Предприниматели из Астрахани, Казани и Санкт-Петербурга рассказали, как им удалось получить от государства грант, субсидию и бесплатное помещение.
Субсидия для производителя вяленых томатов
Астраханская компания TomTom выпускает вяленые томаты и продукцию из них. На март 2023 года она производила по 60 000 банок продукции в неделю. Годовой оборот компании — 100 млн рублей.
Идея бизнеса появилась после того, как Константин Анисимов и его партнер Александр Давыдов потеряли 50 млн рублей на ферме по выращиванию овощей в Волгоградской области. Из-за устаревших технологий, болезней растений, нехватки складов и недисциплинированных сотрудников овощи не удавалось выращивать и хранить в нужном для крупных сетей объеме.
Тогда предприниматели решили сменить вектор и перерабатывать помидоры — основную культуру на ферме. В качестве основного продукта выбрали вяленые томаты: эта закуска очень нравилась Анисимову.
Вялить овощи на солнце, как это делают, например, в Греции, невозможно: не позволяет погода. Стандартные печи и сушилки не подходят, так как это обходится слишком дорого. По подсчетам партнеров, только на электричество в год уходило бы 36 млн рублей.
Чтобы вялить помидоры в промышленных масштабах, предприниматели разработали свою технологию: идею подсмотрели у лесников, которые сушат пиломатериалы потоком горячего воздуха.
Бизнес стал быстро развиваться. Сейчас продукцию компании можно встретить почти во всех крупных торговых сетях в Москве и Санкт-Петербурге, Центральном регионе, а также в Новосибирске и Екатеринбурге.
К 2022 году объем перерабатываемого сырья превысил 50 тонн, и понадобилась новая техника, чтобы увеличить производственные мощности. В этот момент предприятие получило субсидию на покупку отечественного технологического пищевого оборудования.
«Это какая-то невероятная программа: государство субсидирует до 70% стоимости техники. Закупка оборудования для нас — существенная статья расходов, так что программа нам очень помогла. Благодаря такой помощи мы сможем сделать очередной рывок».
Константин Анисимов
К концу 2023 года в TomTom планируют достичь оборота в 150 млн рублей.
Бесплатное помещение 220 м2 для бренда одежды
У сына Далии Гайнановой ДЦП. Когда ему было пять лет, она убедилась, что одежда для здоровых детей ему больше не подходит, а вещей для детей с особенностями практически нет. Тогда Далия решила шить их сама и заодно помочь мамам, которые тратят несколько часов в день, чтобы одеть и раздеть ребенка. Так в Казани появился бренд адаптивной одежды для детей GT dress.
По итогам 2022-го оборот компании — 10 млн рублей в год, в штате 15 сотрудников. Но начинала Далия одна. Стартовым капиталом были 110 000 рублей, которые она выручила с продажи инвалидной коляски своего сына. Деньги вложила в закупку материалов и оборудования для предприятия, а сына долгое время носила на руках. Производство ютилось на 20 кв. м — аренда помещений с большей площадью была предпринимательнице не по карману.
В 2018 году Далия рассказала о своем бизнесе и его проблемах на брифинге с министром экономики Татарстана. Мэр Казани подключил Фонд поддержки предпринимательства, и предприятию на пять лет предоставили в безвозмездное пользование помещение в 87 кв. м. Еще фонд помог с сертификацией продукции: оплатил все расходы и взял на себя оформление документов.
Благодаря новому помещению удалось расширить линейку одежды: теперь выпускают боди, кофты, безрукавки, штаны, пуховики, угги, платья, толстовки, комбинезоны и даже костюмы для мам. Так вышли на среднемесячный оборот в 1,2 млн рублей.
В 2023 году компания снова получила господдержку: город предоставил новое бесплатное помещение площадью 220 кв. м. Бизнес будет оплачивать только коммунальные услуги.
700 000 ₽ на запуск арт-мастерской
Илья и Настя Желтяковы владели двумя большими хостелами на 80 человек каждый. Бизнес им наскучил через четыре года после открытия, в 2020 году, они его продали и купили избу в лесу за 300 км от Санкт-Петербурга. Сначала супруги приезжали в эти глухие места отдохнуть, а потом создали клуб авторских путешествий «Лес и Ветер».
Предприниматели организуют путешествия туда, куда никто больше не предлагает — на Кольский полуостров и в вепсские деревни, которые находятся между Ладожским и Онежским озерами. Гости ходят в баню по-черному, пробуют традиционные блюда и любуются местными красотами. Это «приключенческий туризм» — нишевое направление с определенной степенью риска, как, например, восхождение в горы.
«Если у тебя сломалась машина под Питером, ты всегда можешь позвонить друзьям или в десятки сервисов. Если у тебя сломалась машина в вепсском лесу, ты попал, мягко говоря, в сложную ситуацию. Для наших путешественников все эти нарушения в программе — лучший поворот. Мост унесло? Кайф, значит, едем через другую деревню на тракторе!»
Илья Желтяков
У клуба авторских путешествий обороты около 1 200 000 ₽ в месяц, из них прибыль — в среднем 400 000 ₽.
«Лес и Ветер» — социальный бизнес. Основатели клуба хотят сохранить и развивать веппские деревни, поэтому они дают работу местным жителям и восстанавливают старинные дома. В одном из них в ноябре 2022 года открыли арт-резиденцию «Изба», где работают художники, писатели, фотографы, режиссеры, медиаперформеры и другие творцы. Они пишут картины, создают арт-объекты и снимают фильмы.
В арт-резиденцию супруги Желтяковы вложили 2 000 000 ₽ своих денег, а еще 700 000 ₽ — грант от Президентского фонда культурных инициатив.
Больше полезных материалов для предпринимателей — в «Бизнес-секретах».