Преимущество и одновременно недостаток денег, выпускаемых вооруженными формированиями, состоит в том, что вооруженные формирования сами — фактом своего присутствия с оружием в руках на определенной территории — определяют границы обращения выпущенных ими суррогатных денег.
Северо-Западный фронт Добровольческой армии России не мог не воспользоваться тем обстоятельством, что он временно оккупировал часть территории Эстонии, Латвии и Псковской губернии, подкрепив штыками легитимность своей денежной эмиссии.
Посмотрим на лицевую сторону купюры 1 000 рублей Полевого казначейства Северо-западного фронта, где снизу по центру размещены 2 факсимильные подписи — генерала от инфантерии Юденича (справа) и управляющего отделом финансов Ст. Лианозова (слева).
Фамилия Николая Николаевича Юденича хорошо известна всем, а чем прославился управляющий отделом финансов ?
Степана Георгиевича Лианозова называли «русским Рокфеллером»: нефтяные месторождения Баку, концессия на монопольное право ловли осетровых рыб в устье впадающих в Каспийское море рек и принадлежащий ему бренд на черную икру «Русский деликатес», кинокомпания «Биохром» со стеклянным павильоном в Петровском парке Москвы – это все составляющие богатства потомка армян, входящего в начале XX века в десятку богатейших людей России.
Еще отец Степана приобрел участок земли в Подмосковье по Савеловской железной дороге, который его сын превратил в элитный дачный район.
Степан Георгиевич все организовал с размахом: к дачам подвели дорогу, провели телефонную связь, разбили пруды, на железнодорожной станции постоянно дежурили извозчики – 2-х этажные дома с цветниками вокруг манили обеспеченных москвичей комфортным отдыхом на лоне природы.
Поселок — что было логично — получил название Лианозово.
Что не логично — так это то, что большевики сохранили это название на картах Подмосковья, хотя Степан Георгиевич лично доставил немало неприятностей Советской власти: и в качестве главы эмигрантского Северо-западного правительства в Эстонии, и позже в Париже своей деятельностью в так наз. «Торгпроме» — организации, ставившем своей целью «бороться с большевиками на экономическом фронте».
О красивых деньгах
Казначейство Северо-западного фронта воспользовалось заграничными связями С.Г.Лианозова и разместило заказ на печать своих денежных знаков в Швеции — в типографии Сверигес Литографиска Трюкериер.
Всего отпечатали 10 номиналов: 25 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 3 рубля, 5 рублей, 10 рублей, 25 рублей, 100 рублей, 500 рублей, 1 000 рублей.
По какой причине не стали печатать купюру 50 рублей — неизвестно.
500 рублей и 1 000 рублей — самые большие и самые красивые купюры:
- размер — 230 мм х 100 мм;
- бумага — верже.
Шведы постарались придать купюрам воинственный вид — как оно и подобает денежным знакам Вооруженного Сил:
- слева — боевые топоры, щиты, секиры, боевые знамена;
- справа — орел, прихвативший когтями извивающуюся змею, надо полагать — большевицкую гадину.
За орла они и получили в народе прозвище — «крылатки».
Еще одно прозвище — «петроградки» — купюры получили исходя из обещания, напечатанного на реверсе: «Подлежит обмену на государственные кредитные билеты порядком и в сроки, указываемые Петроградской конторой Государственного банка».
С обменом вышла неувязка — не взял Н.Н. Юденич город Петроград.
В итоге из тиража на сумму 1 млрд 200 млн рублей — это с учетом всех выпущенных номиналов — израсходовать на жалованье офицерам и солдатам успели 125 млн рублей.
Остаток был продан в Ревеле для использования: частью на кондитерской фабрике — для оформления конфетных коробок, а частью — на писчебумажную фабрику, для переварки в бумагу.
По нумерации тысячерублевая купюра имела 3 разновидности:
- cерия «А»;
- серия «Б»;
- без обозначения серии.
У меня в коллекции 3-ий вариант — номер 197795 без буквенного обозначения серии.
Сохранность купюры — UNC: сразу видно, что конфеты в нее не заворачивали.
😊
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.
Комменты — welcome !
За репосты — отдельная благодарность! 👌