Строительный рынок, в том числе, строительство загородных домов – одна из наиболее просевший сфер в 2022 году. Да и в 2023-м спрос восстанавливается не слишком активно – так, даже на фоне обычного сезонного подъема рост составил всего 5-10%, что куда меньше, чем рассчитывали девелоперы и риэлторы. Как в таких условиях выживают производители лестниц и деревянной мебели? Обсудили с владельцем компании «Евролестницы» Леонидом Чаловским, который в прошлом году запустил новый цех:
«Конечно, мы не остались в стороне от происходящего. Весь инструмент – импортный. Станки – импортные. Смотрел российские варианты – в части оборудования их просто нет, пришлось покупать китайские. Хорошо, что у нас пока нет необходимости что-то менять, иначе вылетит в копеечку. Вот лакокраску, к счастью, производят в России – но и там компоненты импортные! Поэтому ее цена выросла на 20-30% – вместе с курсом доллара. Для нас если себестоимость покрытия раньше составляла 300 рублей за кв. м., то теперь 450. В среднем 25% в стоимости готовой продукции составляет стоимость материалов. Древесина пока не дорожала. Поэтому незначительно, но и нам пришлось поднять цены.
Но в целом спрос есть. Не готов обсуждать конкретные финансовые показатели, но работаем в плюсе. Спасло два фактора. Во-первых, мы работаем в сегментах средний+ и премиум. А в них и доходы падают медленнее, и с материалами все же меньше проблем: ДСП, используемое в экономе, клей – все это очень сильно подорожало. Во-вторых, еще в 2018 году, после того, как сгорел наш цех (DF подробно писал об этом), мы начали производить деревянную мебель – без особой надежды на какой-то ощутимый заработок, скорее «для поддержания штанов». Произошло это буквально так: те, кто заказывали у нас лестницы, знали о случившемся, сочувствовали и говорили: «А давайте еще что-нибудь у вас закажу, чтобы поддержать?». Но не вторую лестницу же заказывать. И мы начали по мелочи делать мебель. Сейчас же это направление стало фактически основным. Лестницы – это для двухэтажных домов, а мебель можно ставить и в одноэтажные, и в квартиру. И необязательно в новые – можно просто обновить интерьер. Поэтому когда строительство новых домов, а, вместе с ним и спрос на лестницы, начали проседать, то производство мебели выручило. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Все происходящее нас чему-то учит и дает нам что-то новое. А в прошлом году мы улучшили технологический процесс – запустили отдельный покрасочный цех. А что, сидеть всего бояться, как «премудрый пискарь» в одноименной сказке? Жил дрожал, умирал дрожал… Надо продолжать работать, а то можно всю жизнь осторожничать и ничего не делать».
De Facto - Воронеж: экспертиза и аналитика Подписаться