Найти тему
Индустриальный турист

Железноводск: ради чего стоит ехать в самый маленький город КМВ?

Оглавление

Кавказские Минеральные Воды, по большей мере, известны двумя городами: Кисловодском и Пятигорском. Именно туда едет основная масса туристов. Третий город КМВ - Ессентуки, славится своей минеральной водой, которую разливают по бутылкам и отправляют во все магазины страны. Однако есть на Северном Кавказе ещё один город-курорт - меньший, чем соседи, и куда менее известный. Я говорю о Железноводске!

Этому городу, как мне кажется, достаётся очень мало внимания со стороны туристов. Да что уж говорить - даже поезда сюда ходят гораздо реже, чем в другие города КМВ: Железноводск находится в стороне от основного транспортного узла, и в город идёт небольшая отдельная ж/д ветка от Пятигорска, работающая лишь по выходным дням.

Я вижу в этом некоторую несправедливость - на мой взгляд, Железноводск заслуживает куда больше внимания! Мне этот город понравился, и скажу даже больше: я могу (и буду) советовать посетить его каждому, кто планирует поехать на КМВ. Другое дело, что ехать туда имеет смысл лишь на пару дней, но об этом я чуть позднее расскажу вам ближе к концу статьи. Впрочем, к тому моменту вы и сами поймёте, что Железноводск - маленький и скромный городок!

История города Железноводск: основные вехи и главные достопримечательности города

Своё начало Железноводск берёт в 1810 году - именно тогда здесь, на склоне горы Железной, были впервые обнаружены минеральные источники. Их первооткрывателем стал выдающийся врач Фёдор Гааз - очень выдающийся человек, очень много сделавший для нашей страны! Правда основная его деятельность в те годы проходила в Москве, тогда как на Кавказ он просто поехал лечиться - и заодно изучить этот регион.

Путешествие у него выдалось очень продуктивным: он стал первооткрывателем источников минеральной воды, положивших начало городам Железноводск и Ессентуки. Вот только если последний начал развиваться лишь в 1820-х годах, то Железноводск сразу заинтересовал своей водой нуждающихся в лечении - с паломничества болеющих людей и началась история Железноводска!

Однако долгие годы Железноводск выглядел примерно так, как сейчас выглядят "дикие" источники вроде Джилы-Су: палатки, шалаши, ванны в виде ям, вырытых в земле, и полное отсутствие любой инфраструктуры! Таким город застал и Александр Сергеевич Пушкин - он побывал в Железноводске в 1820 году. В память об этом в городе был установлен памятник поэту, а также в честь него была названа Пушкинская галерея, но о ней чуть позднее - будем соблюдать хронологический порядок!

Памятник Пушкину, вдохновленный картиной Айвазовского "Пушкин у моря". Расположен в Железноводском курортном парке
Памятник Пушкину, вдохновленный картиной Айвазовского "Пушкин у моря". Расположен в Железноводском курортном парке

Развитие Железноводска началось в 1820-х годах: сначала по инициативе генерала Алексея Ермолова была создана Строительная комиссия, отвечавшая за благоустройство города. Однако в те времена Железноводска как такового ещё не было: существовало лишь несколько купален и небольшие просеки, представлявшие собой зачатки курортного парка. Первая городская улица появилась лишь в 1850-х годах - по ней туристы попадали в город из Пятигорска, принимали местную минеральную воду, после чего, чаще всего, уезжали обратно, так как полноценные постоялые дворы появились в Железноводске лишь в 1870-х годах.

Справедливости ради, стоит отметить, что помимо Пушкина в Железноводске бывал и Михаил Юрьевич Лермонтов. Но это и не удивительно: в Пятигорске он провёл очень много времени, так что и в Железноводск он тоже заезжал. Более того, последний день своей жизни поэт провёл именно в Железноводске - в доме на нынешней улице Семашко.

-3

Вот только эта табличка вызвала у меня некоторые сомнения: откуда в 1841 году в Железноводске полноценный кирпичный дом? Это противоречит основной линии истории развития города. Я поискал информацию и нашёл подтверждение моим сомнениям - данное здание было построено в 1860-1870-х годах, а Лермонтов бывал в доме, прежде стоявшем на этом месте. Вот только был он деревянным и с соломенной крышей (в Пятигорске сохранился похожий дом - в нём устроен музей Лермонтова, а вот в Железноводске - увы, прогресс взял своё).

-4

Однако это не отменяет того факта, что Михаил Юрьевич прожил в Железноводске свой последний день. И пускай город тогда был ещё не развит, но Лермонтову приходились по душе его воды - он принимал ванную в Железноводске едва ли не перед самой дуэлью!

-5

К концу века Железноводск превратился в полноценный город со всей необходимой инфраструктурой - у него даже был собственный водопровод. А в 1896 году была сооружена железнодорожная линия от Пятигорска до Железноводска - всего на два года позже основного участка (от Минеральных Вод до Кисловодска). Тогда же началось и развитие городской архитектуры - вот о ней и поговорим!

Самое известное сооружение Железноводска - Пушкинская галерея, возведённая в самом центре курортного парка в 1901 году - одновременно с Лермонтовской галерей в Пятигорске. Собственно, эти галереи можно назвать "родными братьями": строили их одновременно и по схожим проектам, вдохновляясь, в первую очередь, павильоном машинного отдела зодчего Померанцева со Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Однако отличия всё же имеются.

Пушкинская галерея
Пушкинская галерея

В отличии от Лермонтовской галереи, в облике которой преобладают готические черты, Пушкинская галерея выстроена в стилистике модерна: об этом нам говорит обилие округлых форм (арочные окна с витражами), характерные формы башенок, а также декор, основное настроение которого - растительные мотивы!

Нужно понимать, что в 1902 году модерн был новаторским стилем, который только входил в архитектурную практику нашей страны. То есть, автор Пушкинской галереи, архитектор Хржановский, создал в Железноводске очень современную для того времени постройку, что было большой редкостью для КМВ, где архитекторы тяготели к историзму и "театрализации" своих построек (зачастую курортная архитектура выглядит немного ненатурально, "сказочно", но к Пушкинской галерее это явно не относится).

-7

Все украшения выполнены из кованного железа, созданного на Петербургском металлическом заводе (существует в Северной столице и в наши дни, но под другим названием - "Силовые машины"), а также Варшавской производственной фирмой "Гостынский и К".

-8

Но самым явным отличие Пушкинской и Лермонтовской галерей является уже упомянутая мною ранее форма башенок: если в Пятигорске галерея увенчана стрельчатыми готическими башнями, то Пушкинская галерея в Железноводске имеет плавные завершения, отсылающие нас к лучшим образцам модерна (наиболее похожи они на башенки Витебского вокзала в Петербурге, строительство которого началось примерно в то же время, что и возведение Пушкинской галереи).

-9

Пушкинская галерея играла роль главной площадки для выступлений в Железноводске: на её происходили основные события в жизни города - от выступления гастролирующих актёров до провозглашения советской власти в 1918 году. В наши дни здание не утратило своей основной функции: сейчас галерея используется и как место для выставок, и как концертная площадка.

-10

Другой знаменитый памятник архитектуры Железноводска и, возможно, главный символ города - дворец Эмира Бухарского, построенный архитектором Иваном Байковым в 1912 году по заказу эмира Бухарского эмирата Сеида Абдулахада-хана.

-11

И тут я предлагаю сразу уточнить - какому именно эмиру принадлежала данная постройка, а уж потом поговорить об истории здания и об его архитектуре. Эмир Абдулахад-хан правил Бухарским эмиратом с 1885 по 1911 год. В те времена это государство уже находилось в вассальной зависимости от Российской Империи (наподобие Финляндии), а потому Эмир Бухарский имел звание в русской армии и был приближен к царской семье и русским дворянам.

Абдулахад-хан любил путешествовать и часто бывал в России, где он также занимался благотворительностью: на его средства были построены Соборная мечеть в Петербурге и Главные Нарзанные ванны в Кисловодске, а также ряд собственных имений - дом Эмира в Петербурга, дворцы в Ялте и в Железноводске.

Правда вот большая часть построек была возведена уже после смерти Абдулахад-хана, так что надзор за их строительством вёл его сын - Эмир Бухарский Сейид Алим-хан. Это актуально как для построек эмира в Петербурге, так и для дворца в Железноводске. Однако летняя резиденция на Кавказе новому эмиру была не особо нужна, а потому в 1913 году он решил передать её "Человеколюбивому обществу Марии Фёдоровны" - благотворительной организации императрицы. Так дворец Эмира Бухарского превратился в первый в Железноводске санаторий!

-12

Здание сохраняло свою санаторную функцию вплоть до 2017 года, когда оно было продано частному лицу, которое взяло на себя обязательства отремонтировать бывший дворец (процесс ремонта идёт прямо сейчас - это хорошо видно по моим фотографиям) и приспособить его под современную гостиницу без утраты исторического облика постройки!

-13

Ну и пару слов об архитектуре дворца Эмира Бухарского. Стилистически здание относится к неомавританскому стилю, что довольно логично - заказчиком был Эмир Бухарский, а потому и здание выполнено в восточной стилистике.

Украшения фасада были выполнены бухарскими специалистами: декор представлен в виде традиционных узоров узбекского народа и не менее традиционных для восточной архитектуры арабесок. Такой вот островок восточной культуры на Кавказских минеральных водах!

-14

Из других памятников дореволюционной архитектуры нужно отметить ещё две постройки - ванны Островского и Покровскую церковь.

Увы, но до первого здания я так и не дошёл, о чём сейчас жалею, ведь его автором является петербургский архитектор Павел Сюзор - автор целого ряда выдающихся построек Северной столицы, самая известная из которых - дом компании Зингер на Невском проспекте!

Архивное фото. Взято с сайта pastvu.com
Архивное фото. Взято с сайта pastvu.com

Кстати, в том, что для строительства этого здания в Железноводск был приглашён именно Сюзор, нет ничего удивительного - Павел Юльевич был энтузиастом развития сантехники и санитарного дела в Петербурге (с которыми в те времена в Северной столице дела обстояли очень плохо).

Архивное фото. Взято с сайта pastvu.com
Архивное фото. Взято с сайта pastvu.com

Другое здание - церковь Покрова Пресвятой Богородицы, было построено в 1917 году. Однако по своему назначению оно почти не использовалось - после революции здание приспособили под кинотеатр, а затем и вовсе снесли. Так Железноводск лишился своего главного храма.

В 1996 году был поднят вопрос о восстановлении храма. Однако на его месте в советское время был разбит сквер, а в его центре установлен памятник борцам за советскую власть. Сносить всё это ради строительства церкви не захотели - вместо этого был выбран куда более интересный вариант: власти города передали церкви пустующее здание "Новых ванн" - для переоборудования его в храм!

-17

В итоге исторические ванны 1912 года постройки отреставрировали и приспособили под новые нужды. Наружный облик здания изменился не особо сильно: над входом появилась новая главка, а главный купол обзавёлся завершением в виде креста.

Редкая метаморфоза - приспособление гражданской постройки под храм. А по внешнему виду здания и не скажешь: как будто его изначально строили для подобных изменений!

-18

Но вернёмся к истории Железноводска. В 1917 году он получил статус города, а через некоторое время в стране сменилась власть. Советский Союз сразу взял курс на развитие Кавказского курорта - только теперь он предназначался не для богатых туристов, а для простого народа. В связи с этим гостиницы и постоялые дворы утратили свою актуальность - им на смену пришли санатории, которых к 1927 году в Железноводске было уже 13 штук - огромное количество для столь маленького городка!

В 1936 году в Железноводске была построена каскадная лестница - одна из самых длинных лестниц во всём Советском Союзе! Её строительство поспособствовало стремительному развитию Железноводского парка, а вместе с ним - и всего города!

-19

Железноводская каскадная лестница уникальна тем, что она буквально прорезает лес, который официально является частью курортного парка, но на деле больше походит именно на лес: обилие деревьев при почти полном отсутствии пешеходных тропинок. Этим Железноводск и отличается от других городов КМВ - он словно находится в лесу, в окружении гор, и более походит на небольшое селение, нежели на полноценный курортный город с идеальными терренкурами и богатой инфраструктурой.

Кроме того, каскадная лестница интересна ещё и с точки зрения декора: каждый её пролёт украшен скульптурными группами или фонтанами!

Фонтан "Хозяйка Медной горы". Увы, воды в нём нет - слава богу, что скульптура в хорошем состоянии
Фонтан "Хозяйка Медной горы". Увы, воды в нём нет - слава богу, что скульптура в хорошем состоянии

Благодаря этим скульптурам спуск и подъём по этой лестнице не наскучивает: в процессе ходьбы ты внимательно рассматриваешь фонтаны, не обращая внимания на длину и количество ступеней каскадной лестницы.

-21

Ну а замыкает лестницу уже привычный для Северного Кавказа символ - орёл.

-22

И в советское время действительно лестница завершалась, упираясь в деревья. Выглядело это немного странно: обычно столь помпезные и грандиозные лестницы ведут ко входу или выходу в парк, тогда как в Железноводске она продолжалась узенькой дикой тропинкой - сразу появлялся эффект незавершенности.

Эту ситуацию исправили совсем недавно: в 2019 году прошла масштабная реконструкция каскадной лестнице, в ходе которой её продлили в 4 раза, доведя её до Курортного озера - искусственного водоёма, вырытого в 1950-х годах для нужд отдыхающих!

Каскадная лестница - вид с горы Железной
Каскадная лестница - вид с горы Железной

Таким образом, Курортная лестница приобрела логическое завершение, превратившись из просто достопримечательности ещё и в удобную дорогу, связывающую две основные точки Железноводска - Курортный парк и Курортное озеро!

Лично меня это нововведение очень удивило: для такого маленького города, как Железноводск, реализация столь грандиозного проекта - очень серьёзное событие, возможно - самое масштабное на КМВ за последние лет тридцать!

Новую Каскадную лестницу украсили не так роскошно, как старую, однако несколько памятных скульптур есть и здесь. Больше всего хотелось бы отметить бюст Гаазу - первооткрывателю Железноводских источников и, можно сказать, отцу-основателю города!
Новую Каскадную лестницу украсили не так роскошно, как старую, однако несколько памятных скульптур есть и здесь. Больше всего хотелось бы отметить бюст Гаазу - первооткрывателю Железноводских источников и, можно сказать, отцу-основателю города!

Впрочем, Железноводск стремительно развивается в наши дни и помимо Каскадной лестницы. В городе появляются новые точки притяжения, а старые достопримечательности восстанавливаются и реставрируются.

Фонтан с бюветницами - один из примеров новых достопримечательностей Железноводска
Фонтан с бюветницами - один из примеров новых достопримечательностей Железноводска

В первый раз я побывал в Железноводске в 2008 году, второй - в 2023. И разницу я ощутил сразу: за эти 15 лет город сильно изменился в лучшую сторону! В те времена он запомнился мне как совсем крохотный городок, который можно полностью обойти за один день.

В этом же году моё мнение о Железноводске кардинально изменилось: одно только Курортное озеро может занять вас на несколько дней: здесь вам и классные рестораны, и полноценный пляж, и катамараны на прокат - развлечения не хуже чем на море! А уж для КМВ это и вовсе выглядит как сказка: стоит вспомнить тот же Кисловодск, в котором до сих пор нет полноценного озера для отдыхающих, которые могли бы спрятаться в его водах от знойной летней жары!

Заключение

Ну и подводя итог данной статьи, хотелось бы дать точный ответ на вопрос, сформулированный в заголовке данной статьи: ради чего стоит ехать в Железноводск? И вот мой ответ:

  • ради классной архитектуры, которой тут не много, но которая способна удивить даже искушённого ценителя русского зодчества
  • ради возможности спрятаться от курортной суеты крупных городов вроде Кисловодска и Пятигорска - в Железноводском парке людей куда меньше, да и сам парк, на мой взгляд, более дикий
  • ради Курортного озера - одного из лучших мест для отдыха в КМВ, где вы можете и скупаться, и покататься на лодочке, и вкусно покушать в ресторане с видом на парк
  • ради одной из самых длинных лестниц в России, проходящей прямо через парк: идеальный спуск с возможностью подышать свежим воздухом обеспечен!

Так что приезжайте в Железноводск хотя бы на денёк - не пожалеете! Тем более, что добраться сюда проще простого: такси из Пятигорска стоит очень дешёво, а ехать из одного города в другой от силы полчаса!

Вид на гору Железную со стороны Курортного озера
Вид на гору Железную со стороны Курортного озера

Ну а ещё я бы искренно рекомендовал Вам подняться на гору Железную: это дело непростое, но очень захватывающее. Правда в этой статье я данный аспект совсем не упомянул, потому что "покорению" горы Железной будет посвящена моя следующая статья. Так что подписывайтесь на мой канал и ожидайте новых публикаций!

Спасибо за внимание!