Юлия Невская, постоянный автор нашего Russian Traveler, где я работаю, побывала в Хакасии, поговорила с местными, привезла множество интересных историй. Вот лишь одна из них.
"В пантеоне хакасов есть отдельное особенно почитаемое божество, богиня людей, которая защищает нас от невзгод и заступается за нас перед сущностями всех трех миров.
«Богиня Ымай – любимая в Хакасии. Она оберегает людей и защищает их перед богами. Мать матерей, воплощение женской силы. Считается, что ее проявление в мире — менгир Улуг Хуртуях тас», — рассказывает Павел Чураков.
В советский период многие менгиры забрали с исконных мест, но один все-таки вернулся обратно. Как только наступила перестройка, люди стали просить, чтобы им вернули Улуг Хуртуях тас, Великую каменную мать. В 1954 году ее забрали в нынешний Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова в Абакане.
До перестройки тоже поднимался вопрос о ее возвращении, но тогда люди только писали робкие запросы, а открыто требовать не могли. Услышали их в 90-е годы, а в 2003 году уже официально открылся музей одного памятника на исконном месте, том самом, где Улуг Хуртуях тас простояла тысячелетия.
«В Аскизском районе начали происходить непонятные вещи: наводнения, засуха. Корма для животных местные уже закупали в соседнем районе, это позор, потому что у них степи и чернозем. Начал умирать скот. Народ обратился к правительству с просьбой вернуть священное каменное изваяние на свое родное место. Когда ее вернули, все невзгоды прекратились», – рассказывает Игорь Курдюков, сотрудник краеведческого музея.
По словам сотрудников музея, Высота каменного изваяния 3 метра 2 сантиметра, под землей находится примерно 1 метр. Вес его 2 тонны 600 кг, а возраст около 4 – 4,5 тысяч лет. Изваяние сделано из белого песчаника, очень хрупкого материала.
«У нее высечено лицо, огромные открытые глаза, нос, рот, подбородок, азиатские скулы. На голове воинская шапка, характерная для наших территорий», — говорит Вероника Иптышева, сотрудник музея Улуг Хуртуях тас.
«У нее выделяется живот беременной женщины. На нем есть изображение. По одной из трактовок, с которой согласны шаманы, там высечена система трех миров».
По записям исследователя Миссершмидта, сделанным в 1722 году, здесь проводится один и тот же обряд, который мало изменился за последние века.
«К каменной матери приезжают с определенной просьбой, проходят 3 круга по часовой стрелке вокруг обелиска, делают подношения, становятся к ней лицом и говорят свою просьбу», – рассказывает Вероника.
Чаще всего к Великой каменной матери обращаются с просьбой о ребенке женщины, которые не могут родить. За изваянием в павильоне есть отдельная полка для игрушек. Работники музея рассказывают, что здесь сформировалась негласная традиция: все, кому Улуг Хуртуях тас помогла родить ребенка, привозят плюшевые игрушки. Их накапливается так много, что сотрудники отвозят игрушки в детский дом или отдают малоимущим семьям.
«Из всех мест для посещения Улуг Хуртуях тас у нас на первом», – рассказывает Анастасия Фалиц-Готлиб, историк и экскурсовод.
«Один раз приехала клиентка из Красноярска, сотрудник перинатального центра, и говорит: „Покажите мне эту женщину, которая дарит детей. У меня клинические рожают, у которых бесплодие — поставленный диагноз“.
Менгиры с разных частей Хакасии оказались в краеведческом музее, какие-то увозили против воли людей, как Улуг Хуртуях тас. Другие были в отдаленных местах, рядом с ними практически не осталось поселений, некоторые упали и их бы скрыло время под слоем земли.
«Под нами большое помещение, туда вход запрещен, там у нас стоят бетонные подпорки, которые держат здесь пол», – рассказывает Игорь Курдюков, стоя в зале каменных изваяний краеведческого музея.
«Вес одного каменного изваяния — 10 тонн, их здесь 60 штук. В музее имеется приказ, где больше 500 человек в этот зал заводить запрещено, полы нас могут просто не выдержать».
Каменные святыни из разных мест стоят рядами на первом этаже музея. Здесь и небольшие стелы и огромные менгиры.
«Глубокой ночью периодически срабатывают датчики движения, охрана не понимает почему», — продолжает Игорь.
«Есть одна странность: наш музей — 27 000 кв метров, а датчики движения срабатывают только в зале каменных изваяний. Сколько же они всего видели за эти тысячелетия!».
А вот тут и другие истории из Хакасии от Юлии Невской.