Один из основателей компании Sony изобрел уникальную методику воспитания детей раннего возраста
Согласно теории Ибуки, малыш впитывает знания как губка, а сложные задачи даются ему легко и играючи. От родителей требуется только одно — использовать это время с максимальной пользой.
В своей книге «После трех уже поздно» (издательство «Альпина»), ставшей бестселлером, Масару Ибука подробно описал принципы родительского подхода к развитию личности и творческого потенциала маленького ребенка.
Принцип № 1: В детском саду будет уже поздно
Главная идея книги Масару Ибуки — способности и характер человека формируются в первые годы жизни, а не достаются от рождения. Иными словами, никто не приходит в этот мир «умным» или «глупым» — потенциал человека зависит от стимуляции развития клеток мозга в первые три года.
Кроме того, родители часто совершают одну и ту же ошибку. Они предоставляют малышу возможность делать все, что он захочет, а затем резко превращаются в строгих воспитателей, когда он идет в сад или школу. При этом Ибука отмечает, что раннее развитие не воспитывает гениев. Оно ставит перед собой другую задачу — помочь ребенку развить его безграничные потенциальные возможности, наделить гибким умом и высоким уровнем эмпатии. Совокупность этих качеств сделает малыша счастливым и помогает увереннее чувствовать себя в этом мире.
Принцип № 2: Детям незнакомо понятие «трудно»
Для малыша одинаково ново все: родной язык и иностранный, детская песенка или классическая музыка, цветная картинка или полотно великого художника. В силу возраста он не понимает, что вещи, которые ему показывает взрослый, на самом деле «сложные». Кроме того, еще до приобретения навыка анализа информации дети уже умеют узнавать предметы по образам: определять лицо мамы среди других, запоминать марки автомобилей без знания букв и т. д.
Ибука пишет, что мозг младенца — белый лист бумаги. Только от родителей зависит, что на нем «отпечатается» в первую очередь. Автор советует показывать ребенку не только простые картинки, но и знаменитые полотна. Это сформирует эстетические потребности и заложит основы дальнейшего понимания искусства.
Читайте также: Полиглот с пеленок: стоит ли учить иностранный язык с года
Принцип № 3: Позвольте ребенку знакомиться с этим миром
Масару Ибука, как и Мария Монтессори, придерживается мнения, что для развития ребенка вредно целый день лежать в кроватке или коляске. Развешенные погремушки не удовлетворяют потребность в сенсорных ощущениях, а сам малыш знакомится с миром очень медленно.
Писатель рекомендует родителям класть ребенка в наклонном положении, предоставляя ему обзор. Для этого подойдут качели, гамак или кокон. Кроме того, чем «скучнее» комната, тем хуже для развития интеллекта. Дети, которые проводят первые месяцы жизни в помещении без ярких элементов в интерьере или посторонних звуков, развиваются медленнее сверстников и в среднем отстают на несколько месяцев. Отставание возможно преодолеть, но «это потребует усилий и давления на маленького ребенка».
Читайте также: Какие игрушки и зачем нужны младенцу
Принцип № 4: Помогите ребенку стать самостоятельным
От обилия игрушек в магазинах глаза разбегаются не только у детей, но и у взрослых. Мы тратим деньги, а затем разочаровываемся, когда ребенок теряет интерес к покупке. Ибука пишет, что по-настоящему дети испытывают привязанность к игрушкам, которые собирают сами. Это может быть сборная кукла, легкий конструктор, моделька машины — такие вещи дарят радость от проделанной работы и чувство достижения.