Найти тему
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

Самый русский бал

Император Петр Великий был враг России и уничтожил все русское, как-то бороды, костюмы и т.д.

Конец 1902 года. Петербург. В следующем году у династии Романовых небольшой юбилей - 290 лет на российском престоле. Александра Фёдоровна уже родила четвёртую дочь, а наследника престола всё нет. Двор молодую императрицу недолюбливает. Да и ей самой до придворных сплетен и развлечений нет дела. Однако, все главные церемонии и ритуалы императорская чета соблюдает. Например, традицию балов после Рождественского поста.

В декабре 1902 года на завтраке у императрицы Павел Васильевич Жуковский, сын прославленного поэта и высказался о не любви к Петру Великому. Это его цитатой я начала статью.

На завтраке также присутствовал Владимир Борисович Фредерикс, которого очень возмутили слова Жуковского.

-2
стал за завтраком защищать нововведения Петра I, говоря, что если бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых, приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех.

В споре этом Жуковский был более красноречив. Страсть, с которой он рассказывал о красоте русских костюмов допетровских времён, разбудила интерес у Александры Фёдоровны. У неё родилась идея провести Костюмированный Русский бал. Императрица придумала, а двору исполнять. Не все восприняли эту идею с восторгом.

«2/15 января. Четверг
Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже 11 февраля. В этот вечер Шаляпин споет один акт из «Бориса Годунова» Мусоргского, и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег — шелковая камчатная ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам». Из дневника директора императорского Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского
Все участники костюмированного придворного бала-маскарада, 1903
Все участники костюмированного придворного бала-маскарада, 1903

Довольны-недовольны, но судьба бала была решена. Бал проходил в два этапа. 11 февраля состоялся Вечер.

гости собирались в Романовской галерее Зимнего дворца, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон»

Затем был концерт, на котором выступил Шаляпин, а после него танцевала Павлова. Шаляпин тоже был не благосклонен к этой затеи императрицы.

Забавно было видеть русских аристократов, разговаривавших с лёгким иностранным акцентом, в чрезвычайно богато, но безвкусно сделанных боярских костюмах XVII столетия. Выглядели они в них уродливо, и, по совести говоря, делалось неловко, неприятно и скучно смотреть на эту забаву, тем более что в ней отсутствовал смех
Опера М. Мусоргского «Борис Годунов». С дарственной надписью «Алексею Пешкову Федор Шаляпин 15/IV 907. «Шестой уж год я царствую спокойно, а счастья нет моей измученной душе» Борис». Коллекция Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Фонд Ф.И. Шаляпина
Опера М. Мусоргского «Борис Годунов». С дарственной надписью «Алексею Пешкову Федор Шаляпин 15/IV 907. «Шестой уж год я царствую спокойно, а счастья нет моей измученной душе» Борис». Коллекция Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Фонд Ф.И. Шаляпина

Если честно, мне не совсем понятно такое неприятие бала у Света. Наши великие князья явно не бедствовали и могли позволить пошить себе наряды. В юбилейный год для династии было логично почтить память первых Романовых. Может это была просто нелюбовь к императрице или всё же неприятие всего русского?

Николай II и Александра Фёдоровна
Николай II и Александра Фёдоровна

Николай II для бала выбрал себе костюм Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Для большей достоверности образа Великий Князь Сергей Александрович даже привез из Оружейной палаты настоящий золотой посох Алексея Михайловича.

-6

Для Александры Фёдоровны костюм придумал художник Евгений Петрович Пономарев в соавторстве с И.А. Всеволожским. На создание костюма художника вдохновила работа Богдана Салтанова 1671 г "Царица Мария Ильинична. Фрагмент иконы «Кийский крест с предстоящими»"

-7
Головной убор — кор́уна точно воспроизведен по форме, но иначе орнаментирован. Согласно воспоминаниям фрейлины Императрицы, баронессы Софии Карловны Буксгевден, «головной убор, по словам самой императрицы, был таким тяжелым, что за ужином она обнаружила, что не может даже наклониться к еде»
Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863 - 1924). Портрет императрицы Александры Федоровны
Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863 - 1924). Портрет императрицы Александры Федоровны

Костюм этот Александра Фёдоровна потом передала в театр для дальнейшего использования. Из дневника Ивана Александровича Всеволожского:

27 марта 1903 года записал в дневнике:
«Императрица передала мне свой костюм, в котором была на балу 11 февраля. Долгое время я не знал, что мне с ним делать. Наконец мадам Самокиш-Судковская пришла ко мне с письмом от Бориса Голицына, в котором сообщалось, что ей поручено написать акварель, изображающую Императрицу в костюме. С этой картины сделают хромолитографию для альбома, посвященного балу. Фотографии, которые сделал на балу Левицкий, не подошли. Их продавали на ярмарке, организованной Великой Княгиней Елизаветой Федоровной в Москве, платили за них 3 и 6 рублей. Я узнал, что ярмарка за 4 дня принесла в фонд бедняков Москвы 103000 рублей».

Мне так нравится сама идея этого бала. Ники и Алекс старались. И память предков почтили и дух русский. О благотворительности не забыли и всё равно были плохи для своих... Может я не права, но не народ устроил революцию. Их предали свои и за долго до 1917 года.
Сделать статью с другими яркими образами с этого бала?