Вопреки многим стереотипам, СССР эпохи первых пятилеток не находился в международной изоляции. Наоборот, Страна Советов старалась занять важное место в мире не только с точки зрения идеологического направления, но и с точки зрения рынка. Индустриализация проводилась в значительной степени благодаря активному ввозу иностранной продукции (чтобы наладить собственные производства), но происходил активный контакт и по линии кино.
Так, в 1929-м году Сергея Эйзенштейна, Григория Александрова и оператора Эдурда Тиссэ отправляют в большое зарубежное турне, дабы изучить работу индустрии капиталистических стран. Они проехали Швейцарию, Германию, Бельгию, Нидерланды, Великобританию, Францию, а в 1930-м году оказались даже в Голливуде, где Эйзенштейн заключил контракт со студией Paramount на разработку нескольких сценариев (ни один из них не был поставлен). Левый писатель Эптон Синклер даже предоставил им финансы для того, чтобы команда советских кинематографистов могла снять в Мексике эпопею “Да здравствует Мексика!” о борьбе мексиканского народа за свободу.
Однако для завершения работы денег не хватило, а обращение Эптона Синклера к Сталину встретило весьма прохладный ответ (телеграмма от 21-го ноября 1931-го):
“Эйзенштейн потерял доверие его товарищей в Советском Союзе. Его считают дезертиром, который порвал со своей страной. Боюсь, люди здесь вскоре потеряют к нему интерес. Очень сожалею, но все эти утверждения являются фактом”.
Столь резкие выражения, вероятно, вытекали из временной оценки ситуации, плюс к тому, скорее всего, накладывался конфликт Эйзенштейна с Борисом Шумяцким (об этом ниже). Однако уже во второй половине 30-х Эйзенштейн снова занимает важнейшие высоты в советском кино, а за исторический байопик “Александр Невский” (1937) даже получит орден Ленина и Сталинскую премию. Про “Да здравствует Мексика!”, однако, пришлось забыть — картина так и не была завершена Эйзенштейном, хотя и вышла сильно позже без авторского монтажа.
Примерно в то же самое время инициативный организатор и амбициозный начальник Главного управления кинопромышленности Комитета по делам искусств СССР Борис Шумяцкий направляется на ознакомительную поездку в Голливуд уже для того, чтобы изучить промышленную сторону вопроса. Несмотря на то, что сама по себе идея коммерческого кинематографа Шумяцкому, разумеется, была чужда, принцип организации кинопромышленности США наталкивает его на размышления о гипотетически возможном советском киногороде. Шумяцкий увлекся идеей создания так называемого “Советского Голливуда”, который предполагалось разместить в регионе, сочетающем разные типы местности и обладающем длительностью дневного периода. Проект предполагал строительство подобного города кинематографистов в Крыму, а его мощь должна была дойти до создания нескольких сотен фильмов в год. Но мечтам Шумяцкого не суждено было сбыться — в 1937-м году идею отвергли в Совнаркоме СССР как слишком дорогостоящую.
Тем не менее опыт, полученный Шумяцким и Эйзенштейном за границей оказал значительное влияние на организацию студийной системы в Советском Союзе: сложилось аналогичное разделение на производственные цеха, полноценные креативые отделы и т.д. Даже сформировалась собственная система кинозвезд! Хоть советские кинематографисты никогда бы не признали, что это звёзды в западном понимании, однако Орлова, Ладынина, Крючков, Бабочкин, Чирков стали именно звёздами, появления на экране которых отечественный зритель ждал снова и снова.
Но не только советские деятели ездили на Запад. В рамках кампании по дипломатическому признанию СССР (Соединенные Штаты признали его официальным государством только в 1933-м году с приходом администрации президента Франклина Рузвельта) в Советский Союз приезжает звезда Голливуда, один из комедийной группы братьев Маркс — Харпо Маркс (есть что-то забавное в том, что комики были однофамильцами Карла Маркса, чей портрет можно было увидеть чуть ли не в любом советском учреждении).
В своей автобиографии Харпо Маркс написал много всяких небылиц о посещении СССР, в частности даже рассказывал, будто бы он во время поездки работал на ЦРУ и похищал для спецслужб ценные сведения. Впрочем, к этим заявлениям стоит относиться скептически, учитывая, что их пишет экстравагантная звезда комедий “Утиный суп”, “Ночь в опере” или “День на скачках”.
В 1935-м проходит первый Московский международный кинофестиваль, и он отнюдь не превращается в сугубо внутреннюю советскую историю: свои фильмы отправляют Кинг Видор («Хлеб наш насущный»), Джордж Кьюкор («Маленькие женщины»), Александр Корда («Частная жизнь Генриха XVIII»). Леонид Трауберг также вспоминал, что в 1937-м в СССР приезжали знаменитый режиссер Фрэнк Капра («Эта замечательная жизнь») и сценарист Роберт Рискин («Мистер Дидс переезжает в город»).
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!