У многих головоногих моллюсков (например, у более древних представителей наутилоидéй) раковина была не закрученная, а прямая. Раковина была разделена поперечными перегородками (се́птами) на камеры, как и раковина наутилуса. Крупная прямая раковина не позволяла животным быстро маневрировать в толще воды. Поэтому они, скорее всего, вели придонный образ жизни, медленно перемещаясь в поисках добычи. Остатки таких прямораковинных головоногих моллюсков встречаются в облицовке московского метро.
На станции «Краснопресненская» в Москве можно увидеть крупную, прямую септированную раковину. Она могла принадлежать двум разным головоногим. Возможно, это наружная раковина ортóцераса или внутренняя раковина аулакóцераса (архаичного белемнита). Хотя ортоцерасы считаются вымершими в конце триаса (более 200 млн лет назад), а возраст этого облицовочного камня раннеюрский (201—174 млн лет назад), нет ничего невероятного в том, что это может быть ортоцерас. Науке известны случаи, когда животные, считавшиеся вымершими в определённое время, были обнаружены в породах более позднего возраста и даже в современной биосфере. Такие находки показывают, что в палеонтологии ещё много загадок.
В подмосковных оврагах среди чëрных глин можно найти окаменелости, отдалённо похожие на наконечники стрел или каменные зубы. В народе их называют «чëртовыми пальцами» или «громовыми стрелами». А на самом деле это часть раковины вымершего головоногого моллюска белемнита (отряд Belemnoidea), родственника кальмаров.
Белемниты были широко распространены в тёплых морях в конце юрского и начале мелового периодов (около 145 млн лет назад) на территории Москвы и прилегающих областей. Внешне белемниты напоминали современных кальмаров и, вероятно, были такими же быстрыми пловцами. Однако в отличие от кальмаров, у белемнитов была раковина, которая располагалась внутри тела моллюска. Учёные полагают, что затягивание раковины кожей позволяло моллюскам маскироваться от хищников. Известно, что и современные головоногие способны быстро менять окраску кожи.
В раковине белемнита различают три основные части: тонкую защитную пластинку над внутренними органами — проóстракум, разделённый на камеры фрагмокóн и ростр. Ростр — наиболее твëрдая и массивная часть раковины, именно поэтому чаще всего только он (или его часть) и сохраняется в ископаемом состоянии. Именно ростры белемнитов и называют «чëртовыми пальцами». Ростр был необходим моллюску для выравнивания положения тела в воде в качестве противовеса массивной голове и щупальцам. Он помогал белемниту, плывущему задней частью тела вперёд, удерживать равновесие. У кальмаров от внутренней раковины осталось только роговое «перо». А у осьминогов раковина исчезла вовсе.
Белемниты были хищниками. Они плавали большими стаями, но среди них были виды, ведущие одиночный образ жизни.