Однажды на страницах этого блога мы решили обратиться к истории советской кинематографии с момента самого ее зарождения и проследить, в каких уникальных обстоятельствах она складывалась, как она отражала общество молодой Республики Советов. И начали мы с кинематографа 1920-х годов в статье от далекого 2018-го года. Для более объемного понимания настоящего материала не лишним будет прочесть и первый текст, впрочем это необязательно.
Советское кино периода Великого Немого хоть и стало умопомрачительным прорывом, показавшим всему миру силу революционного искусства, все же не решило важнейшей задачи, возложенной на него большевистским руководством — не смогло стать по-настоящему массовым, народным явлением. Искусство авангарда должно было стать искусством миллионов в течение следующего десятилетия, 1930-х годов. Это была драматичная и трагическая эра не только для кино, но и для всего советского общества. И едва ли нашелся бы вопрос, который бы не вставал перед нами во всех своих противоречиях.
Попытка проникнуть в суть происходящих явлений в кино СССР эпохи первых пятилеток заставляет нас критически подойти к стереотипам, поджидающим на каждом шагу. Постараемся обойтись без пресловутых “миллиардов расстрелянных лично Сталиным” и утверждений о том, что на всех уровнях были “троцкистско-зиновьевские контрреволюционные предатели”. Конечно, в рамках статьи не получится дать всесторонний анализ, однако представить вдумчивый обзор — обещаем. И в подтверждение своих слов снабдим текст большим количеством цитат, дабы тезисы не звучали голословно.
Советский кинематограф 1930-х будто соткан из удивительных парадоксов. Но именно это и дает наиболее богатую пищу для размышлений, ибо, чем черт не шутит, может какие-то из рецептов 90-летней давности могут прийтись кстати в совсем других обстоятельствах.
Подготовка почвы
В самом конце 1927-го года в Москве проходил XV съезд ВКП (б). Генеральный секретарь ЦК партии Иосиф Сталин, помимо множества других вопросов, в своем выступлении вдруг продолжает мысль уже разгромленного на этом же съезде Льва Троцкого о возможностях кинематографа (и даже повторяет идею бывшего наркомвоена о потенциальной замене водки кинематографом, но делает более ощутимый фокус на экономике):
“Я думаю, что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело, вместо водки, такие источники дохода, как радио и кино. В самом деле, отчего бы не взять в руки эти важнейшие средства и не поставить на этом деле ударных людей из настоящих большевиков, которые могли бы с успехом раздуть дело и дать, наконец, возможность свернуть дело водки”.
XV съезд также принял директивы по составлению первого пятилетнего плана (пятилетки) развития народного хозяйства, включавшего и курс на индустриализацию страны. Среди прочих векторов работы большевики рассматривали и широкомасштабное реформирование кинематографа.
ВКП (б) пришла к выводу о необходимости более серьезного надзора за кинематографической отраслью. Так постановление ЦК “Об укреплении кадров работников кино” от 1929-го года гласит:
“Задача партии — всемерно усилить руководство работой киноорганизаций и, обеспечивая идеологическую выдержанность кино продукции, решительно бороться с попытками приспособления советского кино к идеологии непролетарских слоев. <…> … имеет место несогласованность художественно-идеологического руководства между главреперткомом и киноорганизациями”.
Документ также предписывал подключать к работе пролетарских и крестьянских писателей; активно вовлекать в кинопроизводство молодежь (через должности помощников и ассистентов, чтобы растить кадры). Предполагалось, что таким образом кино должно стать полноценной индустрией с централизованным руководством, развитыми технологиями и постоянно обновляющейся кадровой базой — всё это значительно отличалось от установившихся в течение 20-х годов довольно демократичных, но в чем-то кустарных методов организации кино.
Вместе с тем начинает сокращаться импорт иностранных картин в пользу наращивания собственного репертуара (напомним, что в течение 20-х СССР активно закупал зарубежные ленты, в том числе голливудские боевики). При этом сохраняются надежды на зарождение “пролетарского” кино за рубежом с развитием рабочих движений по всей планете — и его как раз вполне готовы импортировать в самых больших объемах (подобный тезис выдвигается Эфраимом Лембергом в работе 1930-го года “Кинопромышленность СССР. Экономика советской кинематографии”).
В то же время постоянно нарастает экспорт советских лент в другие государства, т.к. увеличиваются объемы производства. В 1928—1929-х годах кино СССР импортировалось Соединенными Штатами, Германией, Австрией, Великобританией, Испанией, Голландией, Италией, Португалией, Бельгией, Польшей, Индией и многими другими державами. Так что можно утверждать, что к концу 20-х Советский Союз уже доказал свою состоятельность, как новая и влиятельная кинематографическая держава. И, как известно, речь не просто о рядовых лентах: “Броненосец “Потемкин”, “Мать”, “Новый Вавилон”, “Звенигора”, “Потомок Чингисхана”, “Арсенал”, “Октябрь” и прочие действительно встряхнули мировую общественность за счет своих революционного творческого метода (в первую очередь, завязанного на монтаже).
Продолжается развитие кинопроизводственной сети союзных республик. Украинское, грузинское, армянское, азербайджанское, туркменское, узбекское кино уже успело заработать в середине 1920-х или же успешно прошло путь от дореволюционного к советскому, но кинематографу Таджикистана и Казахстана только предстояло начать снимать фильмы (первая картина в Таджикистане снята в 1932-м — “Когда умирают эмиры”; первая полноценная киностудия Казахстана заработала в 1929-м). Отдельно стоит упомянуть студию “Советская Беларусь”, т.к. она хотя формально и должна была заниматься развитием национальных белорусских тем, географически располагалась в Ленинграде и лишь к 1939-му году перебралась в Минск.
Во всяком случае комплекс этих факторов оказал определяющее влияние на образ кино СССР в ближайшее десятилетие.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!