Сегодня, 16 августа, родился художник Иван Билибин, который прославился своими волшебными и изысканными иллюстрациями к сказкам. Представление о Бабе-Яге, Иване-царевиче, Василисе Премудрой и других героях у многих сложилось именно по его рисункам.
Интересно, что о художнике Иване Билибине мог так никто и не узнать, потому что он собирался стать юристом. Он параллельно учился на юридическом факультете Петербургского университета и в рисовальной школе Общества поощрения художеств, занимался у Ильи Репина. И все же Билибин выбрал искусство.
Художник долго не мог понять, на какой теме ему сосредоточиться. Когда Билибин увидел картину Виктора Васнецова «Богатыри» на выставке молодых художников в 1888 году, он понял, что его тянет к воплощению образов русского фольклора на бумаге. Он много времени провел, путешествуя по городам русского севера, изучая архитектуру и фольклор. Художественная переработка древнерусского искусства и тенденций модерна воплотилась в особенный узнаваемый стиль Ивана Билибина.
Самой первой сказкой, к которой Билибин сделал иллюстрации, была «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Над ними он работал в 1899 году в деревне Егны Тверской губернии. Выбрал Билибин сказку о Жар-птице не случайно. Ее образ, как говорил художник, был ему близок – часто птица снилась ему именно накануне важных событий в жизни.
Многие современники Билибина, знавшие, как он работает, поражались его графическому мастерству. Друзья за идеальную твердую линию даже прозвали его «Иван – железная рука», дедь он никогда не использовал ни циркуль, ни рейсфедер. Билибин выполнял графический рисунок наподобие гравюры. Он набрасывал эскиз, затем уточнял композицию во всех деталях на кальке, потом переводил на бумагу. А уже после колонковой кистью проводил черной тушью четкий контур рисунка и переходил к краскам.
Билибинский стиль как нельзя лучше подходил для декораций спектаклей по мотивам русских сказок. Художник был знатоком старинных костюмов разных народов, изучал орнаменты и узоры. Среди его работ – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других постановок.
После революции Иван Билибин эмигрировал, продав практически все свои работы. Он жил и работал в Египте, Франции, Чехии, продолжал создавать иллюстрации и сотрудничал с театрами. Хотя за границей у Ивана Яковлевича была работа, он мечтал вернуться на родину, которая его по-настоящему вдохновляла. В 1936 году он переехал в Ленинград, преподавал в Академии художеств и продолжал создавать иллюстрации.
Когда началась блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны, художнику предложили эвакуироваться. Но он отказался, сказав, что из осажденной крепости не бегут, ее защищают. Иван Яковлевич старался до последнего работать, он создавал патриотические открытки для фронта, писал статьи.
Художник не пережил первую блокадную зиму. Он умер от голода 7 февраля 1942 года на 66 году жизни и его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств. На рисунке, созданном за несколько дней до смерти, сохранилась надпись Билибина: «Эти бы грибочки да на сковородку со сметанкой. Эх-ма».
Если статья оказалась для вас интересной - ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Школа рисования Enterclass". Узнавайте новое об искусстве и художниках, рисуйте в прямом эфире с известными мастерами, учитесь по видеоурокам и участвуйте в конкурсах.