегда нужно следить за соперниками, что они берут, куда развиваются и что планируют. Потому что или кто-то сильно вырвется вперед по культуре, или станет внезапно сильным и начнет бить соседей. Тут не получится поиграть в свою песочницу, взаимодействие есть и может быть очень болезненным. Для игры без поля это очень необычно (для меня точно), когда вся игра идет на картах и планшетах, а чувство угрозы от соседей не пропадает всю игру. События и технологии в эрах отличаются и кроме того что становятся сильнее еще и вносят больше связи с историчностью. Крупные войны появятся только во вторую эру, больше карт колонизаций тоже, а в третьей эре можно построить глобальные чудеса света, которые приносят очень много культуры. Это создает в игре исторический контекст делая эры не похожими друг на друга

Самый большой минус игры (традиционно для меня) огромное время партии. Садится нужно с чувством что это на весь игровой день. После нее сыграть во что-то еще будет сложно, только что-то простое. Игра требует большого включения и анализа. Но ни минуты в ней мне не бывает скучно, это всегда планирование ближайшего будущего и реагирование на перемены. Любите сложные большие настолки, пробуйте однозначно. Недаром это игра в топ 20 лучших игр (по версии сайта BGG и когда-то была на первом месте)

А поиграть в эту прекрасную настолку вы можете на наших игротеках (в пространстве ПостМолодость) в Санкт-Петербурге

Ссылка на канал ПостМолодости https://t.me/postmolodost