Часто встречается распространенный стереотип, будто всё советское звуковое кино при Сталине — это исключительно соцреализм про колхозников, рабочих или революционеров, приправленный иногда байопиками о гениальных фигурах прошлого. К счастью, в реальности это не так, и кино СССР в 30-е годы отличалось довольно серьезным разнообразием.
Если про кинематограф более или менее привычный мы уже говорили выше, то с лентами другого формата стоит разобраться отдельно. В первую очередь коснемся зарождения жанрового кинематографа, ибо именно во время первых пятилеток возникают целые направления, закрепившиеся на десятилетия.
Михаил Ромм в 1936-м году снимает фильм “Тринадцать”, который становится одним из отцов-основателей истерна (вестерна на советский манер), в котором красноармейцы среди песков Средней Азии воюют с разбойниками-басмачами. В некоторых источниках утверждается, что идея создания подобного рода кино пришла в голову лично Сталину, когда он посмотрел “Потерянный патруль” Джона Форда. Сам Ромм вспоминал как Борис Шумяцкий сообщил, что “один товарищ, кто именно, не имеет значения, видел одну американскую картину. Действие происходит в пустыне, американский патруль погибает в борьбе с туземцами, но выполняет долг. Картина империалистическая, истеричная, но высказано мнение, что нужно сделать примерно в этом роде о наших пограничниках”. Было ли что-то подобное в реальности или нет, но “Тринадцать” заложил основу традиции, которая потом породила и “Белое солнце пустыни” Мотыля, и “Свой среди чужих, чужой среди своих” Михалкова, и “Седьмую пулю” Хамраева.
Полноценное развитие получает комедия, в первую очередь благодаря усилиям Григория Александрова и Ивана Пырьева. “Трактористы” и “Веселые ребята”, “Волга-волга” и “Свинарка и пастух”, “Цирк” — эти фильмы на долгое время установили стандарт мейнстримного комического кино для советского зрителя. Причем героями в этих историях всегда выступают простые люди, работающие на производствах или в сельском хозяйстве, что приближало их к посетителям кинотеатров (это опять возвращает нас к вопросу взаимодействия концепций личности в истории и народных масс).
Даже фантастика встречалась в эту эпоху! Например, на студии “Межрабпомфильм” Александр Андриевский поставил “Гибель сенсации” — ни много ни мало, картину про роботов и восстание машин! По сюжету в зарубежной капиталистической стране профессор Джим Рипль разрабатывает роботов, которые по идее должны помочь снять с рабочих тяжесть сурового физического труда и ускорить падение капитализма, но, разумеется, империалисты придерживаются иной точки зрения, и технологии становятся разменной монетой в классовой борьбе (сегодня эти дискуссии могут быть отнесены к нейросетям).
Александр Птушко, взяв первую часть романа Джонатана Свифта “Путешествие Гулливера” и адаптировав его для семейного просмотра и под современные реалии, закладывает фундамент детского фэнтези в ленте “Новый Гулливер” (1935). Пионер Петя Константинов попадал в воинственную и капиталистическую Лилипутию, а его удивительные приключения показывались чрезвычайно эффектным для тех времен методом совмещения живого актера с макетами и покадровой анимацией.
Был и редкий случай фантастики о полетах к звёздам: картина Василия Журавлева “Космический рейс”. К сожалению, фильм был выпущен в немом варианте (один из последних примеров доживавшего свой век Великого Немого), однако это не помешало ему стать важнейшим событием не только в отечественной, но и в мировой кинематографии. Во-первых, в создании сценария принимал деятельное участие Константин Циолковский, в связи с чем научная сторона сюжета стояла на большой высоте. Во-вторых, применение передовых на тот момент технологий (те же макеты и комбинированные съемки) позволили создать волнующее повествование о невиданном космическом полете.
Наконец, порой появлялись проекты, которые вообще очень трудно идентифицировать с жанровой или эстетической точки зрения — такие как “Аэроград” Александра Довженко. С одной стороны — это историко-революционный фильм про борьбу честного советского народа с интервентами и контрреволюционерами. С другой стороны — это фантастика о строительстве небывалого города самолетов, где должны в больших количествах летать воздушные суда. И чего в нем только нет! Даже японские самураи-интервенты прилагаются!
Это лишь часть фильмов, которые знает история советского кино об этом периоде, и которые опрокидывают стереотип об абсолютном торжестве теории социалистического реализма (тем более в его вульгарном прочтении). Правда стоит сделать оговорку: такое разнообразие форм характерно не для всего сталинского периода, а именно для довоенного времени.
Продолжение следует.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!