Найти тему
Военно-технический сундук

Крейсера военно-морского флота Российской империи от Крымской войны до Первой мировой

Крейсера – это класс военных кораблей, способных выполнять самые разные задачи, как в составе флота, так и отдельно от него. В России в XIX и начале XX века «крейсерское дело» было развито не хуже, чем в самых «мореходных» державах того времени – Великобритании и Франции, а позже Германии и Японии. В статье в основных штрихах отмечены основные вехи и направления развития крейсерского флота России вплоть до Первой Мировой войны.

Самый знаменитый русский крейсер - "Варяг"
Самый знаменитый русский крейсер - "Варяг"

Крейсера как класс военных кораблей появились задолго до создания регулярных флотов, когда суда еще часто не разделялись на гражданские и военные. Каждый вооруженный, достаточно мореходный и быстроходный корабль был, по существу, крейсером. В своих длительных плаваниях они «искрещивали» море, от слова «крест» и происходит название кораблей этого класса.

Римские либурны, норманнские драккары, венецианские галеры и испанские талионы, каравеллы Колумба и галеасы «непобедимой армады» - все это крейсера разных исторических эпох. Предназначались они для морских сражений и авангардных боев, дальних плаваний, во время которых совершались великие географические открытия, служили экспедиционными и посыльными кораблями, несли разведывательную службу, охраняли свои торговые суда и захватывали корабли вражеские.

Древнеримская либурна - прообраз современных крейсеров
Древнеримская либурна - прообраз современных крейсеров

Следует заметить, что по мере развития торгового мореходства действия крейсеров на путях сообщений становились все более активными. Каперы, приватиры, корсары на законном основании (с патентом правителя своего государства) или просто на правах пирата охотились за чужими торговыми судами, став чуть ли не главными действующими лицами на морских дорогах. С каперской флотилии, обеспечивавшей защиту морского пути из Европы в только что отвоеванную у ливонцев Нарву, начинает создание флота Иван Грозный.

Драккары викингов
Драккары викингов

Примечательно, что с появлением регулярных флотов задачи крейсеров существенно не меняются. «Корсер во флоте - то же, что партизан при армии - он должен быть силен, быстр, увертлив и легок, как птица», - писал в свое время выдающийся корабельный инженер М. М. Окунев.

Каравеллы
Каравеллы

Постепенно задачи между крейсерами разграничиваются более четко, упорядочиваются их подклассы и типы. Самые мощные из них - фрегаты - становятся ближайшими помощниками линейных кораблей в линии баталии, авангардных и других боях, требовавших участия более маневренных и быстроходных кораблей, чем тяжелые и неповоротливые парусные линкоры. Фрегаты начала XIX века достигали внушительного по тем временам водоизмещения - до 1300 тонн, и несли на двух палубах от 40 до 60 гладкоствольных орудий. Для сравнения надо сказать, что водоизмещение каравелл не превышало 250 тонн.

Корсарский корабль
Корсарский корабль

Более легкие, чем фрегаты, корветы (500-600 т) с 20-30 пушками на верхней палубе служили для разведок и действий на морских путях.

Аналогичные и множество других разнообразных обязанностей выполняли различавшиеся размерами и типом парусного вооружения еще меньшие клипера, бриги, бригантины, шхуны, тендеры и люгеры.

Фрегат "Кагул" (1840 г.)
Фрегат "Кагул" (1840 г.)

Немало примеров активной боевой деятельности крейсеров хранит летопись русского флота. Выдающимися плаваниями и открытиями прославились они и в мирное время, увековечив свои названия на карте мира.

Корвет "Оливуца" (1841 г.)
Корвет "Оливуца" (1841 г.)

Применение паровой машины резко усилило роль крейсеров как быстроходных разведчиков, дозорных и посыльных судов. Появились и новые важные обязанности - буксировка при безветрии парусных линейных кораблей. Эти преимущества продемонстрировали на Черном море во время Крымской войны 1853-1856 гг. колесные фрегаты во главе с прославленным «Владимиром».

Пароходо-фрегат "Владимир" (1948 г.)
Пароходо-фрегат "Владимир" (1948 г.)

Однако винтовых крейсеров, таких как «Архимед» на Балтике (1848 г.), Черноморский флот получить уже не успел. Наступала эпоха броненосного кораблестроения. Ввиду резкого повышения стоимости кораблей и тяжелого финансового положения, России пришлось взять курс прежде всего на создание оборонительного прибрежного флота - плавучих броненосных батарей и мониторов. Активные же действия в океанах, практические плавания и защита тихоокеанского побережья возлагались на эскадры винтовых деревянных крейсеров, постройка которых шла несколькими сериями.

Так, достраивались заложенные еще во время Крымской войны 44-пушечные фрегаты типа «Полкан» (2316 т) и 53-пушечные типа «Громобой» (3200 т), 11-пушечные корветы типа «Боярин» (885 т) и 8-пушечные клипера типа «Разбойник» (615 т).

Полуброненосный фрегат “Генерал-Адмирал”
Полуброненосный фрегат “Генерал-Адмирал”

Наибольшим из русских паровых фрегатов был построенный в 1858 году в Америке 70-пушечный «Генерал-Адмирал», не уступавший по водоизмещению (5670 т) еще сохранявшимся в строю винтовым линейным кораблям и развивавший под парами скорость до 12,2 узлов.

Заключительные серии деревянных винтовых крейсеров с гладкоствольной артиллерией (1861-1862 гг.) представляли 51-пушечные фрегаты типа «Александр Невский» (4562 т), 17-пушечные корветы типа «Варяг» (2156 т) и 7-пушечные клипера типа «Жемчуг» (1585 т), имевшие скорость под парами от 10 до 12,5 узлов. Эти корабли, воспетые в морских рассказах К. М. Станюковича, сыграли важную роль в истории России. В 1862-1863 годах они вошли в состав двух крейсерских эскадр, направленных в Атлантический и Тихий океаны в ответ на угрозы Англии и Франции, предъявивших России ультимативные требования.

«Александр Невский» - винтовой фрегат, последний боевой корабль Российского императорского флота построенный из дерева.
«Александр Невский» - винтовой фрегат, последний боевой корабль Российского императорского флота построенный из дерева.

Идея создания мощного и вместе с тем относительно дешевого океанского крейсерского флота, приспособленного для уничтожения в случае войны торговых судов и отдаленных баз противника, прочно утвердилась в России. В расчете на одиночные или совместные действия и разворачивалось дальнейшее строительство крейсеров. Их главные отличительные особенности заключались в следующем: большие автономность и дальность плавания, обеспечивавшиеся использованием паровой машины в сочетании с парусным вооружением, а также наличием достаточных запасов всего необходимого, высокая скорость, для сохранения которой корпус обшивался медными или цинковыми листами против обрастания; мощная артиллерия с облегченной защитой.

С переходом на композитные (железный набор и деревянная обшивка), а затем полностью металлические корпуса, и на нарезные, заряжавшиеся с казенной части скорострельные орудия, а также с введением минно-торпедного вооружения, продолжается традиционное разделение крейсеров на основные подклассы - фрегаты, корветы, клипера. Соответственно определились и направления в их развитии: фрегаты дали начало тяжелым (броненосным), а корветы и клипера - легким крейсерам.

Клипер "Крейсер“ в кругосветном плавании 1875-1881 годов. С картины К. Н. Назимова
Клипер "Крейсер“ в кругосветном плавании 1875-1881 годов. С картины К. Н. Назимова

Начатая в 1873 году и законченная в 1881-м серия клиперов типа «Крейсер» мало чем отличалась от прежних: нарезные орудия, как и во времена Крымской войны, располагались на поворотных станках, парус все еще играл роль главного движителя. К этим небронированным крейсерам относился построенный в 1878 году в Америке на заводе Крампа клипер «Забияка», а также быстроходные пароходы Добровольного флота, которые в случае войны могли переоборудоваться в крейсера (это пароходное общество было создано на добровольные пожертвования после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.).

Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов", Россия, 1887 г.
Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов", Россия, 1887 г.

На корветах «Витязь» и «Рында», вступивших в строй в 1886 году, уже имелась броневая палуба, прикрывавшая машины и котлы. Эти корабли стали первыми русскими бронепалубными крейсерами. Построенный позднее, почти вдвое больший по водоизмещению «Адмирал Корнилов» претерпел первые внешние изменения - вместо привычного клиперского носа на нем по примеру броненосцев установили таранный форштевень, а открытый капитанский мостик заменили бронированной боевой рубкой. Скорость корабля составляла уже 16,59, а на форсированном режиме - 17,6 узлов.

Начавшееся интенсивное строительство броненосных крейсеров и первых эскадренных броненосцев отодвинуло бронепалубные крейсера на задний план: они появились лишь через 10 лет, и парусный рангоут на них уже отсутствовал.

Бронепалубный крейсер "Светлана"
Бронепалубный крейсер "Светлана"

Скорость «Светланы» и заложенных по программе 1895 г. «Дианы», «Паллады» и «Авроры» достигала 19-20 узлов. Уже лучшие характеристики имели построенные позднее крейсера «Варяг», «Аскольд» и типа «Богатырь»: в полтора раза увеличенное число 152-мм орудий главного калибра, 23-узловую скорость, большую дальность плавания. Строились они за границей по единому проектному заданию, но заметно отличались друг от друга толщиной броневого прикрытия артиллерии, имевшей тенденцию к увеличению, и постепенно снижавшейся дальностью плавания. Эти изменения объяснялись переходом от традиционных идей крейсерской доктрины к новым, продиктованным предвидением войны с Японией, и требовавшим участия крейсеров в боевых действиях в составе эскадры броненосцев.

Действительно, задуманные в качестве дальних разведчиков при эскадре (в расчете использовать их в случае необходимости и для крейсерских операций), эти корабли во время войны должны были вступать в единоборство с броненосными крейсерами противника.

Бронепалубный крейсер "Новик"
Бронепалубный крейсер "Новик"

Отражением новых идей явился и заказ на постройку малых бронепалубных крейсеров «Новик», «Боярин» и типа «Изумруд». Однако имея превосходство в скорости над соответствующими кораблями противника, наши легкие крейсера уступали в артиллерийском вооружении, что подчас ставило их в тяжелое положение.

Окончательный же перелом в сторону обеспечения требований эскадренной службы произошел уже после русско-японской войны - это нашло отражение в проектах крейсеров типа «Светлана» и «Адмирал Невельской».

Крейсер "Адмирал Невельской"
Крейсер "Адмирал Невельской"

Еще более существенную эволюцию претерпели броненосные крейсера. Построенные по инициативе русского адмирала А. А. Попова, внесшего очень большой вклад в отечественное кораблестроение, они явились первыми в мире кораблями такого типа.

Идея защиты крейсеров броней возникла не случайно: Англия продолжала строить мореходные броненосцы, встречи с которыми на отдаленных морских путях не сулили нашим небронированным кораблям ничего хорошего. Появились проекты рангоутных броненосных крейсеров: «Генерал-Адмирал» и «Александр Невский» (впоследствии «Герцог Эдинбургский»). К их типу примыкал заложенный еще раньше по образцу казематного броненосца «Князь Пожарский» и неоднократно перестраивавшийся «Минин». В конце концов оба эти рангоутных батарейных корабля перешли в класс броненосных крейсеров.

Рангоутный полуброненосный фрегат "Александр Невский", он же - "Герцог Эдинбургский". Корабль назван в честь герцога Эдинбургского Альфреда, второго сына королевы Виктории и зятя Александра II
Рангоутный полуброненосный фрегат "Александр Невский", он же - "Герцог Эдинбургский". Корабль назван в честь герцога Эдинбургского Альфреда, второго сына королевы Виктории и зятя Александра II

Новым шагом стал так называемый полуброненосный фрегат «Владимир Мономах», начавший строиться в 1881 году по улучшенным чертежам «Минина». Кроме броневого пояса он имел броневую палубу и отличался высокой скоростью - 11,5 узлов. Созданные в противовес таким кораблям английские крейсера типа «Имперьюз» обусловили постройку в России крейсера «Адмирал Нахимов» с артиллерией (как и у тогдашних броненосцев) в барбетных установках.

Крейсер "Владимир Мономах",фото около 1900 г.
Крейсер "Владимир Мономах",фото около 1900 г.

«Память Азова» начал новую ветвь в развитии отечественных океанских крейсеров. Последовательное развитие этого типа привело к появлению «Рюрика», «России», а затем и «Громобоя», построенного уже в преддверии русско-японской войны. И здесь крейсерская доктрина сталкивалась с противоречивыми требованиями участия крейсеров в эскадренном сражении. На последнем особенно настаивал адмирал С. О. Макаров, доказывавший, что всякий корабль должен быть пригоден для участия в совместном бою с броненосцами, и что крейсера типа «Рюрик» водоизмещением 12 000 тонн не могут выполнять при этом лишь роль статистов или разведчиков.

Крейсер "Память Азова"
Крейсер "Память Азова"

В соответствии с новыми требованиями бронирование «Громобоя» было значительно более полным, но сам конструктивный тип корабля, хотя и утративший вместе с «Россией» парусный рангоут, существенно не изменился, повторяя общую схему крейсера «Память Азова». К новому типу броненосного крейсера, в котором уже на стадии проектирования учли требования эскадренного боя, относился «Баян», где впервые после барбетных установок «Адмирала Нахимова» появились башни для 203-мм орудий. В 1904-1905 гг. по его чертежам закладывается «Адмирал Макаров», а также названные в память затопленных в конце 1904 г. в Порт-Артуре кораблей «Баян» и «Паллада».

Крейсер "Громобой"
Крейсер "Громобой"

Опыт боевых действий в русско-японской войне воплотился в проекте броненосного крейсера «Рюрик», ставшего гордостью русского флота. По типу он приблизился к новому классу подлинно эскадренных, линейных крейсеров.

Броненосный крейсер "Рюрик"
Броненосный крейсер "Рюрик"

Вызванные войной финансовые затруднения и организационные неурядицы задержали воссоздание флота. Так, постройка линейных крейсеров типа «Измаил» началась лишь в конце 1912 года. К началу 1917-го. головной корабль имел свыше 60% готовности. Проекты достройки и переоборудования этих крейсеров так и не удалось осуществить, и в 1922 году их продали на слом. Однако опыт создания кораблей этого типа пригодился судостроителям в годы постройки мощного океанского флота СССР.

Линейный крейсер "Измаил" - его проект и спуск на воду в 1915 году. Корабль так и не был достроен, и пошел на слом в 1926-м. Был, правда, проект достройки его в качестве авианосца
Линейный крейсер "Измаил" - его проект и спуск на воду в 1915 году. Корабль так и не был достроен, и пошел на слом в 1926-м. Был, правда, проект достройки его в качестве авианосца

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФЛОТУ:

Рассказ о несостоявшемся немецком авианосце «Граф Цеппелин»

Самый первый в мире авианосец построили японцы. Cколько их было у них во время Второй Мировой войны?

Океанские подводные лодки сухопутной армии Японии. Зачем самурайские генералы их строили и как использовали?

Как два русских флота спасли США от поражения в гражданской войне в 1863 году

Почему маленький бриг «Меркурий» во время русско-турецкой войны 1828-29 гг. победил два огромных турецких линейных корабля?